прелести подобных небольших, взятых из окружающей действительности видов
сельских местностей отличает с самого начала искусство Рейсдаля. Редкие
фигуры отдыхающих пли идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть
пейзажа. Мирное существование человека на лоне природы — основная тема
ранних картин Рейсдаля, что и сообщает его произведениям этих
летпдиллический характер.
К концу сороковых или началу пятидесятых годов нужно отнести подписную,
но но датированную картину «Пейзаж с путником)) Грис. 3). Она близка ранним
произведениям Рейсдаля по манере письма п по типу композиции, хотя
несколько холоднее по краскам. Так же, как в картине 1646 г. «Домик в
роще)), в центре видна группа деревьев. Они возвышаются на темном прпгорке,
резко выступающем на фоне светлой дороги. Левее главной группы —
кустарники, над которыми поднимается полузасохшее дерево с тонким стволом
9
и ветвями, вырисовывающимися на фоне неба. В правой части картины
виднеется уходящая вдаль дорога. Затемненная на первом и освещенная на
втором плане, она влечет глаз вглубь. Пространственность пейзажа
подчеркнута также резким уменьшением размеров деревьев от более крупных
передних до маленьких дальних. Немногочисленные фигурки людей размещены с
большим тактом. Невольно встает вопрос, написаны ли они самим Рейсдалем.
Специализация в голландской живописи того времени была столь велика, что
нередко художникам приходилось прибегать к помощи своих товарищей для
выполнения некоторых частей картины. Так, небольшие виды, служащие фоном
портретов, бытовых сцен или изображений животных, часто принадлежат кисти
художника-пейзажиста. В то же время фигуры, оживляющие изображения природы,
так называемый стаффаж, исполнены иногда специально привлеченным для этого
бытовым или портретным живописцем.
Что подобное сотрудничество имело место в пейзажах Рейсдаля, нам
известно из свидетельства биографа голландских художников Гоубракена,
который даже перечисляет имена тех, кто помогал Рейсдалю. Видимо, и в
ранних произведениях последнего фигуры написаны другим мастером. Однако,
кто является их автором, установить трудно.
Три картины Эрмитажа, относящиеся к раннему периоду творчества Рейсдаля,
почти не представленному даже в музеях Голландии, характеризуют основную
направленность искусства юного художника. Уже на первых порах он выступает
как мастер, одаренный сильной индивидуальностью, вдохновляющийся
непосредственными впечатлениями родной природы, самобытный и смелый в
простой будничности своих изображений. Реалистические искания молодого
художника в полной мере сказываются как в выборе, так и в трактовке его
ранних пейзажей.
В начале пятидесятых годов Рейсдаль, покинув Гаарлем, отправился
путешествовать. Как показывает ряд возникших в 1650—1655-х годах картин,
художник побывал в восточно-нидерландских провинциях, посетил соседние
области Германии, ездил по Рейну. К этому времени относятся многочисленные
виды немецкого замка Бентхойм, привлекшего Рейсдаля своим живописным
расположением, рисунок кистью города Ренена и ряд других пейзажей,
свидетельствующих не только об изменении тематики, но и о новых чертах
художественного
восприятия автора. Теперь он уже не удовлетворяется изображением
укромных уголков родной страны, скромными видами проселочных дорог и
домиков среди дюн. Стремление к грандиозному, к выделению и подчеркиванию
основного, к широко разворачивающемуся вглубь пейзажу все сильнее и сильнее
выступает в его живописи. Но величественности и значительности своих
изображений Ройсдаль достигает но путем отказа от многообразия реального
мира. Великий голландский художник всегда исходит из впечатлений окружающей
природы. Оперируя сопоставлением больших масс, он никогда не игнорирует
конкретные реальные детали. Выделяя и подчеркивая основной мотив, он вместе
с тем любовно выписывает каждую травинку, листик, цветок. Это и сообщает
пейзажам Рейсдаля их реалистическую значимость.
К 1650-м годам — началу периода новых исканий—относится небольшой, хуже
других сохранившийся пейзаж «Дорога на опушке леса)) (рп^ 4). Опять выбран
тихий уединенный уголок, по-прежнему уходит вглубь дорога; но основной
характер композипии определяется уже не этим, а нависающим над дорогой полу
засохшим деревом. Освещенный, выступающий на фоне листвы кряжистый
изогнутый ствол его выделен так сильно, что подчиняет себе все прочие
элементы картины. Изгиб первого дерева повторен стоящим в глубине вторым,
меньшим. Как противовес им, дан слева торчащий из земли пень. Природу
Ройсдаль показывает теперь уже не с ее идиллической стороны, а в борьбе
противоречивых сил роста и увядания.
Намечающийся в 1650-х годах поворот Ройсдадя в сторону более
углубленного понимания многообразия жизни природы приводит к написанию
лучших его произведений. После нескольких лет путешествия художник в 1656
г. поселяется в Амстердаме, главном центре экономической жизни Голландии.
Конец пятидесятых и шестидесятые годы — самая блестящая пора в творчестве
Ройсдаля. Он поднимается до полных внутренней силы, собранности и мощи
изображений природы, подобных которым но знала голландская пейзажная
живопись.
По величественности и значимости своих пейзажных картин Рейсдаль может
быть сопоставлен только с Пуссеном. Но голландскому живописцу чужд
классический дух, которым пронизаны построенные на гармоническом
соотношении масс пейзажи его французского собрата. Эмоциональный подход
к действительности обусловливает характерные черты искусства Рейсдаля. В
основе творчества великого голландского пейзажиста лежит по существу
диалектическое понимание жизни природы как единства противоположностей.
Извечная борьба противоречивых сил созидания и разрушения — вот что находит
свое воплощение в картинах Ройсдаля. Он воспринимает природу не в ее
статике, а в ее динамической сущности. Отсюда исключительная
выразительность лучших пейзажей Рейсдаля, их грандиозность и напряженность.
Все в них полно жизни и движения. Подгоняемые ветром несутся по небу
облака, со скал низвергаются водопады, волны набегают на берег, а с земли
навстречу свету поднимаются мощные, густолиственные деревья, у подножия
которых гниют упавшие стволы.
^-^ В «Речке в лесу)) (рис. 5) — одном из лучших произведений 1660-х
годов — Ройсдаль вводит зрителя в глубь лесной чащи. Перед нами уже не
опушка с тесным рядом деревьев, окаймляющих дорогу. Теперь взгляд проникает
в глубь старого леса, где рядом с высоким полузасохшим стволом лежит
упавшее дерево, высятся могучие дубы, а извилистая тропинка теряется среди
зарослей. Борьба света с постепенно охватывающим природу мраком воплощена в
этом чрезвычайно темном по колориту пейзаже, где с неожиданной резкостью
выделяется ствол величественного в своем умирании дерева с врезывающейся в
небо сухой веткой. Угасающий свет вырывает из темноты то белые стволы
деревьев, то их изогнутые ветки или выступающие из земли корни, то часть
дороги с текущей внизу речкой. Небо играет теперь существенную роль в общей
композиции картины, сквозит сквозь листву, отражается в воде. Пронизанное
светом, окрашенное у горизонта лучами заходящего солнца, оно контрастирует
с темными силуэтами деревьев. Хотя этот пейзаж принадлежит к числу наиболее
темных по колориту картин Рейсдаля, однако художник в пределах ограниченной
красочной гаммы дает множество нюансов, начиная от коричневато-зеленого
цвета листвы в освещенных местах к серо-зеленым тонам в затемненных. Четкая
определенность форм дополняется значимостью каждого отдельного элемента
композиции.
Если в своих: ранних произведениях Рейсдаль стремился к гармоничному
сочетанию всех частей, то теперь основное настроение пейзажа создается
путем удачного использования
контрастов. Светлые стволы; выступающие на темно-оливковом фоне листвы в
правой части картины, противопоставлены темным стволам на фоне светлеющего
неба — в левой. По сравнению с маленькими фигурками людей мощные формы
деревьев кажутся еще массивнее. Предпочитая буки и дубы, Рейсдаль старается
выявить их связь с почвой, из которой они растут. Художник избирает близкую
точку зрения, благодаря чему зритель как бы втягивается в изображение.
Контрасты света и тени еще более усиливают романтическое настроение,
которым проникнут пейзаж.
«Болото» (рис. G) — другое значительное произведение 1660-х годов —
несколько проще по своему мотиву. В нем нет напряжения и динамичности,
которые характерны для «Речки в лесу», но прекрасно подчеркнута стихийная
мощь природы. Крепкие деревья небольшими группами возвышаются над кочками,
между которыми простирается водная гладь начинающего зарастать болота.
Каждое дерево имеет свои особенности роста, каждое по-своему протягивает
свои ветви навстречу свету. Вот, справа, за поваленным стволом, растут
рядом высокая береза и кряжистый дуб. Стройное деревцо кажется еще тоньше
по сравнению с мощным гигантом леса с его полузасохшими ветвями, коряво
торчащими вперед. Подобно упавшему дереву, лежащему спереди, светлый ствол
березы четко выделяется на фоне зелени, привлекая внимание зрителя своей
интенсивной белизной. Слева начинающий засыхать бук с толстым обнаженным
стволом в борьбе с грозящим увяданием пустил вверху покрытые листвой ветви.
Несколько поодаль стоят рядом четыре дерева. А в просвете между стволами
сквозят другие деревья, уводя глаз все глубже и глубже — туда, где за
маленькой фигуркой охотника видны дальние поля. Деревья отражаются в глади