Возникновение и распространение христианства

Возникновение и распространение христианства

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Нижневартовский Государственный педагогический институт

Отделение культурологии

Е.В. Харитонова

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Курсовая работа по истории культуры

Руководитель Л.А.

Полищук

Допускается к защите______

Нижневартовск

1999

ПЛАН

Введение. ………………………………………………………

Глава I. Возникновение христианства.

1. Источники раннего христианства. …………………

2. Социальные истоки христианства. …………….

Глава II. Культурно-исторические условия становления христианства.

1. Первые христианские общины и учение ранних христиан.

……………………………………………

2. Христианство и Римская империя. Преследования христиан.

……………………………………………

Глава III. Распространение христианства.

1. Борьба направлений в раннем христианстве. ……

2. Становление епископальной церкви. ……………

3. Превращение христианства в господствующую религию и его

распространение. …………………

Заключение. ………………………………………………….

Библиография. ………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена истории возникновения и

распространения христианства.

Актуальность. История раннего христианства, причины его

возникновения и повсеместного распространения привлекали и продолжают

привлекать внимание исследователей.

Глава I. Возникновение христианства

1.Источники раннего христианства.

О возникновении христианства, становлении его вероучения написано

огромное, по существу, необъятное количество книг, статей и других

публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-

просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и

понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве,

создавшем многочисленные церкви, имеющие миллионы последователей,

занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной,

экономической и политической жизни народов и государств.

Вплоть до восемнадцатого столетия исследование начал христианства было

запрещено. Излишнее любопытство, желание узнать больше, чем рассказывает

Новый завет и церковная традиция, казались правоверным христианам в высшей

степени предосудительным, граничащим с ересью. Многие ученые не

отваживались обнародовать результаты своих исследований. Эти работы

публиковались лишь после их смерти. Только благодаря просветителям

восемнадцатого века сделалось возможным научное исследование происхождения

христианства. Изучались самые разнообразные источники : произведения

античных писателей, которые упоминали о христианах, сочинения христианских

богословов и их противников, а также, конечно, те книги, которые сами

христиане почитают священными и боговдохновенными, где изложены основные

догмы христианской религии, легенды о жизни ее основателя – Иисуса Христа,

приведены его слова и поучения.

Традиционное представление видит в христианстве создание одного

человека, Иисуса Христа. И это представление продолжает господствовать и в

настоящее время. В последнем издании “Британской энциклопедии” личности

Иисуса Христа посвящено двадцать тысяч слов – больше чем Аристотелю,

Цицерону, Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Конфуцию, Магомету или

Наполеону. В научных трудах, посвященных исследованию проблемы историчности

Иисуса Христа, существует два направления – мифологическое и историческое.

Первое считает Иисуса мифологическим собирательным образом, созданным на

основе земледельческих или тотемических культов. Все евангельские рассказы

о его жизни и чудесных деяниях – заимствования из мифов. Историческое

направление признает, что в основе образа Исуса Христа лежит реальная

историческая личность. Его последователи считают, что развитие образа

Иисуса Христа связано с мифологизацией, обожествлением действительно

существовавшего проповедника из Назарета.

В доказательство исторической достоверности существования Иисуса Христа

ссылаются на сохранившиеся до нашего времени тексты нехристианских авторов,

чья беспристрастность якобы не вызывает сомнения. Речь идет о трех римских

авторах Таците, Плинии Младшем и Светонии. Высказывания тех этих аторов

подверглись тщательному изучению, кое какие вопросы так и не были выяснены

окончательно и являются по сей день предметом ожесточенных споров.

Начнем с Тацита, крупнейшего историка и писателя Древнего Рима,

патриция и консула (ок. 55 –120 гг. н.э.). Примерно в 116 году он

опубликовал главное свое сочинение – “Аналлы”. В книге 15-й “Аналлов” дано

описание знаменитого пожара, вспыхнувшего в 64 году при Нероне и чуть не

уничтожившего весь город. “Чтобы пресечь слухи, Нерон подставил виновных и

подверг самым изощренным казням тех, кого чернь ненавидела за их постыдное

поведение и называла христианами. Начало этому названию дал Христос,

который был при императоре Тиберии приговорен к смерти прокуратором Понтием

Пилатом; временно подавленное пагубное суеверие вспыхнуло снова не только в

Иудее, где это зло родилось, но также и в столице, куда отовсюду стекается

и находит множество приверженцев всякая гадость и пакость… Казнили их с

позором – одевали в шкуры диких зверей и бросали на растерзание собакам,

распинали на крестах и ночью поджигали вместо факелов… В итоге, хотя эти

люди были виноваты и заслуживали строжайшего наказания, они вызывали

сочувствие, ибо гибли не ради блага империи, а из-за жестокости одного

человека”.[1]

О подлинности этого отрывка свидетельствует явно враждебное отношение

к жертвам Нерона и их вере, презрительно названной “пагубным суеверием”.

Поскольку невозможно предположить, что это более поздняя вставка, авторство

Тацита представляется неоспоримым. Правда, Зенон Косидовский в своей книге

“Сказания евангелистов” отмечает, что Тацит, изображая прошлое, не слишком

заботился о точности. Известно, что в I веке н.э. приверженцы Христа еще не

назывались христианами, поэтому в 64 году н.э. в Риме не было “христиан”,

как их называет Тацит.

В “Деяниях апостолов” (11:26) говорится, что название - или

прозвище - “христиане” придумали язычники – жители Антиохии, славившиеся

своей насмешливостью. Оказывается, “христос” – это греческий эквивалент

еврейского слова “мессия”, что значит “помазанный”, “намазанный”. Людям

эллинистической эпохи этот эпитет в применении к приверженцам какого-то

Христа казался смешным и нелепым. Таким образом, прозвище “христиане”

значило: “те, кого натирают мазями”.

Со временем последователи Христа привыкли к этому глумливому прозвищу

и сами начали его употреблять. Но до этого они себя называли “святыми”,

“братьями”, “избранными”, “сыновьями света”, “учениками”, “бедными” и чаще

всего “назореями”.

В начале II столетия, когда писались “Аналлы”, в Риме действительно

было много последователей Иисуса, которых тогда уже называли христианами. И

Тацит просто перенес современную ему обстановку на целых полвека назад.

З.Косидовский предполагает, то свои сведения Тацит черпал у самих христиан.

Исходя из всех этих соображений, можно заключить, что приведенный

выше отрывок текста действительно принадлежит Тациту, но, навеянный

рассказами христиан II века, он неточно воссоздает обстановку середины I

века.

Вторым римским писателем, упоминавшим в своих сочинениях о

последователях Иисуса Христа, был Плиний Младший (52 – 114 гг. н.э.). Он

занимал пост римского наместника и в одном из своих писем-очетов писал о

последователях Иисуса Христа: “Эта вера распространяется повсюду, не только

в городах и деревнях, но и во всей стране. Храмы пустеют, люди давно уже не

совершают жертвоприношений…У них есть обычай в определенные дни собираться

перед восходом солнца и молиться Христу, как богу”.[2]

Некоторые ученые подвергают сомнению подлинность этих строк, но

большинство исследователей склонны считать запись подлинной.

Третий римский автор Светоний (ок. 70 – 160г.) в своем сочинении

“Жизнеописания двенадцати Цезарей” пишет следующее: “Он [император Клавдий]

изгнал евреев из Рима за то, что они беспрестанно смутьянили, подстрекаемые

каким-то Христом”, и далее, в главе о Нероне: “Наказали пытками христиан,

приверженцев нового и преступного суеверия”.[3]

После тщательных исследований ученые пришли к единодушному выводу,

что обе фразы являются подлинными и принадлежат самому Светонию, с той лишь

оговоркой, что вторая, несомненно, заимствована у Тацита.

Вот, в сущности, все, что сказано о христианах в дошедших до нас

текстах римских авторов. Из этих весьма лаконичных сообщений явствует, что

в начале II века христианство имело в Риме довольно много приверженцев, но

пользовалось не слишком доброй славой.

Еще одним свидетельством можно считать отрывок из “Иудейских

древностей” Иосифа Флавия. В третьей главе 18-й книги речь идет о римском

прокураторе Понтии Пилате и сказано следующее: “В это время жил Иисус,

мудрый муж, если только его можно назвать человеком, ибо он был чудотворец,

учитель людей, радостно воспринимавших возвещаемую им истину, и нашел много

приверженцев среди иудеев и эллинов. Это был Христос. Хотя, по доносу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать