Жизнь и творчество Пабло Пикассо
Министерство образования
Республики Беларусь.
г. Кобрин, 2001 г.
Содержание:
I Введение 3-4
II Основная часть 5-6
1 Юные годы Пикассо 6-8
2 Заря величия: 6-11
а) «Голубой период» 6-8
б) «Розовый период» 8-11
3 Переворот в современном искусстве 11-18
а) «Авиньонские девицы» 11-13
б) Искажения в живописи. Кубизм. 13-18
4 Пикассо – скульптор.
18-20
5 Искусство Африки в творчестве Пикассо.20-21
6 Осмысление ужасов войны (Гермика) 21-23
7 Прекрасное и уродливое 23-24
III Заключение 25-26
Литература 27
Приложение
Введение
Актуальность выбранной темы я вижу в том, что немногим удавалось
достичь такой популярности и силы воздействия на искусство ХХ в., как Пабло
Пикассо, родившемуся почти 120 лет назад на юге Испании. Он прожил долгую и
плодотворную жизнь. Когда в 1973 г. Пикассо умер в возрасте 91 года, после
него осталось около 200000 картин, гравюр, скульптур, рисунков,
конструкций, коллажей. Но он прославился не только феноменальным объемом и
разнообразием своих работ. Пожалуй, ни один другой художник современности
не реагировал так остро и вдохновенно на события, на меняющуюся обстановку
и важнейшие проблемы века. Хотя Пикассо покинул Испанию в молодом возрасте
и уехал во Францию, где провел почти три четверти своей жизни, по своим
привычкам, темпераменту и взглядам он всегда оставался испанцем(может быть
величайшим гением которого дала эта страна миру). И тем не менее его
искусство приобрело всеобщую значимость как выражение триумфов и трагедий,
жизненной силы и беспокойных исканий человека ХХ века. Оно питалось многими
источниками прошлого, включая работы его великих испанских
предшественников. Одновременно Пикассо извлек много уроков из искусства вне
классических европейских традиций – архаического иберийского искусства и
искусства Черной Африки.
Его гигантский труд не только обнаруживает восприимчивость создателя
к проблемам и творческим, и человеческим, но и рассказывает многое о
Пикассо как о личности. Это полный дневник его жизни, его настроений, его
страстей и дилемм. От начала и до конца этот человек, наделенный
неистощимой творческой энергией, воплощал многие парадоксы и противоречия,
как в своей жизни, так и в своем искусстве, но никогда он не изменял ни
себе, ни своему вдохновению. Одним из отличительных качеств этого
революционного художника было то, что он постоянно возвращался к
традиционному, снова бросая вызов работам великих художников прошлого.
Другой парадокс: хотя он боготворил жизнь и не уставал восхищаться
человеческим телом, его фигуры характеризуются деформациями, сделанными с
такой силой экспрессии, с какой не сравнится ничего в западном искусстве.
Для Пикассо жизнь и искусство едины.
Данный реферат посвящен этому неистощимому, противоречивому,
потрясающе плодотворному гению. Цель моей работы – подчеркнуть огромный
вклад Пикассо в культуру и искусство, имеющий всемирное значение.
Основная часть.
25 октября 1881: Пабло Пикассо родился в Малаге, на юге Испании. Его
родители были Хосе Руги Бласко и Мария Пикассо Лопес. Дон Хосе, художник,
преподавал рисование в Школе изящных искусств и ремесел. Стремясь подражать
своему отцу, совсем еще юный Пикассо создает рисунки, отличающиеся
удивительной точностью линий и исключительно острой наблюдательностью.
1891: Семья переезжает в Ла-Корунью на Атлантическом побережье и
живет там, в течение 4-х лет. Пабло всерьез начинает заниматься живописью.
Его дарование столь изумительно, успехи столь велики, что пораженный его
талантом отец, как рассказывал впоследствии сам Пикассо, вручил ему свою
палитру и кисти и заявил, никогда больше не вернется к живописи.
1895: Дон Хосе получает должность учителя в Барселоне. Весной того
года семья посещает Малагу, сделав по пути остановку в Мадриде, где Пабло
впервые знакомится с работами великих мастеров Музея Прадо. Несмотря на
свой юный возраст, Пабло поступает в Барселонскую школу изящных искусств
(известную под названием Ла-Лонха). Он дружит с каталонскими художниками:
Мануэлем Палларесом и Уусепе Кардоной. Наиболее интересные работы этого
периода – "Первое причастие" (1896), "Наука и милосердие" (1897). Обе эти
работы строго "академичны", но в них уже ярко проявляется не по годам
творческая зрелость художника.
1897: Семья посылает Пикассо в Мадрид учиться в Королевской Академии
Сан-Фернандо, но он больше времени проводит в залах Прадо или бродит по
городу.
Июнь 1898: посещает Хорту в долине Эрбо, место, которому суждено будет
сыграть важную роль в его творчестве. По возвращении поселяется в
Барселоне. В этом городе он вскоре стал чувствовать себя как дома и часто
посещал модернистское кафе “Els QuarteGats”, где собирались представители
передовых художественных и интеллектуальных течений того времени.
Февраль 1900: устраивает в “Els QuarteGats” свою первую выставку
рисунков и набросков.
Октябрь 1900: Пикассо и его друг Калахемас едут в Париж. Пикассо
знакомится с работами Деля, Сезанна, Ван-Гога, Боннара… Итог посещения
Парижа: «Голубой танцовщик» и «Мулен де ла-Галлет».
Голубой период.
Начало "голубого периода " принято связывать со второй поездкой
художника в Париж. Действительно, он возвращается к рождеству 1901 года в
Барселону с завершенными и начатыми полотнами , написанными в совершенно
иной манере ,чем та , в которой он работал до сих пор. Печаль - вот что
рождает искусство, убеждает он теперь своих друзей. В его картинах
возникает голубой мир безмолвного одиночества , отверженных обществом людей
– больных, нищих, калек, стариков.
Пикассо уже в эти годы был склонен к парадоксам и неожиданностям. 1900-
1901 года обычно называют "лотреновскими" и "стейленовскими" в творчестве
художника, указывая тем самым на прямую связь с искусством его парижских
современников. Но после поездки в Париж он окончательно порывает со своими
увлечениями. "Голубой период" по мироощущению, проблематике, пластике
связан уже с испанской художественной традицией.
Ситуацию помогают понять 2 полотна – «Любительница абсента» и
«Свидание». (см. приложение 1) Они стоят на самом пороге «голубого
периода», предваряя многие его тематические аспекты и вместе с тем завершая
целую полосу исканий Пикассо, его движения к собственной истине.
Можно с уверенностью сказать, что в 15 лет Пикассо уже прекрасно владел
художественным мастерством в академическом смысле этого слова. А затем его
захватывает дух экспериментаторства в поисках своей дороги в сложном
переплете направлений и течений европейского искусства рубежа ХХ столетия.
В этих исканиях проявилась одна из замечательных особенностей таланта
Пикассо – способность к ассимиляции, усвоению различных тенденций и
направлений в искусстве. В "Свидании" и "Любительнице абсента" проступают
еще первоисточники (парижская школа искусства). Но молодой Пикассо уже
начинает говорить своим голосом. То, что тревожило и мучило его, теперь
требовало иных изобразительных решений. Былые привязанности были исчерпаны.
Обращение художника к образам нищеты, страдания, трагичного отчаяния
часто связывают с условиями его жизни во французской столице и трагической
смертью друга Касахемоса, поэта и художника, покончившего жизнь
самоубийством. Действительно, Пикассо в эти годы крайне бедствовал. И все
же истоки, питавшие "голубой период", шире и глубже.
Они в социальном климате эпохи, в атмосфере общественной жизни
Барселоны, в мировоззрении самого Пикассо.
Барселона тех лет была одним из центров революционно-анархических идей,
отражавших остроту социальных контрастов и бедности тогдашней Испании. Это
отложило отпечаток и на особенность жизни города с его клубными
дискуссиями, собраниями, митингами. В полубогемной среде таверны "4 кота",
где особенно ценились свобода и независимость, а сочувствие "к униженным и
оскорбленным" возводилось в нравственный принцип, и формировались жизненные
позиции молодого Пикассо.
С бесстрашием подлинного большого художника, 20-летний Пикассо
обращается ко "дну" жизни. Он посещает больницы, психиатрические лечебницы,
приюты. Здесь он находит героев своих картин – нищих, калек, обездоленных,
поруганных и выброшенных обществом людей. Отнюдь не только сентиментальное
сострадание к ним хотел художник выразить своими полотнами. Голубой мир
безмолвия, в который он погружает своих действующих лиц, - это не только
символ страдания и боли, это и мир гордого одиночества, нравственной
чистоты.
"Две сестры" (см. приложение 2) явились одним из первых произведений
этого периода. В "Сестрах" и вообще в работах "голубого периода" автор
ориентируется на некоторые традиции средневекового искусства. Его
привлекает стилистика готики, особенно готической пластики с ее