изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой
противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность,
уверенность и достоинство («Ипполито Медичи», «Пьетро Аретино». В Портрете
Франциска I (1538), в котором художник явно польстил королю, изобразив его
при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь
накопленный мастером опыт. На неоконченном «Портрете папы Павла III с
Алессандро и Оттавио Фарнезе» представлен немощный, но хитрый старик,
которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.
В произведениях 40-х годов по сравнению с более сдержанными и
уточненными работами предыдущего десятилетия вновь проявляется динамика.
Тициан обращается к совершенно новым темам, его стиль становится
монументальнее, возрастает стремление к единству колорита. В парижской
версии картины «Коронование терновым венцом» он использует резкие
диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать
эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи
цельность характеров, стоическое мужество. В основе колорита поздних
произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в
целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках
коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого.
В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем
живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании
религиозных и мифологических тем. Жизнеутверждающая красота человеческого
тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений
художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами («Даная», «Венера и
Адонис», «Венера перед зеркалом»). Манера письма художника становится
исключительно свободной, композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой
пластической лепки, краски
накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
Из сочетания гибких многообразных мазков рождаются образы, исполненные
трепетной жизненности и драматизма. Стареющий мастер придает всему
изображенному красочный блеск высшего совершенства. Перед нами подлинно
царственная женственность во всей ее первозданной славе. Богиня любви в
обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги.
В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте
счастья.
Великое обещание счастья, надежда на счастье, и это полное наслаждение
жизнью составляет одну из основ творчества Тициана.
Только цвет определяет выражение этих поздних, глубоко внутренних
произведений старого художника. От тщательности и точности предыдущих
десятилетий он пришел к широкому, растворяющему контур мазку кисти. Этот
«магический импрессионизм» позднего стиля вызвал восхищение, но и презрение
современников. Цвет стал для Тициана самым важным, колорит в его творчестве
достигает с 1550 года высшего совершенства. В работе с цветом Тициан
обращается к уже достигнутому, не забывая при этом всего нового. Именно в
этом заключается то большое впечатление, оставляемое его последними
творениями. Цвет у Тициана с самого начала выражал радость жизни и
декоративную роскошь, выполняя тем самым запросы венецианского искусства. В
последующие века великие представители европейской живописи - Пуссен,
Рубенс, ван Дейк, Веласкес и Ватто[xxvii] - обратились именно к этим
достижениям Тициана.
Воплощением этого позднего стиля является картина «Похищение Европы»,
где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
«Положение во гроб» повторяет иконографическую схему композиции,
выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей
расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно
выделены; фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием
объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Его последняя
картина – «Оплакивание Христа» была сделана им для своего собственного
надгробия между 1573 и 1576. Это огромная алтарная композиция, к сожалению,
так и осталась незаконченной. Это полотно - вопль отчаяния, потрясающий
душу. Но именно грандиозность этого отчаяния служит нам утешением, ибо в
самой этой грандиозности звучит протест против неизбежности конца.
Заключение
И вот перед нами сам этот художник, овладевшей стихией цвета,
окончательно преодолевший главенствующую роль очертаний и тем открывший
новую страницу в истории живописи. Художник, давший миру самое радостное,
торжественно-праздничное искусство, художник, которого не могли омрачить ни
закат гуманизма, ни дума о смерти в самые старческие годы. Величав, покоен
и строг он на последнем автопортрете с орлиным носом, высоким лбом и
взглядом одухотворенным и проницательным. Черты Тициана вылеплены из
пламенеющих тициановских красок, в контрасте с черным одеянием они
выступают на полотне как вечный памятник знаменосцу великого искусства,
памятник, созданный им самим во славу этого искусства.
При написании этого реферата я поняла, что созданные однажды,
произведения искусства не остаются одинаковыми раз и навсегда. Творения
Тициана живут своей жизнью в смене исторических этапов, то порой отчуждаясь
в своем глубоком смысле от понимания зрителя нового поколения, то,
напротив, вырастая в своей содержательной сущности и в эстетической
притягательности. На мой взгляд, важно именно то, что несмотря на столетия,
которые разделяют наше время и эпоху, в которую творил гениальный художник,
его произведения продолжают жить, продолжают удивлять и восхищать не только
искусствоведов, но и простых людей. А это, я считаю, и есть показатель
того, что творения Тициана пережили время, а какое еще можно найти
подтверждение гениальности и величия истинного творца.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазарев В.Н. Поздний Тициан. – В кн.: Старые итальянские мастера. М.,
1972
2. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Книга для чтения. - М.,
«Просвещение», 1976.
3. Смирнова И.А. Тициан и венецианский портрет XVI в. М., 1964.
4. Интернет-сайт: www.elibron.com.
-----------------------
[i] Гуманизм - Идейно-культурное движение эпохи Возрождения,
противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип
свободного всестороннего развития человеческой личности.
[ii] Реформация - мощное религиозное движение, направленное на
реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в
Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и
привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства -
протестанизма.
[iii] протестант - проповедующий протестанизм. Протестанизм - Одно из
направлений христианства, которое объединяет вероучения, отколовшиеся от
католицизма в ходе реформации XVI в.
[iv] ксилография - гравюра на дереве.
[v] офорт - 1. Способ углубленного гравирования на металлической доске при
помощи травления кислотами. 2. Гравюра на меди или цинке с рисунком,
протравленным кислотами; типографский оттиск такой гравюры.
[vi] Интроспекция - Метод изучения психических процессов, основанный на
самонаблюдении.
[vii] Джованни Беллини Bellini Джованни, также Джамбеллино (ок. 1430-1516
), один из величайших живописцев итальянского Возрождения.
[viii] Джорджоне - итальянский художник (1477-1510)
[ix] Себастьяно дель Пьомбо Себастьяно Лучиани (ок. 1485–1547) -
итальянский живописец Высокого Возрождения
[x] Лев Х (1475—1521) - в 1513 г. Джованни де'Медичи под именем Льва X
избирается папой
[xi] Совет Десяти, - совет из 10 самых уважаемых и высокопоставленных
дожей, избирался на один год, входил в Большой Совет, который в свою
очередь входил в Сенат республики. Совет Десяти обладал колоссальной
властью в связи с тем, что на него была возложена обязанность следить за
политической безопасностью в республике.
[xii] дожи - верховные главы Венецианского государства, избирались
пожизненно.
[xiii] вотивный (от латин. votum - обет, желание) - содержащий обет в честь
высшего существа, бога.
[xiv] Альфонсо II д’Эсте (1533-97), герцог Феррары из рода Медичи. Феррара
- город и провинция в Италии.
[xv] станцы - комнаты (итал.)
[xvi] Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio)
(1483–1520), итальянский живописец и архитектор, один из величайших
мастеров эпохи Возрождения
[xvii] Дюрер Альбрехт (Drer, Albrecht) (1471–1528), немецкий живописец,
рисовальщик
[xviii] город в Италии.
[xix] Мантуя Мантуя (Mantova), город в Северной Италии, в области
Ломбардия, административный центр провинции Мантуя.
[xx] Карл V - (1500-1558) - Император Священной Римской Империи (1519 -
1556), король Испании (1516 - 1556), эрцгерцог Австрии (1519 - 1522),
герцог Люксембурга (1506 - 1556).
[xxi] БЕЛЬВЕДЕР (ит. belvedere – букв. «прекрасный вид»), надстройка над
домом, павильон или беседка, расположенные, как правило, на возвышенном
месте, откуда открывается красивый вид. Бельведером может называться и двор
с окружающими его галереями. Двор с этим названием построен в Ватикане. В
галереях Бельведера хранятся многие шедевры античного искусства.
[xxii] Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564 гг.),
итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Выдающийся мастер эпохи
Ренессанса.
[xxiii] Я.Сансовино наст. имя и фамилия Якопо Татти (1486–1570),
итальянский художник и архитектор, центральная фигура ренессансного
зодчества Венеции.
[xxiv] (Veronese, Paolo) (1528–1588), итальянский художник, представитель
венецианской школы; родился в 1528 в Вероне. Настоящее имя – Паоло Кальяри
(Cagliari) или Калиари (Caliari).
[xxv]Аретино Aretino, Pietro (1492–1556), итальянский писатель эпохи
Возрождения, близкий друг Тициана.
[xxvi] панегрик - 1. Ораторская речь хвалебного содержания; похвальное
слово в честь кого-л. (в Древней Греции и Древнем Риме). 2. перен.
Восторженно-хвалебный отзыв о ком-л., чем-л., восторженная - и часто
неумеренная - похвала.
[xxvii] Пуссен, Poussin, Nicolas (1594–1665), французский живописец.
Рубене, Питер Пауль Рубенс - выдающийся художник фламандского барокко (1577-
1640); ван Дейк - один из величайших фламандских живописцев XVII века (1599
- 1641) ;Веласкес Velzquez, Rodrguez de Silva Velzquez, Diego (1599–1660),
великий испанский живописец 17 в.
-----------------------
Палацо дукале. Венеция.
Церковь деи Фрари Венеция.
Вакх и Ариадна. Тициан.
Дворец Дожей. Венеция
Ассунта. Тициан.
Портрет Карла V на коне. Тициан.
Даная. Тициан
Цыганская Мадонна. Тициан.
Флора. Тициан.
Динарий кесаря. Тициан
Венера Урбинская. Тициан.
Портрет молодого человека с перчаткой. Тициан.
Портрет Франциска I. Тициан.
Портрет Кардинала Пьетро Бембо. Тициан
Коронование терновым венцом. Тициан.
Венера перед зеркалом. Тициан.
Венера и Адонис. Тициан.
Похищение Европы. Тициан.
Положение во гроб. Тициан.
Автопортрет. Тициан.
Портрет папы Павла III.(фрагмент) Тициан
Похищение Европы. Тициан.
Положение во гроб. Тициан.