поезда на юг становился, по мнению Винсента, все более японским.
Несомненно, Ван Гог был разочарован Арлем в период нескольких первых недель
пребывания там. Винсент искал солнца, а нашел холодный Арль с грязным
снегом. Должно быть, Винсент был очень расстроен, потому что он покинул
всех, кого он знал, в поисках солнца и отдыха на юге. Однако, неприятная
погода вскоре изжила себя, и Винсент начал работать над несколькими
картинами, которые позже будут признаны наиболее удачными в его творчестве.
Когда потеплело, Винсент не стал терять время и начал работать на натуре.
Тогда им были написаны неплохие работы: рисунок «Пейзаж с тропой и
обрубленными деревьями» и картина «Тропа сквозь поле с ивами». Рисунок был
сделан в марте, и деревья и пейзаж получились немного тусклыми после зимы.
Что касается картины, то , поскольку она была выполнена месяцем позже, то
на ветках деревьев явно видны почки. В течение этого времени Ван Гог
написал серию картин с изображением цветущих фруктовых садов. Винсент был
доволен темпами своей работы и, как те самые фруктовые сады, чувствовал
себя обновленным.
Следующие месяцы были для него счастливыми. В начале мая Ван Гог снял
комнату в Кафе де ла Гаре в 10 доме на Плэйс Ламартин, а также арендовал
под студию и хранилище помещение в своем знаменитом «Желтом доме» (дом 2 на
Плэйс Ламартин). Винсент переехал в Желтый дом только в сентябре,
подготавливаясь к ее оборудованию как «Студии на Юге».
Винсент прилежно работал всю весну и лето и начал высылать Тое посылки со
своими работами. Сейчас Ван Гог воспринимается, как больной человек,
который вел отшельнический образ жизни. Но это не так. На самом деле ему
нравилось общество, и за эти прекрасные месяцы приобрел массу друзей – как
для просто компании, так и для возможности иметь выразительных позеров.
Хотя иногда Винсенту было очень одиноко, он подружился с лейтенантом Полем
Милье и еще одним солдатом и написал их портреты. Винсент никогда не терял
надежду создать коммуну художников и развил бурную деятельность, чтобы
сподобить Поля Гогена составить ему компанию на юге. Такое предприятие
казалось вряд ли возможным, так как потребовало ассигнований со стороны
Тео, уже превысившего свой лимит. Однако, в конце июля умирает дядя Ван
Гогов, Винсент, и оставляет Тео наследство. Улучшение финансового положения
позволило Тео спонсировать поездку Гогена в Арль. В этом Тео был
заинтересован не только, как заботливый брат, но и как бизнесмен. Тео знал,
что Винсенту пойдет на пользу, если Гоген составит ему компанию, но он
также надеялся на то, что Гоген в обмен на материальную помощь вышлет ему
свои работы, которые принесут прибыль. В отличие от Винсента, у Поль Гогена
уже получалось извлекать прибыль за счет проданных работ.
Несмотря на улучшение материального положения у Тео, Винсент упорно
продолжает тратить большое количество денег на художественные
принадлежности, а не на необходимые для нормального существования вещи.
Изнуренный и истощенный, Ван Гог к октябрю окончательно подорвал свое
здоровье, однако его грела мысль о предстоящем приезде на юг Гогена.
Винсент очень старался, готовя Желтый дом для приезда друга. Гоген приехал
в Арль поездом 23 октября.
Следующие два месяца были ужасны, и для Винсента Ван Гога и для Поля
Гогена. По началу Ван Гог и Гоген неплохо ладили, вместе работая в
предместьях Арля, обсуждая свое творчество и различные техники рисования.
Но проходили недели, погода начала портиться, и художники были вынуждены
все более работать в студии, и на натуре выходить все реже и реже. Как
всегда настроение Ван Гога (как впрочем, и Гогена) колебалось в зависимости
от погоды. Однако, работая в четырех стенах, Винсент смягчался, когда
рисовал портреты. «Я написал портреты всей семьи…» - писал он Тео (письмо
560). Эти работы, портреты семьи Рулен, остаются среди наиболее ценных из
его работ.
В декабре Отношения Ван Гога с Гогеном начали обостряться. Их ссоры
становились все более частыми, «наэлектризованными», как описывает их
Винсент. Отношения усугубились в результате приступа душевного расстройства
у Винсента. 23 декабря Винсент Ван Гог, находившись в состоянии безумства,
отрезал нижнюю часть своего левого уха. Он лезвием отрезал мочку, завернул
ее в тряпку и отнес "«подарок"»в бордель, где и вручил его одной из местных
женщин. Пошатываясь, он вернулся в Желтый дом и там упал в изнеможении.
Полиция нашла его и поместила в больницу в Арле. Гоген, послав Тео
телеграмму, немедленно отправился в Париж, предпочтя не посещать Ван Гога в
больнице. Позже Ван Гог и Гоген будут время от времени вести переписку, но
так никогда больше не встретятся.
Во время пребывания в больнице Винсент находился под присмотром доктора
Феликса Рея (1867-1932). Следующая неделя после того, как Винсент отрезал
ухо, стала для него критической, как в плане физическом, так и в душевном.
Он потерял много крови, и участились приступы безумия, в течение которых
Винсент был недееспособен. Тео, поспешивший приехать из Парижа, был уверен,
что Винсент умрет, но к концу декабря – началу января он уже почти
полностью поправился. Первые недели 1889 года стали нелегкими для Винсента
Ван Гога. После того, как художник выписался из больницы, он возвращается в
свой Желтый дом, но продолжает посещать Доктора Рэя, сдает анализы и делает
у него перевязки уха. Выздоровление оказало на Винсента благоприятное
влияние, но денег все также не хватало, а также он расстроился из-за того,
что его близкий друг, Джозеф Рулен, решил принять более выгодное
предложение и уехал с семьей в Марсель. Рулен был очень близким и хорошим
другом Винсента в течение всего времени его пребывания в Арле. В творчестве
Винсент был довольно продуктивен и за январь и начало февраля написал такие
известные картины, как La Berceuse и «Подсолнухи». Однако, 7 февраля у
Винсента опять случается приступ, на этот раз ему представилось, будто его
отравили. И снова Винсента помещают на обследования в ту же больницу в
Арле. Там его держат 10 дней, а потом он снова возвращается в Желтый дом, с
мыслью: «Я надеюсь на лучшее.» (Письмо 577)
К тому времени жители Арля начали высказывать недовольство поведением
Винсента и написали петицию, где изложили свою точку зрения. Петиция была
направлена мэру города, а далее –начальнику полиции, который приказал вновь
поместить Винсента в больницу. Ван Гог пролежал в больнице следующие шесть
недель, но ему разрешалось покидать территорию больницы, с тем чтобы
рисовать на природе, а также относить картины на склад. Это был
продуктивный, но эмоционально неблагоприятный период в жизни Ван Гога. Как
и год назад Ван Гог изображает цветущие сады в окрестностях Арля. Несмотря
на удачные работы, Винсент понимает, что состояние его нестабильно и,
посоветовавшись с Тео, согласился на свой перевод в психиатрическую
лечебницу Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми-де-Прованс. Ван Гог покидает Арль 8
мая.
Находясь в заключении
По прибытии в лечебницу, Ван Гог попал под наблюдение к Доктору Теофилю
Ц.А. Пейрону (1827-95). После осмотра Винсента и его истории болезни,
доктор Пейрон пришел к заключению, что пациент болен одной из
разновидностей эпилепсии – диагноз, который на данный момент является
основной версией. Лечебницу никак нельзя было назвать «змеиной норой», но
Ван Гогу были очень неприятны крики других постояльцев, к тому же там плохо
кормили. Ван Гогу казался угнетающим тот факт, что пациенты ничего не
делали целыми днями – абсолютно никакой стимуляции. Кроме таблеток Ван Гогу
была назначена «гидротерапия», периодическое погружение в ванну с водой.
Хотя данная «терапия» вовсе не была вредной, особой пользы в излечении
душевных расстройств она не приносила.
По мере того, как проходили недели, душевное состояние Винсента более или
менее оставалось стабильным, и ему снова было позволено рисовать.
Обслуживающий персонал был доволен прогрессом Ван Гога (или, если быть
точным, отсутствием у него приступов), и в середине июня художник создает
свою наиболее известную работу: Звездную Ночь.
Относительно спокойное состояние душевного здоровья, однако, не продлилось
долго, и в середине июля у Ван Гога случается еще один припадок. На этот
раз он попытался проглотить свои собственные краски, и в результате – его
изолировали и закрыли ему доступ к материалам. Хотя он довольно быстро
оправился от происшествия, но был очень огорчен, что его лишили
единственной радости и страсти: его искусства. Через неделю доктор Пейрон
смягчился и разрешил Винсенту возобновить рисование. Как только он стал
снова творить, его психическое состояние улучшилось. Винсент отправлял Тео
письма, описывая свое нестабильное состояние здоровья; однако, у Тео в это
же время начинаются такие же проблемы. У него всегда было слабое здоровье и
он первые месяцы 1889 года он сильно болел.
Винсент не мог покинуть своей комнаты в течение двух месяцев, о чем писал
своей сестре: «…когда я в полях, меня до такой степени переполняет чувство
одиночества, что даже страшно выходить куда-то . . .» (письмо W14) По
прошествии нескольких недель Винсент избавился от своих тревожных чувств и
снова приступил к работе. В течение этого времени Винсент начал планировать
свой предстоящий отъезд из Сен-Реми. Он поделился своим желанием с Тео, и
тот начал подыскивать возможные варианты для помещения Винсента в другую
лечебницу, которая была бы расположена на этот раз намного ближе к Парижу.
До конца 1889 года физическое и психическое состояние здоровья Ван Гога
оставалось более или менее стабильным. Тео уже почти полностью оправился
после болезни, и находился в процессе подготовки дома вместе со своей
молодой женой. Одновременно он организовывал выставку, XX, в Брюсселе, где
позже будут выставлены работы Винсента. Винсент был вдохновлен предстоящим
событием и очень много и усердно работал. В процессе постоянной переписки
Ван Гога с Тео, они прорабатывают многие детали, касающиеся выставления
работ Винсента.
23 декабря 1889 года, ровно через год, день в день после «обрезания» уха, у