Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер

Калининградский филиал Международного университета

Доклад на тему:

« Альбрехт Дюрер»

Выполнила студентка

II курса Группы Л-ОО

факультета лингвистики

Овсянникова Н. С.

Калининград, 2002

План доклада:

§1. Вступление…………………………………………………………… 3

§2. Детство и годы учений……………………………………………... 3

§3. Работы 1495 – 1500 годов…………………………………………… 5

§4. Начало теоретических штудий и поездка в Италию…………… 7

§5. Большие алтарные книги и первый замысел

«Книги о живописи»………………………………………………… 8

§6. Новые циклы графических работ………………………………… 9

§7. Путешествие в Нидерланды………………………………………. 10

§8. Последние годы………………………………………………………11

Литература………………………………………………………………. 13

§1. Вступление.

Творчество Альбрехта Дюрера – одна из вершин искусства Возрождения в

Европе. Для Германии оно знаменует рубеж между средневековьем и

Возрождением, открывая собою недолговременный, но блестящий период расцвета

немецкой художественной культуры. Этот период, охватывающий лишь неполное

столетие с конца XV до второй половины XVI века, выдвинула помимо Дюрера

целую плеяду крупнейших живописцев, графиков и скульпторов, как Лукас

Кранах – старший, Маттиас Грюневальд, Тильман Рименшнейдер, Фейт Штосс,

Ганс Бургкмайр, Ганс Бальдунг Грин и другие. И все же, несмотря на

разнообразие индивидуальностей названных мастеров, пору расцвета немецкого

Возрождения называют нередко эпохой Дюрера, ибо творчество его не только

положило ей начало, но и определило основное направление развития искусства

по пути воплощения идеалов гуманизма и утверждения жизненной достоверности

в изображении человека и окружающего его мира.

Искусство немецкого Возрождения сформировалось в один из самых

драматических периодов в истории Германии. Это было переломное для Европы

время, когда оказались поколебленными представлявшиеся дотоле незыблемыми

основы средневекового общества – папство и империя. Миф о неподвластных

времени «вечных» империях был развеян падением в 1453 году под натиском

турок христианской Византии, а также смутами и упадком престижа власти в

Германской империи. Эти события сопровождались социальными потрясениями,

распространением ересей, мистики, «нового благочестия» и других враждебных

католицизму религиозных течений, наконец, настроением всеобщего страха и

неуверенности, породившим вспышку эсхатологических ожиданий – веру в

близкий конец света приурочившийся к «юбилейном» 1500 году.

Среди художников немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер выделяется не только

масштабом своего дарования, но и широтой кругозора. Он не ограничивался

разными видами изобразительного искусства – живописью, ксилографией,

гравюрой на металле. В круг его интересов входили также теоретические

проблемы – принципы линейной перспективы, о возведении крепостей, о

пропорциях человеческой фигуры. Дюрер воплотил в себе характерный для эпохи

Возрождения тип художника-ученого, ранее неизвестного в Германии.

§2. Детство и годы учений.

Дюрер был нюрнбержец. Тесные узы связывали его с жизнью и культурой

родного города. Много раз уезжал он в чужие страны, много повидал на своем

веку городов, о которых вспоминал потом с восхищением, но даже самые

заманчивые предложения не соблазняли его остаться вдали от Нюрнберга. Хотя

не раз жаловался он на то, что в Германии мало уважают и плохо оплачивают

труд художника, все же, он сам говорил, любовь к Нюрнбергу заставила его

предпочесть жизнь в среднем достатке на родине почету и богатству на

чужбине.

Дюрер родился в семье Нюрнбергского ювелира 21 мая 1471года. Отец

его, Альбрехт Дюрер –старший, был родом из Венгрии. Он вышел из венгерской,

или может быть, немецкой семьи, жившей в деревне Эйтас и издавна

занимавшейся скотоводством. Альбрехт Дюрер – старший был не первым в роду,

изменивший исконному делу предков. Не раз уже случалось, что молодые люди

из этой семьи уходили в город, чтобы овладеть ремеслом, причем почти всегда

это было ремесло ювелира.

Обучившись на родине ювелирному делу, Дюрер отправился затем, по

обычаю, В путешествия, чтобы поучиться у иноземных мастеров. Несколько лет

он провел в Нидерландах, а затем переехал в Германию и в 1455году прибыл в

Нюрнберг. В течение 12-ти лет Дюрер - старший работал у местного ювелира

Иеронима Холпера, а затем, женившись на его дочери Барбаре, открыл свою

мастерскую.

Отец Альбрехта Дюрера имел большую семью. У него было 18 детей, из

которых большинство умерло в детстве и лишь трое достигли зрелого возраста.

Сыновей своих он обучал золотых дел мастерству, но лишь один из них,

Эрнест, унаследовал ремесло отца. Старший, Альбрехт, проучившись около двух

с половиной лет и уже достигнув успеха, предпочел затем живопись. Третий

брат, Ганс, которому было всего лишь 12 лет, когда умер отец, стал учеником

и помощником Альбрехта и впоследствии работал как живописец в Германии и

Польше.

Первые навыки рисования Дюрер приобрел в мастерской отца, который

начал обучать его своему ремеслу, когда мальчику исполнилось 13 лет.

Наиболее известный из сохранившихся рисунков того времени «Автопортрет»

(1484, Вена, Альбертина). На рисунке изображен подросток, худеньких и

бледный, с длинными прядями волос, обрамляющие лицо. Вверху рисунка

сохранилась собственноручная надпись художника: «Это я сам нарисовал себя в

зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком, Альбрехт Дюрер». Это большая

редкость в искусстве, чтобы мальчик, едва научившись рисовать, делал свой

автопортрет.

30 ноября 1486 года, уступая настоятельным просьбам сына, Альбрехт

Дюрер – старший заключил контракт с Вольгемутом и отдал ему в обучение

мальчика сроком на 3 года. Михаель Вольгемут (1434 – 1519) занимал в 80-х

годах XV века видное место среди художников Нюрнберга. Мастерская его была

крупнейшей в городе и выполняла многочисленные заказы как для самого

Нюрнберга, так и для окрестных городов. Особенно большую роль сыграл он в

развитии книжной графики. В его мастерской были исполнены иллюстрации

нескольких лучших нюрнбергских изданий 90-х годов.

Дюрер провел в мастерской Вольгемута 3 года. Здесь он познакомился

с изготовлением рисунков для гравюры на дереве. Сохранилось лишь три

рисунка ученических лет, все они относятся к 1489 году, последнему году

обучения в мастерской. Это рисунки пером – «Три ландскнехта» (Берлин,

Гравюрный кабинет), «Кавалькада» (Бремен, Художественна галерея) и

«Сражающиеся всадники» (Лондон, Британский музей). 1 декабря 1489 года

Дюрер закончил обучение в мастерской Вольгемута. Согласно цеховым правилам,

которым подчинялись в то время и художники, он должен был для получения

звания мастера совершить путешествие по городам своей страны.

Обычно в те времена путешествовать отправлялись весной. Так поступил

и Дюрер. Зиму 1490 года он провел в доме родителей. А 11 апреля 1490 года

Дюрер покинул Нюрнберг и отправился путешествовать по немецким землям.

Странствия продолжались 4 года. Лишь в мае 1494 года он возвращается в дом

своего отца.

Годы странствий – одно из наименее выясненных мест в биографии

Дюрера. Сам он ничего не сообщает об этом времени, документальных же

свидетельств сохранилось лишь три. Это, во-первых, свидетельство соседа и

друга Дюрера Кристофа Шейрля, известного нюрнбергского юриста и историка,

сообщившего, что в 1492 году художник посетил в Кольмаре трех братьев

незадолго перед тем умершего Мартина Шонгауэра и что он побывал так же в

Базеле, где встретился еще с одним его братом. Второй важный документ

представляет собой находящаяся в Базельской Публичной библиотеке деревянная

доска с вырезанной на ней гравюрой – изображением святого Иеронима. На

обороте доски сохранилась собственноручная надпись Дюрера: «Альбрехт Дюрер

из Нюрнберга». Третье упоминание о Дюрере в эти годы мы находим в старинном

инвентаре собрания Вилибальда Имгофа – старшего, составленном в 1573 – 1574

годах. В инвентаре его коллекции упомянуты, среди прочего, два портрета

работы Дюрера, причем сказано, что они выполнены в Страсбурге в 1494 году и

что на них изображен мастер, у которого работал в Страсбурге Дюрер, и жена

мастера.

Годы странствий сыграли большую роль в формировании не только

профессиональных навыков художника, но и его мировоззрения. С самого начала

своей творческой деятельности Дюрер был связан с прогрессивной немецкой

интеллигенцией, познакомился с бюргерской и реформистской литературой.

Весной 1494 года отец вызвал Дюрера в Нюрнберг. Сразу же по приезде

молодой художник женился на дочери влиятельного нюрнбергского бюргера,

механика и музыканта Ганса Фрея, с которым Альбрехт Дюрер – старший заранее

обо всем договорился. Женитьба была в то время обязательным условием для

получения прав мастера. Поскольку мастер брал к себе подмастерьев и

учеников, он должен был иметь хозяйку, которая бы заботилась о них.

Пребывание Дюрера в Нюрнберге было кратковременным. Уже осенью 1494

года он уехал в Италию. Самый факт этой поездки был установлен учеными лишь

в начале XX века на основании косвенных данных. В произведениях этого

времени появляются заимствования из картин и рисунков итальянских

художников, итальянские костюмы, южные морские животные, виды альпийских

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать