Альбрехт Дюрер

гор, местностей и городов, через которые лежал путь в Италию.

Возвращаясь из Венеции в Нюрнберг летом 1495 года, Дюрер снова

запечатлел в многочисленных акварелях альпийские горы и лежавшие на его

пути города. Эти акварели принадлежат к числу лучших произведений

художника. Также в эти годы в Базеле были изданы: «Туринский рыцарь» –

сборник народных рассказов французского писателя XIV века шевалье де ла Тур

Ландри (1493), сатирическое произведение Себастиана Бранта «Корабль

глупцов» (1494). Иллюстрации к этим изданиям заметно отличаются от

современной базельской гравюры, поэтому сложилось мнение, что они были

выполнены приезжим мастером, появившимся в городе в 1492 году и вскоре

покинувшем его. Вполне возможно, что этим мастером мог быть Альбрехт Дюрер.

§3. Работы 1495 – 1500 годов.

Начало самостоятельной деятельности Дюрера – один из самых

насыщенных периодов его творческой биографии. Сразу же он начал работать в

нескольких областях – в живописи, в гравюре на дереве, в гравюре на меди.

Все созданное им в эти годы отмечено новизной и смелостью исканий. Он

обновил традицию алтарной живописи, придав реалистическую достоверность

изображению религиозных сцен, а также впервые в Германии широко ввел

портрет, положив начало замечательному расцвету этого жанра в немецком

искусстве XIV века. Он расширил тематику гравюры, все чаще и чаще

привлекал мифологические, бытовые и литературные сюжеты. Произведения

Дюрера быстро приобрели популярность. К концу 90х годов имя его стало

известно не только в Германии, но и за ее пределами.

Распространением своей славы Дюрер был более всего обязан гравюре. В

то время спрос на гравюры был очень велик. Они продавались на рынках и

ярмарках. Известно, что жена Дюрера не раз ездила для реализации его работ

его работ на большие ежегодные ярмарки во Франкфурт-на-Майне. Гравюры

Дюрера рассылались также в разные города и страны с товарами купцов;

отправляясь в странствия их везли с собой для продажи его подмастерья и

ученики.

Первым из немецких художников Дюрер стал одновременно работать в

гравюре на дереве и на металле. Раньше оба вида гравюры разграничивались,

ими занимались разные мастера. Гравюра на меди, происхождение которой

связано с ювелирным искусством, изготовлялась обычно ювелирами, в то время

как рисунки для гравюры на дереве делали живописцы или специалисты –

рисовальщики. Выучка ювелира и живописца дала Дюреру навыки, необходимые

для обоих техник, что позволило ему с одинаковым успехом работать в каждой

из них.

Еще в годы странствий Дюрер пробовал силы в гравюре на дереве,

выполняя иллюстрации для книг. В Нюрнберге не работает больше по заказам

издателей. Возвратившись к распространенной в Германии с начала XV века

традиции так называемой однолистной гравюры на дереве, он исполняет теперь

несколько отдельных больших гравюр. Вскоре он переходит к созданию

связанных единым повествованием серий гравюр, которые сам издает в виде

сброшюрованных книжек с сопроводительным текстом, отпечатанном на обороте

листов.

Гравюры на отдельных листах издавна служили в Германии для

изображения религиозных сюжетов. Дюрер следует этой традиции. Правда, в

отдельных случаях он вводит и мифологию, и сцены из современной ему жизни,

но все же религиозная тематика преобладает. В годы странствий Дюрер овладел

также искусством пространственного изображения, передачи объема, фактуры,

жестов и мимики, разнообразных характеров и чувств. Эти качества проявились

и в гравюрах 1494-5 – 1500 годов «Мужская баня» (1496), «Геркулес» (1496 –

1497), «Самсон» (1497 – 1498), «Святая Екатерина» (1498)

Высшим творческим достижением Дюрера в период с 1495 по 1500 была

серия «Апокалипсис». Тема «Апокалипсиса» была чрезвычайно созвучна

настроениям, царившим в Германии конца XV века. В «Апокалипсисе» нашли

выражение надежды и чаяния обездоленных, их возмущение несправедливостью и

насилием; в нем предсказаны жестокие кары и гибели притеснителям и обещан

«небесный Иерусалим» угнетенным и страждущим. Не удивительно, что эти

настроения легко находили отклик в Германии в момент, когда там назревала

революционная ситуация и началось движение за преобразование страны.

Содержащиеся в «Апокалипсисе» описания бедствий и гибели

человеческого рода производили в то время особенно сильное впечатление.

Перед 1500 годом в Европе распространились слухи о предстоящем в этом году

конце света и о близости «судного дня». Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису»

проникнуты духом реформации. Не колеблясь, он перенес действие в свое

время. Его Вавилон – это папский Рим. Сам папа, император и духовенство

падают первыми жертвами божественных всадников и ангелов- мстителей.

