Возникновение и распространение христианства
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Нижневартовский Государственный педагогический институт
Отделение культурологии
Е.В. Харитонова
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
Курсовая работа по истории культуры
Руководитель Л.А.
Полищук
Допускается к защите______
Нижневартовск
1999
ПЛАН
Введение. ………………………………………………………
Глава I. Возникновение христианства.
1. Источники раннего христианства. …………………
2. Социальные истоки христианства. …………….
Глава II. Культурно-исторические условия становления христианства.
1. Первые христианские общины и учение ранних христиан.
……………………………………………
2. Христианство и Римская империя. Преследования христиан.
……………………………………………
Глава III. Распространение христианства.
1. Борьба направлений в раннем христианстве. ……
2. Становление епископальной церкви. ……………
3. Превращение христианства в господствующую религию и его
распространение. …………………
Заключение. ………………………………………………….
Библиография. ………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена истории возникновения и
распространения христианства.
Актуальность. История раннего христианства, причины его
возникновения и повсеместного распространения привлекали и продолжают
привлекать внимание исследователей.
Глава I. Возникновение христианства
1.Источники раннего христианства.
О возникновении христианства, становлении его вероучения написано
огромное, по существу, необъятное количество книг, статей и других
публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-
просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и
понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве,
создавшем многочисленные церкви, имеющие миллионы последователей,
занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной,
экономической и политической жизни народов и государств.
Вплоть до восемнадцатого столетия исследование начал христианства было
запрещено. Излишнее любопытство, желание узнать больше, чем рассказывает
Новый завет и церковная традиция, казались правоверным христианам в высшей
степени предосудительным, граничащим с ересью. Многие ученые не
отваживались обнародовать результаты своих исследований. Эти работы
публиковались лишь после их смерти. Только благодаря просветителям
восемнадцатого века сделалось возможным научное исследование происхождения
христианства. Изучались самые разнообразные источники : произведения
античных писателей, которые упоминали о христианах, сочинения христианских
богословов и их противников, а также, конечно, те книги, которые сами
христиане почитают священными и боговдохновенными, где изложены основные
догмы христианской религии, легенды о жизни ее основателя – Иисуса Христа,
приведены его слова и поучения.
Традиционное представление видит в христианстве создание одного
человека, Иисуса Христа. И это представление продолжает господствовать и в
настоящее время. В последнем издании “Британской энциклопедии” личности
Иисуса Христа посвящено двадцать тысяч слов – больше чем Аристотелю,
Цицерону, Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Конфуцию, Магомету или
Наполеону. В научных трудах, посвященных исследованию проблемы историчности
Иисуса Христа, существует два направления – мифологическое и историческое.
Первое считает Иисуса мифологическим собирательным образом, созданным на
основе земледельческих или тотемических культов. Все евангельские рассказы
о его жизни и чудесных деяниях – заимствования из мифов. Историческое
направление признает, что в основе образа Исуса Христа лежит реальная
историческая личность. Его последователи считают, что развитие образа
Иисуса Христа связано с мифологизацией, обожествлением действительно
существовавшего проповедника из Назарета.
В доказательство исторической достоверности существования Иисуса Христа
ссылаются на сохранившиеся до нашего времени тексты нехристианских авторов,
чья беспристрастность якобы не вызывает сомнения. Речь идет о трех римских
авторах Таците, Плинии Младшем и Светонии. Высказывания тех этих аторов
подверглись тщательному изучению, кое какие вопросы так и не были выяснены
окончательно и являются по сей день предметом ожесточенных споров.
Начнем с Тацита, крупнейшего историка и писателя Древнего Рима,
патриция и консула (ок. 55 –120 гг. н.э.). Примерно в 116 году он
опубликовал главное свое сочинение – “Аналлы”. В книге 15-й “Аналлов” дано
описание знаменитого пожара, вспыхнувшего в 64 году при Нероне и чуть не
уничтожившего весь город. “Чтобы пресечь слухи, Нерон подставил виновных и
подверг самым изощренным казням тех, кого чернь ненавидела за их постыдное
поведение и называла христианами. Начало этому названию дал Христос,
который был при императоре Тиберии приговорен к смерти прокуратором Понтием
Пилатом; временно подавленное пагубное суеверие вспыхнуло снова не только в
Иудее, где это зло родилось, но также и в столице, куда отовсюду стекается
и находит множество приверженцев всякая гадость и пакость… Казнили их с
позором – одевали в шкуры диких зверей и бросали на растерзание собакам,
распинали на крестах и ночью поджигали вместо факелов… В итоге, хотя эти
люди были виноваты и заслуживали строжайшего наказания, они вызывали
сочувствие, ибо гибли не ради блага империи, а из-за жестокости одного
человека”.[1]
О подлинности этого отрывка свидетельствует явно враждебное отношение
к жертвам Нерона и их вере, презрительно названной “пагубным суеверием”.
Поскольку невозможно предположить, что это более поздняя вставка, авторство
Тацита представляется неоспоримым. Правда, Зенон Косидовский в своей книге
“Сказания евангелистов” отмечает, что Тацит, изображая прошлое, не слишком
заботился о точности. Известно, что в I веке н.э. приверженцы Христа еще не
назывались христианами, поэтому в 64 году н.э. в Риме не было “христиан”,
как их называет Тацит.
В “Деяниях апостолов” (11:26) говорится, что название - или
прозвище - “христиане” придумали язычники – жители Антиохии, славившиеся
своей насмешливостью. Оказывается, “христос” – это греческий эквивалент
еврейского слова “мессия”, что значит “помазанный”, “намазанный”. Людям
эллинистической эпохи этот эпитет в применении к приверженцам какого-то
Христа казался смешным и нелепым. Таким образом, прозвище “христиане”
значило: “те, кого натирают мазями”.
Со временем последователи Христа привыкли к этому глумливому прозвищу
и сами начали его употреблять. Но до этого они себя называли “святыми”,
“братьями”, “избранными”, “сыновьями света”, “учениками”, “бедными” и чаще
всего “назореями”.
В начале II столетия, когда писались “Аналлы”, в Риме действительно
было много последователей Иисуса, которых тогда уже называли христианами. И
Тацит просто перенес современную ему обстановку на целых полвека назад.
З.Косидовский предполагает, то свои сведения Тацит черпал у самих христиан.
Исходя из всех этих соображений, можно заключить, что приведенный
выше отрывок текста действительно принадлежит Тациту, но, навеянный
рассказами христиан II века, он неточно воссоздает обстановку середины I
века.
Вторым римским писателем, упоминавшим в своих сочинениях о
последователях Иисуса Христа, был Плиний Младший (52 – 114 гг. н.э.). Он
занимал пост римского наместника и в одном из своих писем-очетов писал о
последователях Иисуса Христа: “Эта вера распространяется повсюду, не только
в городах и деревнях, но и во всей стране. Храмы пустеют, люди давно уже не
совершают жертвоприношений…У них есть обычай в определенные дни собираться
перед восходом солнца и молиться Христу, как богу”.[2]
Некоторые ученые подвергают сомнению подлинность этих строк, но
большинство исследователей склонны считать запись подлинной.
Третий римский автор Светоний (ок. 70 – 160г.) в своем сочинении
“Жизнеописания двенадцати Цезарей” пишет следующее: “Он [император Клавдий]
изгнал евреев из Рима за то, что они беспрестанно смутьянили, подстрекаемые
каким-то Христом”, и далее, в главе о Нероне: “Наказали пытками христиан,
приверженцев нового и преступного суеверия”.[3]
После тщательных исследований ученые пришли к единодушному выводу,
что обе фразы являются подлинными и принадлежат самому Светонию, с той лишь
оговоркой, что вторая, несомненно, заимствована у Тацита.
Вот, в сущности, все, что сказано о христианах в дошедших до нас
текстах римских авторов. Из этих весьма лаконичных сообщений явствует, что
в начале II века христианство имело в Риме довольно много приверженцев, но
пользовалось не слишком доброй славой.
Еще одним свидетельством можно считать отрывок из “Иудейских
древностей” Иосифа Флавия. В третьей главе 18-й книги речь идет о римском
прокураторе Понтии Пилате и сказано следующее: “В это время жил Иисус,
мудрый муж, если только его можно назвать человеком, ибо он был чудотворец,
учитель людей, радостно воспринимавших возвещаемую им истину, и нашел много
приверженцев среди иудеев и эллинов. Это был Христос. Хотя, по доносу