договоре имелся специальный пункт, закреплявший за Марксом права и на те
произведения, которые, возможно, «будут выпущены в свет Еленой Аполлоновной
Салтыковой или ее наследниками, или о напечатании которых будет ими
опубликовано» . Права продавались Марксу на пять лет (на период 1900–1904
гг.) за 55 тыс. руб.. при оговорке, что сочинения могут быть изданы только
приложением к «Ниве».
По всей вероятности, договор этот имел какое-то дополнение, так как
четвертое издание было выпущено Марксом в 1900-1901 гг. в 12 томах по 1
руб. 50 коп. за том, а приложением к «Ниве» оно вышло уже после смерти
издателя, в 1905-1906 гг. Издание было дополнено пьесой «Смерть Пазухина» и
несколькими сказками, ранее запрещенными цензурой. Однако и его нельзя
назвать полным, в него не была включена публицистика писателя. Тем не
менее, оно впервые сделало произведения Салтыкова-Щедрина доступными
широким читательским кругам, так как вышли тиражом 150 тыс. экз.
Вряд ли кто-нибудь может с полной определенностью сказать, понимал ли
Маркс истинное значение А.П. Чехова в истории русской литературы. Писатель
П. А. Сергеенко, представлявший интересы Антона Павловича на переговорах с
Марксом, отвечал на этот вопрос отрицательно. Уже после заключения договора
он писал Чехову: Маркс «только в последнее время познакомился с твоими
произведениями и пришел в восторг от твоих мелких рассказов». В другом
месте он же утверждал, что Маркс до заключения договора прочитал лишь две
вещи Чехова, до того напечатанные в «Ниве» и «7 жидких томиков» его
рассказов. И тем не менее именно Маркс приобрел право литературной
собственности на произведения писателя и выпустил их четвертьмиллионным
тиражом, а не ранее издававший А. П. Чехова А. С. Суворин.
Многие годы в лице Ю.О. Грюнберга Адольф Федорович имел великолепного
помощника и советчика, но окончательное решение всегда принимал сам. А для
того, чтобы не ошибиться, в любом случае необходимо было знать читателя,
понимать, как складывается общественное мнение. В этом плане чрезвычайно
показательна история приобретения литературной собственности на
произведения А.А. Фета.
Издавна существовало убеждение, что книги А.А. Фета не пользовались
спросом у современников. Даже такой серьезный исследователь, как Д. Д.
Благой, считал, например, что судьба четырех выпусков «Вечерних огней»
оказалась гораздо более суровой, чем предшествовавших книг Фета: «Несмотря
на их крайне ограниченные тиражи (всего по несколько сот экземпляров), они
оставались нераспроданными, в то время как сборник стихов Надсона
переиздавался чуть ли не каждый год (за 30 с небольшим лет выдержал 29
изданий!)». Читаешь эти строки, и в памяти невольно оживают мрачные
предсказания Д. И. Писарева, что книгопродавцы за отсутствием спроса на
стихи А. Фета, со временем их «продадут пудами для склеивания комнат под
обои и завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы».
Если бы все обстояло так на самом деле, как предсказывал критик, то
Маркса следовало бы считать, по меньшей мере, чистой воды филантропом,
каким он в действительности никогда, конечно, не был. Ведь только чудак или
безумец мог «отвалить» 30 тыс. руб. за право литературной собственности на
произведения писателя, книги которого, лишь попав в руки купцов копченой
рыбы, стали бы в первый раз приносить «некоторою долю практической пользы»
(Д. И. Писарев). К тому же и сам Маркс считал, что «поэзия читается у нас
вообще очень мало, и круг ее потребителей весьма невелик». И тем не менее
он решился на такой шаг. Судьба литературного наследства Фета общеизвестна.
Вскоре после кончины поэта Н. Н. Страхов и великий князь Константин
Константинович выпустили посмертное собрание его стихотворений, задуманное
еще самим автором. Издание 1894 г. оказалось неполным. Однако это вряд ли
могло каким-то образом сказаться на заключенном Марксом и наследниками
поэта соглашении. Скорее всего сыграло свою роль проявленное современниками
внимание к посмертному изданию. Вот тут-то Маркс и заинтересовался тем,
действительно ли книги Фета пылятся на складе. Представленный ему реестр
нераспроданных сочинений и переводов поэта убедительно опровергает
созданную его критиками легенду, хотя общая стоимость книг и слагалась в
весьма внушительную сумму – 15 тыс. руб.!
Дело в том, что подавляющую часть нераспроданных книг составляли
переводы античных авторов (да и то далеко не все), сочинений А. Шопенгауэра
и «Фауста» Гете (второе издание вышло в 1889 г.). Из собственных
произведений Фета «застряли» лишь две части его воспоминаний.(1500 экз.
вышедшие за год до смерти поэта, и посмертное издание – «Ранние годы моей
жизни» (350 экз.). Что касается «Вечерних огней», то второй выпуск оказался
целиком распроданным, остаток первою составлял 198 экз., третьего – 26
экз., четвертого–77 экз. Так алгеброй проверялась гармония.
Без всякого риска дополнив, собрание сочинений целым рядом:
произведений покойного поэта Маркс выпустил в 1901 г, его трехтомник.
Переиздан он был уже его наследниками в 1910 г., а в 1912 г. пущен
бесплатным приложением к «Ниве».
Б. Я. Бухштаб, известный исследователь творчества А.А. Фета, считает,
что «издания Маркса сыграли большую роль в распространении стихов Фета и
утверждении его в сознании среднего интеллигента в качества классика».
Кстати, он же очень точно указал и на причины, предопределившие успех этих
изданий сочинений поэта, подготовленный громкими выступлениями символистов,
изменением отношения русской критики к поэзии Фета после его смерти и живым
интересом к его поэзии в широких читательских круга забывших к этому
времени об его реакционной общественной позиции.
Современники не без основания называли Маркса одним из творцов высоких
литературных гонораров. «Я знаю многих литераторов, – писал А.В.
Амфитеатров, – которые отправляясь к Марксу для условий, соображали,
сколько бы «заломить» с него, и возвращали; весьма сконфуженными, потому
что старик, не дав еще им высказаться, сам предлагал гораздо больше, чем
они собирались просить». Много он сделал и для распространения их
произведений, попадавших вместе с журналом в самые отдаленные местности
России. И вместе с тем не следует думать, что всегда его отношения с
авторами были идиллическими. Случались и конфликты. > Всеволод Сергеевич
Соловьев, сын известного историка С. М. С -ловьева, родной брат философа и
поэта Владимира Соловьева, был а1 тором многочисленных патриотических
исторических романов и польз» вался у невзыскательной публики большой
популярностью. Современики даже называли его «нашим Вальтер Скоттом»68.
За свою “общеполезную деятельность” Маркс еще в начале 80-х гг. был
награжден орденами Станислава 2 степени и Анны 2 степени, затем пожалован в
почетные граждане, а 1.02.1895г. награжден орденом Св. Владимира 4 степени,
что сделало возможным ему получить потомственное дворянство.
В отл. от многих других людей его круга, все его состояние было
вложено в дело. Все своб. средства (0,5 млн руб), ост. после его смерти,
предназначались на нужды благотворительности. Не был он и собирателем.
Небольшая библиотека, небольшое собрание картин: И. Шишкин, И. Айвазовский,
И. Левитан, И. Репин, Ф. Чумаков и др.
Скоропостижно скончался 22.10.1904 г. Похоронен на кл. Воскресенского
Новодевичьего монастыря в Петербурге. Согласно завещанию, жена покойного,
Лидия Филипповна Маркс основала в 1907 г. акционерное общество «Маркс
товарищество издательского и печатного дела». В нач 1916 г. перекуплено И.
Д. Сытиным. Выпускало в основном переводную худ. литературу и книги по
литературоведению. Практически перестало существовать в нояб. 1919, а в
1922 преобразовано в изд-во «А.Ф. Маркс», которое просуществовало до конца
1924.
Только благодаря приложениям к «Ниве» многие тысячи русских людей
почувствовали себя сопричастными родной литературе, поставив томики
сочинений крупнейших отечественных писателей на полки личной библиотеки.
Более того, Маркс практически открыл для массы малоимущих читателей
неизвестные ей имена. Сделав подписчика «Нивы» обладателем личной
библиотеки, Маркс тем самым приучил его хранить и беречь книгу, благодаря
чему этот новый читатель постепенно воспитал в себе «любовь и уважение к
книге, стал увлекаться покупкой книг и создал спрос известных авторов на
книжном рынке». Дешевизна «нивских» приложений объяснялась не
филантропическими побуждениями их издателя. Маркс был предпринимателем,
капиталистом в полном смысле этого слова. Чтобы определить конкурентов в
борьбе за читателя, он вынужден был усложнить программу приложений к своему
журналу, рассматривая их как известный стимул своего экономического успеха.
Параллельно увеличению тиража журнала росло и «дело», расширялось и
модернизировалось производство, в которое вкладывались все новые и новые
средства.
Десять лет – небольшой срок, но именно за период с 1894 по 1904 г.
(год смерти Маркса) вышли в свет в приложении к «Ниве», кроме названных,
полные собрания сочинений: Д. В. Григоровича (1896), Г. П. Данилевского
(1901), В. А. Жуковского (1902), Н. С. Лескова (1902–1903), А. К. Шеллера-
Михайлова (1904–1905), И. Ф. Горбунова (1904), двадцатидвухтомное собрание
романов, повестей и рассказов П. Д. Боборыкина (1897) и др. В виде
самостоятельных изданий–собрания сочинений: А. Н. Плещеева, Я. П.
Полонского, И. Н. Потапенко, К. К. Случевского, С. Н. Терпигорева (Атавы),
А. А. Фета, К. Ф. Головина (Орловского), В. Г. Авсеенко, А. А. Тихонова
(Лугового). В это же время Маркс приобрел права литературной собственности
на сочинения М. Н. Альбова, К. С. Баранцевича, П. И. Вейнберга, Вл. И.
Немировича-Данченко, Т. П. Пассек. К. М. Станюковича, А. К. Толстого (на
пять лет) и др. Безуспешными оказались лишь попытки переговоров с М.
Горьким. Самостоятельно и как прилдожения: Ломоносов, Жуковский, Лермонтов,
Грибоедов, Гоголь, Гончаров, Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин,
Григорович, Лесков, Чехов, Писемский, Майков, Фет, Мольер, Ибсен. Не все
равноценно в этом богатейшем наследии, но уже простой перечень имен
свидетельствует о том существенном вкладе, какой внес издатель Маркс в
сокровищницу русской культуры.