Современные немецкие и венецианские костюмы и оружие, современные формы

архитектуры еще более усиливают впечатление, что речь идет о событиях

сегодняшнего дня. Отсюда – огромный успех этой серии. «Апокалипсис» Дюрера

был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и

как олицетворение их собственных страданий и надежд.

Серия «Апокалипсис» состоит из 15 изданных в 1498 году гравюр, к

которым впоследствии Дюрер присоединил еще титульный лист. Самый тип

издания необычен. Здесь иллюстрации не сопровождают текст, но лишь

составляют к нему параллель и воспринимаются самостоятельно, как связное

повествование. Более ранние листы – «Открытие 7 печати», «Иоанн и старцы»,

«Поклонение агнцу», более поздние – «Семь светильников», «Иоанн, глотающий

книгу», «Четыре всадника» и другие. Заключительным листом является

«Небесный Иерусалим», обещанный праведникам.

Начатая в эти же годы серия гравюр на дереве – «Большие страсти» –

была завершена Дюрером лишь в 1510 – 1511 годы. Тема «страстей Христовых» -

одна из самых распространенных тем в немецкой гравюре.

Одновременно с гравюрой на дереве Дюрер начал работать и в технике

гравюры на меди, не имевшей ранее распространения в Нюрнберге. Тематика

гравюр на меди разнообразна. Здесь Дюрер часто обращался к мифологическим,

литературным и бытовым сюжетам. Во многих гравюрах на меди Дюрер обращается

к изображению нагого тела. Таковы, например, гравюры «Четыре ведьмы»,

«Мадонна со стрекозой», «Прогулка», «Морское чудовище» и др.

Живописные работы 1495 – 1500гг. не столь многочисленны и

разнообразны по тематике, как гравюры. По большей части это заказные работы

– алтарные картины или портреты.

Первый большой заказ на алтарную живопись Дюрер получил от курфюрста

саксонского Фридриха. Он заказал Дюреру свой портрет и две алтарные картины

для отстраивавшегося в то время Виттенбергского замка: «Поклонение

младенцу» (Дрезденская галерея, 1496-1497) – одна из них.

В портретах Дюрера, исполняемых во второй половине 90-х годов,

сказалось влияние нидерландской школы. Оно проявляется в композиционных

приемах и тщательной отделке деталей, в стремлении к воспроизводству натуры

во всем ее индивидуальном своеобразии. Вместе с тем Дюрер вносит в

некоторые из них величавость, присущую портретам итальянских мастеров.

Несмотря на разнообразие жанров, сюжетов и техники, произведения,

созданные Дюрером во II–ой половине 90-х годов, образуют цельную группу. Их

объединяет эмоциональная насыщенность и сила чувств, каких Дюреру не всегда

удавалось достигнуть впоследствии.

§4. Начало теоретических штудий и поездка в Италию.

Около 1500 г. в творчестве Дюрера наблюдался заметный перелом. Еще в

90-х годах художник проявлял интерес к изображению нагого тела и передачи

пространства. Теперь эти проблемы выдвигаются на первый план. При этом в

решении их Дюрер не ограничивался более эмпирическим методом, но задался

целью овладеть научной теорией, созданной итальянцами, - теорией пропорций

тела и линейной перспективой. Воспроизведение трехмерного пространства на

плоскости и правильное изображение человеческой фигуры были важнейшими

задачами, вставшими перед художниками Возрождения.

Разработка теоретических основ искусства началась в Италии в I-ой

половине 15 века, уже в середине века появляются первые трактаты. Это

сочинения Леона Баттиста Альберти «О живописи» (1436) и «О статусе» (после

1464), работа Пьеро де Франческа «О живописной перспективе» (1484- 1487).

Трактаты эти не были опубликованы, однако они пользовались известностью

среди итальянских художников, которые уже в 15 веке были хорошо знакомы с

линейной перспективой и теорией пропорций. Возможно, Дюрер познакомился с

теорией линейной перспективы во время своего первого посещения Италии. О

теории пропорций он впервые узнал в 1500 году, когда в Нюрнберг приехал

работавший в Германии венецианский художник Якопо де Барби

Новые интересы Дюрера проявились уже в исполненных в 1501 – 1502

годах гравюрах на меди «Св. Евстафий» и «Немезида». В первой из них в

центре внимания художника оказалось изображение животных в разнообразных

поворотах и позах. Гравюра «Немезида» посвящена изображению идеальной нагой

женской фигуры. Фигура Немезиды принадлежит к числу первых фигур,

сконструированных Дюрером в соответствии с теорией пропорций. Особенно

интенсивно работает Дюрер над созданием канона мужской и женской фигур

около 1504 года. В отличие от более ранних опытов, он стремиться теперь не

только к соответствию фигуры основным пропорциям, но и к тому, чтобы найти

для этих пропорций наиболее совершенное воплощение. Об этом свидетельствуют

многочисленные рисунки 1503-1504 годов, на основе которых Дюрер создал свою

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать