Вечеллио Тициан

изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой

противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность,

уверенность и достоинство («Ипполито Медичи», «Пьетро Аретино». В Портрете

Франциска I (1538), в котором художник явно польстил королю, изобразив его

при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь

накопленный мастером опыт. На неоконченном «Портрете папы Павла III с

Алессандро и Оттавио Фарнезе» представлен немощный, но хитрый старик,

которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.

В произведениях 40-х годов по сравнению с более сдержанными и

уточненными работами предыдущего десятилетия вновь проявляется динамика.

Тициан обращается к совершенно новым темам, его стиль становится

монументальнее, возрастает стремление к единству колорита. В парижской

версии картины «Коронование терновым венцом» он использует резкие

диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать

эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.

Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи

цельность характеров, стоическое мужество. В основе колорита поздних

произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в

целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках

коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого.

В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем

живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании

религиозных и мифологических тем. Жизнеутверждающая красота человеческого

тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений

художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами («Даная», «Венера и

Адонис», «Венера перед зеркалом»). Манера письма художника становится

исключительно свободной, композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой

пластической лепки, краски

накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.

Из сочетания гибких многообразных мазков рождаются образы, исполненные

трепетной жизненности и драматизма. Стареющий мастер придает всему

изображенному красочный блеск высшего совершенства. Перед нами подлинно

царственная женственность во всей ее первозданной славе. Богиня любви в

обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги.

В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте

счастья.

Великое обещание счастья, надежда на счастье, и это полное наслаждение

жизнью составляет одну из основ творчества Тициана.

Только цвет определяет выражение этих поздних, глубоко внутренних

произведений старого художника. От тщательности и точности предыдущих

десятилетий он пришел к широкому, растворяющему контур мазку кисти. Этот

«магический импрессионизм» позднего стиля вызвал восхищение, но и презрение

современников. Цвет стал для Тициана самым важным, колорит в его творчестве

достигает с 1550 года высшего совершенства. В работе с цветом Тициан

обращается к уже достигнутому, не забывая при этом всего нового. Именно в

этом заключается то большое впечатление, оставляемое его последними

творениями. Цвет у Тициана с самого начала выражал радость жизни и

декоративную роскошь, выполняя тем самым запросы венецианского искусства. В

последующие века великие представители европейской живописи - Пуссен,

Рубенс, ван Дейк, Веласкес и Ватто[xxvii] - обратились именно к этим

достижениям Тициана.

Воплощением этого позднего стиля является картина «Похищение Европы»,

где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.

«Положение во гроб» повторяет иконографическую схему композиции,

выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей

расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.

Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно

выделены; фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием

объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Его последняя

картина – «Оплакивание Христа» была сделана им для своего собственного

надгробия между 1573 и 1576. Это огромная алтарная композиция, к сожалению,

так и осталась незаконченной. Это полотно - вопль отчаяния, потрясающий

душу. Но именно грандиозность этого отчаяния служит нам утешением, ибо в

самой этой грандиозности звучит протест против неизбежности конца.

Заключение

И вот перед нами сам этот художник, овладевшей стихией цвета,

окончательно преодолевший главенствующую роль очертаний и тем открывший

новую страницу в истории живописи. Художник, давший миру самое радостное,

торжественно-праздничное искусство, художник, которого не могли омрачить ни

закат гуманизма, ни дума о смерти в самые старческие годы. Величав, покоен

и строг он на последнем автопортрете с орлиным носом, высоким лбом и

взглядом одухотворенным и проницательным. Черты Тициана вылеплены из

пламенеющих тициановских красок, в контрасте с черным одеянием они

выступают на полотне как вечный памятник знаменосцу великого искусства,

памятник, созданный им самим во славу этого искусства.

При написании этого реферата я поняла, что созданные однажды,

произведения искусства не остаются одинаковыми раз и навсегда. Творения

Тициана живут своей жизнью в смене исторических этапов, то порой отчуждаясь

в своем глубоком смысле от понимания зрителя нового поколения, то,

напротив, вырастая в своей содержательной сущности и в эстетической

притягательности. На мой взгляд, важно именно то, что несмотря на столетия,

которые разделяют наше время и эпоху, в которую творил гениальный художник,

его произведения продолжают жить, продолжают удивлять и восхищать не только

искусствоведов, но и простых людей. А это, я считаю, и есть показатель

того, что творения Тициана пережили время, а какое еще можно найти

подтверждение гениальности и величия истинного творца.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лазарев В.Н. Поздний Тициан. – В кн.: Старые итальянские мастера. М.,

1972

2. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Книга для чтения. - М.,

«Просвещение», 1976.

3. Смирнова И.А. Тициан и венецианский портрет XVI в. М., 1964.

4. Интернет-сайт: www.elibron.com.

-----------------------

[i] Гуманизм - Идейно-культурное движение эпохи Возрождения,

противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип

свободного всестороннего развития человеческой личности.

[ii] Реформация - мощное религиозное движение, направленное на

реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в

Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и

привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства -

протестанизма.

[iii] протестант - проповедующий протестанизм. Протестанизм - Одно из

направлений христианства, которое объединяет вероучения, отколовшиеся от

католицизма в ходе реформации XVI в.

[iv] ксилография - гравюра на дереве.

[v] офорт - 1. Способ углубленного гравирования на металлической доске при

помощи травления кислотами. 2. Гравюра на меди или цинке с рисунком,

протравленным кислотами; типографский оттиск такой гравюры.

[vi] Интроспекция - Метод изучения психических процессов, основанный на

самонаблюдении.

[vii] Джованни Беллини Bellini Джованни, также Джамбеллино (ок. 1430-1516

), один из величайших живописцев итальянского Возрождения.

[viii] Джорджоне - итальянский художник (1477-1510)

[ix] Себастьяно дель Пьомбо Себастьяно Лучиани (ок. 1485–1547) -

итальянский живописец Высокого Возрождения

[x] Лев Х (1475—1521) - в 1513 г. Джованни де'Медичи под именем Льва X

избирается папой

[xi] Совет Десяти, - совет из 10 самых уважаемых и высокопоставленных

дожей, избирался на один год, входил в Большой Совет, который в свою

очередь входил в Сенат республики. Совет Десяти обладал колоссальной

властью в связи с тем, что на него была возложена обязанность следить за

политической безопасностью в республике.

[xii] дожи - верховные главы Венецианского государства, избирались

пожизненно.

[xiii] вотивный (от латин. votum - обет, желание) - содержащий обет в честь

высшего существа, бога.

[xiv] Альфонсо II д’Эсте (1533-97), герцог Феррары из рода Медичи. Феррара

- город и провинция в Италии.

[xv] станцы - комнаты (итал.)

[xvi] Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio)

(1483–1520), итальянский живописец и архитектор, один из величайших

мастеров эпохи Возрождения

[xvii] Дюрер Альбрехт (Drer, Albrecht) (1471–1528), немецкий живописец,

рисовальщик

[xviii] город в Италии.

[xix] Мантуя Мантуя (Mantova), город в Северной Италии, в области

Ломбардия, административный центр провинции Мантуя.

[xx] Карл V - (1500-1558) - Император Священной Римской Империи (1519 -

1556), король Испании (1516 - 1556), эрцгерцог Австрии (1519 - 1522),

герцог Люксембурга (1506 - 1556).

[xxi] БЕЛЬВЕДЕР (ит. belvedere – букв. «прекрасный вид»), надстройка над

домом, павильон или беседка, расположенные, как правило, на возвышенном

месте, откуда открывается красивый вид. Бельведером может называться и двор

с окружающими его галереями. Двор с этим названием построен в Ватикане. В

галереях Бельведера хранятся многие шедевры античного искусства.

[xxii] Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564 гг.),

итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Выдающийся мастер эпохи

Ренессанса.

[xxiii] Я.Сансовино наст. имя и фамилия Якопо Татти (1486–1570),

итальянский художник и архитектор, центральная фигура ренессансного

зодчества Венеции.

[xxiv] (Veronese, Paolo) (1528–1588), итальянский художник, представитель

венецианской школы; родился в 1528 в Вероне. Настоящее имя – Паоло Кальяри

(Cagliari) или Калиари (Caliari).

[xxv]Аретино Aretino, Pietro (1492–1556), итальянский писатель эпохи

Возрождения, близкий друг Тициана.

[xxvi] панегрик - 1. Ораторская речь хвалебного содержания; похвальное

слово в честь кого-л. (в Древней Греции и Древнем Риме). 2. перен.

Восторженно-хвалебный отзыв о ком-л., чем-л., восторженная - и часто

неумеренная - похвала.

[xxvii] Пуссен, Poussin, Nicolas (1594–1665), французский живописец.

Рубене, Питер Пауль Рубенс - выдающийся художник фламандского барокко (1577-

1640); ван Дейк - один из величайших фламандских живописцев XVII века (1599

- 1641) ;Веласкес Velzquez, Rodrguez de Silva Velzquez, Diego (1599–1660),

великий испанский живописец 17 в.

-----------------------

Палацо дукале. Венеция.

Церковь деи Фрари Венеция.

Вакх и Ариадна. Тициан.

Дворец Дожей. Венеция

Ассунта. Тициан.

Портрет Карла V на коне. Тициан.

Даная. Тициан

Цыганская Мадонна. Тициан.

Флора. Тициан.

Динарий кесаря. Тициан

Венера Урбинская. Тициан.

Портрет молодого человека с перчаткой. Тициан.

Портрет Франциска I. Тициан.

Портрет Кардинала Пьетро Бембо. Тициан

Коронование терновым венцом. Тициан.

Венера перед зеркалом. Тициан.

Венера и Адонис. Тициан.

Похищение Европы. Тициан.

Положение во гроб. Тициан.

Автопортрет. Тициан.

Портрет папы Павла III.(фрагмент) Тициан

Похищение Европы. Тициан.

Положение во гроб. Тициан.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать