Расширяющееся принятие наготы вследствие широкого изучения
классической скульптуры стало основным достижением искусства эпохи
Ренессанса. Произошедшие по всему миру события ускорили осознание
разнообразия человеческих рас. Мастера пера и кисти средневековья были
чужды ложной стыдливости, теперь обнаженное человеческое тело могло
рассматриваться без стеснения. Языческая мифология изображалась с большей
эмоциональной свободой.
Если яркость и глубина цвета усиливалась масляными красками, то
применение холста вместо досок облегчило создание и перемещение больших
картин. Влияние живописи усиливалось также и распространением печати.
Ксилография[iv] и офорты[v] приносили известность художникам и их работам
далеко за пределами их родных мест. Именно таким образом работы Рафаэля,
Микеланджело, Тициана и многих других художников стали известны в Европе, а
коллекции репродукций отдельных авторов или школ позволили образам и
мотивам Ренессанса проникнуть в другие виды искусства. И все это обогащало
словарь образов и создавало точки соприкосновения с последующими
поколениями.
Возросшее уважение к искусству привело к возможности больше узнать о
художниках и их облике, благодаря интроспективному[vi] направлению того
периода, в результате которого создано много автопортретов.
К 1600 году по всей Европе появились бесчисленные здания Ренессанса,
создание которых в различной степени и различным образом вдохновлялось
античными архитектурными образцами. В этом активно участвовали художники.
Они использовали возможность представлять образцы возрожденной античности,
отображая на картинах или в рисунках идеальные города и церкви, требующие
своего воплощения в камне. Изображение архитектурных объектов являлось
важным для искусства перспективы.
Каждый из живописцев эпохи Ренессанса был, в определенном смысле,
новатором в своем творчестве. Но до наших дней сохранилась память лишь о
тех представителях мировой художественной культуры, чье громадное
историческое значение давно определилось. К их числу, безусловно,
принадлежит Тициан.
III. Вечеллио Тициан
Жизнь художника
Вечеллио Тициан родился в Кадоре, маленьком местечке, расположенном
над рекой Пьяве и находящемся в пяти милях от подножия Альп в 1477 г. от
Грегорио Вечелли и Луччи, венецианской гражданки.
Достигнув десятилетнего возраста и обладая прекрасными способностями и
живым умом, он был отправлен в Венецию к своему дяде, гражданину,
пользовавшемуся там уважением, который, видя у мальчика большие наклонности
к живописи, поместил его к Джованни Беллини[vii], живописцу весьма в то
время знаменитому. Изучая под его руководством рисунок, Тициан вскоре
обнаружил свою природную одаренность во всех тех областях таланта и вкуса,
которые необходимы для искусства живописца. Но так как в то время Джованни
Беллини и другие живописцы этой страны, поскольку они не изучали
античности, имели обыкновение часто, вернее, всегда, всё, что изображали,
срисовывать с натуры, причем, однако, в сухой, резкой и вымученной манере,
то и Тициан в эту пору усвоил себе те же приемы. Однако, когда позднее,
около 1507 года, у Джованни Беллини появился новый ученик - Джорджоне[viii]
из Кастельфранко, Тициан, будучи не всецело удовлетворен такими приемами
письма, стал придавать своим вещам больше мягкости и выпуклости в хорошей
манере. Он продолжал искать способ изображения живых и природных вещей и
воспроизводить их, как только мог лучше, при помощи цвета и пятен резкого
или мягкого тона, так, как он это видел в природе, не пользуясь
предварительным рисунком, ибо он считал непреложным, что писать прямо
краской, без всяких подготовительных эскизов на бумаге, есть истинный и
лучший способ работы, и что это и является истинным рисунком.
Итак, Тициан, увидав технику и манеру Джорджоне, оставил манеру
Джованни Беллини, хотя и потратил на нее много времени, и примкнул к
Джорджоне; научившись в короткое время так хорошо подражать его вещам, что
картины его нередко принимались за произведения Джорджоне. Достигнув
большей зрелости в годах, умении и вкусе, Тициан исполнил много фресок,
которые нельзя перечислить по порядку, так как они разбросаны были по
разным местам и в большинстве своём не сохранились.. Достаточно сказать,
что, глядя на них, многие опытные люди уже тогда предсказывали, что из
Тициана выйдет прекрасный художник, как это действительно и случилось.
Торжественно-лирическое звучание произведений Джорджоне, новое
понимание цвета и, наконец, своеобразная связь между фигурами и пейзажем
захватывали молодого Тициана. Его восхищение Джорджоне доходило в ранних
произведениях до внешнего подражания, что делает проблематичным различение
их работ. Но величие Тициана и его совершенно иной художественный
темперамент сберегли его от рабской зависимости.
После смерти Джорджоне в 1510 году Тициан стал его художественным
наследником как ученик в самом широком смысле, почитатель и друг. Так как
Себастьяно дель Пьомбо[ix], который также относился к кругу Джорджоне и в
ранние годы продолжал дело мастера, ещё до 1511 года уехал в Рим, победа
Тициана была предначертана, ему не нужно было опасаться ещё одного
потенциального конкурента. Таким образом Тициан становится самым модным
художником Венеции. Вопреки приглашениям папы Льва Х[x] и заманчивым
предложениям некоторых итальянских княжеских домов, Тициан остался в
Венеции
В 1513 году он сообщил Совету Десяти[xi], что желает написать
батальную сцену в Большом зале Дворца дожей[xii] и попросил о присуждении
патента маклера при немецком торговом доме. С этой должностью, которую уже
имел Беллини и с которой был связан постоянный годовой пенсион, Тициан
перенял определенные обязанности, например, написание портретов дожей и
вотивных[xiii] картин. После первоначального согласия Совет Десяти отменил
свое решение, вероятно, не без интриг Беллини и его окружения. Только после
смерти Беллини в 1516 году Тициан получил этот патент и стал официальным
художником Венецианской республики. Значительная часть возникших в это
время портретов и исторических картин погибла после пожара в Палаццо
Дукале.
Для карьеры Тициана очень важными были связи с некоторыми итальянскими
княжескими домами. Ключевой фигурой в этих контактах стал герцог Альфонсо
д'Эсте[xiv], по его рекомендациям художника приняли в родственных домах, он
стал советником в вопросах искусства. В замке герцога Тициан жил вместе с
двумя помощниками с февраля до марта 1516 года.
После нескольких лет успешной деятельности Тициан получил первый
официальный заказ для одной из венецианских церквей, который открывает
второй период творческого развития мастера. В «Ассунте», большом алтарном
произведении, исполненном в 1516 году, он совершенно независимо решает
проблему объединения формы и цвета. Справедливо было замечено, что этим
заказом Тициан мог сравниться с несколько ранее возникшими росписями стен и
потолка в Ватиканских Станцах[xv], сделанных Рафаэлем[xvi]. Уверенность и
ясность построения вместе с возрастанием роли цвета позволяют занять
«Ассунте» одно из видных мест в творчестве Тициана.
В 20-х годах XVI века заказчиками мастера были дожи и другие высокие
чиновники Венеции, епископы и посланники папы.
В эти годы Тициан, принимая во внимание общественное мнение, приводит
в порядок свои семейные отношения: в 1525 году он женится на спутнице жизни
Чечилии, которая уже до этого родила ему двух сыновей, Помпонио и Орацио, а
позднее двух дочерей.
В эти годы и позднее Тициан занимался устройством своей мастерской.
Здесь его правой рукой в художественных и административных вопросах был
второй сын Орацио. Если верить дошедшим до нас сведениям, то известно, что
Тициан увольнял художников, работавших слишком самостоятельно, и, как все
великие, создал штат надежных, приспособляемых сотрудников. Его ярко
выраженный предпринимательский дух постоянно заставлял его требовать
выплаты полагающихся ему денег, просить о чинах для себя и двух своих
сыновей, с успехом заниматься торговлей древесиной. Всю прибыль Тициан
закладывал в покупку земельных угодий. Но многие начатые работы оставались
в течение месяцев и годов незавершенными. Это было обусловлено образом
работы Тициана: лишь изредка он делал идейный эскиз, который бы в грубых
чертах определял будущую картину. Он отвергал требование его современника
Дюрера[xvii] - изготовления точного предварительного рисунка, для него
важным было свободное развитие фантазии художника. В любой момент Тициан
был готов изменить концепцию картины. Такой процесс работы подтверждают
рентгеновские снимки многих его работ, проведенные в наши дни:
окончательный вариант постепенно вырастает из положенных друг на друга
слоев. Подобная художественная позиция как нельзя лучше подходила
искусству, стоявшему на службе государства, требовавшего в значительных
темах широкой формы.
Двадцатым годам с их полнотой новых решений и утверждением Тициана в
качестве первого живописца Венеции следует время внешнего и внутреннего
успокоения. В эти годы Тициан проявляет себя великим открывателем цвета,
каждое произведение исходит из специфической, тонко нюансированной
красочной палитры. Его работа над картинами для Мантуанского герцога
внезапно прерываются смертью жены Чечилии 5 августа 1530 года. В сентябре