Возникновение и распространение христианства

штатом должностных лиц нужно было управлять. Так возникает институт

епископов, власть которых постепенно возрастала; сама должность стала

пожизненной.

Согласно древней поговорке, которую цитирует Тертуллиан: “где трое,

там и церковь”. Во всякой христианской общине выделялась группа лиц, особо

уважаемых членами за свою преданность церкви - епископы и диаконы. Наряду с

ними в раннехристианских документах упоминаются пресвитеры (старейшины).

Однако важно заметить, что на раннем этапе развития (30 - 130 гг. н.э.),

эти лица находятся в “живом единении с церковью”, их власть имеет не

правовой характер, а благодатный, свободно признаваемый собранием. То есть

их власть в первом веке существования церкви держалась чисто на авторитете.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным

изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они

объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются

ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Если раньше

проповедовать мог любой член общины, то по мере вытеснения апостолов и

пророков епископ становится центральной фигурой пропагандистской

деятельности. Состоятельная часть христиан постепенно сосредотачивает в

своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой.

Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем

пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты

вытесняют харизматиков (пророков) и сосредотачивают в своих руках всю

полноту власти. Дальнейшее развитие иерархии привело к возникновению

католической церкви, к полному отказу от суверенности общин, существовавшей

раньше, к установлению старой внутрицерковной дисциплины.

Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями

равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями

о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это -

основные идеи христианства. Рядом с ними стояли хорошо известные нам идеи

мессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что они были созвучны с

мечтами рабов и неимущих свободных граждан.

Действительно, христианство затронуло струну, которая должна была

найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами

греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в

сознании греховности каждого отдельного человека; в то же время в

жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную

форму внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в сознании, к

чему все так страстно стремились.

Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние

атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не

революционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела

значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от

всего случайного и показало ее бесконечную красоту и ценность. Это - одна

из причин популярности христианства. Отчаявшись в материальном мире любой

человек(!), будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение

свободы духовной, на особое духовное состояние.

Христианство учило, что все дурное в жизни - есть производное греха,

глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность

отступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личности

заключается в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоан. III, 2). Это учение о

причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве

стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открыв

ему светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как

совершенен Отец ваш.

Но будучи радостной вестью для каждого отдельного человека, учение

Христа говорило о спасении и всего мира. Страдает не только человек; “вся

тварь совокупно страдает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому спасение не

только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том что

спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и

отношений в Евангелии носит название Царствия Божьего или Царствия

небесного.

Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, но человек может,

если хочет, войти в него, употребив для этого личные усилия; еще при жизни

он может соединиться в своей душе с объективным Царством Божьим, приняв его

в себя, в то время как в других людях, во всем мире Царство еще не

осуществилось. Раннее христианство свои социальные представления

связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия,

с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной

жизни. Это -основные идеи христианства. Рядом с ними стояли хорошо

известные нам идеи мессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что

они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан.

Действительно, христианство затронуло струну, которая должна была

найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами

греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в

сознании греховности каждого отдельного человека; в то же время в

жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную

форму внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в сознании, к

чему все так страстно стремились.

Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не

его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не революционная

в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только

как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного

и показало ее бесконечную красоту и ценность. На наш взгляд это- одна из

причин популярности христианства. ( Мы уже говорили о том массовом бегстве

из мира внешнего в мир внутренний). Отчаявшись в материальном мире любой

человек(!), будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение

свободы духовной, на особое духовное состояние.

Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с

государственными властями, порождало многочисленные преследования и

гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная

ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической

оппозиции , рассматривалась как определенная угроза государственной

структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии.

По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений

религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие

масштабы.

Христианство учило, что все дурное в жизни -есть производное греха,

глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность

отступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личности

заключается в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоан. III, 2). Это учение о

причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве

стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открывши

ему светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как

совершенен Отец ваш.

-5-

Но будучи радостной вестью для каждого отдельного человека, учение

Христа говорило о спасении и всего мира. Страдает не только человек; “вся

тварь совокупно страдает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому спасение не

только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том что

спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и

отношений в Евангелии носит

название Царствия Божьего или Царствия небесного.

Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, существует от века,

но человек может, если хочет , войти в него, употребив для этого личные

усилия; еще при жизни он может соединиться в своей душе с объективным

Царством Божьим, приняв его в себя, в то время как в других людях, во всем

мире Царство еще не осуществилось.

2.5. Отношение государства к Церкви.

Если выше мы рассмотрели отношение церкви к государству, то сейчас

рассмотрим, каково же было, наоборот, отношение общества и государства к

Церкви в первый век ее существования. Очевидно, что к середине 1 века

власти научились различать христиан от иудеев. Это различие указывает как

на увеличение общины, так и на то, что власти стали подозрительно

относиться к секте христиан. По мнению некоторых ученых преследовались

христиане (на первом этапе) не за идеи, а за якобы совершенные ими поджоги

Рима. С этой точки зрения можно сделать вывод, что власти не осознавали еще

в полной мере всей опасности христиан для империи. По мнению других,

христианство рассматривалось властями как

-7-

оппозиционное государственной власти, императору движение. Так или иначе

гонения на христиан имели место на протяжении довольного большого отрезка

времени. Космополитизм раннего христианства, эгалитаризм, неприятие

божественного императора, обращение к униженным и угнетенным(соц. сущность,

см. главу “Демократия духа”), по мысли правящей верхушки представляли

определенную идеологическую опасность, что и повлекло за собой политику

запретов и гонений. Античный ум, оставаясь самим собой не мог иначе

реагировать на это новое учение, явно шедшее наперекор всему тому, чем жила

античность (например, вместо службы государству и обществу- мечту о

Небесном Царстве).

Более того в коммунистической “организации” общины они видели источник

анархизма, к которому чувствовали неприязнь и ненависть. Они слишком

презирали эту пролетарскую религию. Поэтому позже, уже в 4 веке, когда

христианство стало господствующей религией, последовательные язычники

оставались при том же презрительном отношении к христианству.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать