Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер

Московский ордена Дружбы народов

Государственный Лингвистический университет

Кафедра мировой культуры

Альбрехт Дюрер

Реферат по культурологии

Научный руководитель:

д.ф.н., доц.

Темкин Виктор Александрович

Москва 1996

Оглавление

Общий обзор творчества Альбрехта Дюрера 3

Исследования и систематизация произведений Альбрехта Дюрера 17

Литература 21

Общий обзор творчества Альбрехта Дюрера

Живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым

художником в Германии, который стал изучать математику и механику,

строительное и фортификационное дело; он первый в Германии пытался

применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и

пропорций; он был единственным немецким художником 16 века, оставившим

после себя литературное наследие. Необычайная художественность, широта

интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в

один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да

Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

Прославленный гуманист и современник Альбрехта Дюрера Эразм

Роттердамский (1466-1536) писал в 1528 году, оценивая творчество художника:

“Чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами!

Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь

предстает перед взором зрителя не одной только своею гранью. Остро

схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только

ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить - огонь, лучи, гром,

зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу

человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Все это он

с таким искусством передает точнейшими штрихами и притом только черными,

что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски...”

Творческое развитие и деятельность Дюрера протекали в особых условиях

северного Возрождения, в те годы, когда Германию сотрясали бурные

социальные и политические события. Они были проявлением различных форм

антифеодальной борьбы, борьбы за обновление церкви и религии, за создание

единого немецкого государства, за освобождение человека от феодального

гнета и пут средневекового мышления. Это широкое движение получило название

Реформации. Реформация способствовала подъему всех прогрессивных сил в

стране и одновременно с этим - яркому расцвету искусства.

Большое влияние на развитие культуры в Германии оказала Италия и, в

первую очередь, итальянский гуманизм. Проникавшие с юга произведения

античных, римских авторов, труды итальянских ученых получили широкое

распространение. К началу 16 века в крупных городах Германии существовали

гуманистические кружки, пропагандировавшие классическую литературу и

искусство. Под их влиянием передовые немецкие художники, в творчестве

которых все еще были сильны традиции готики, начинали осваивать достижения

итальянских мастеров эпохи Возрождения. Основное внимание сосредоточивалось

на изучении законов перспективы и пропорций человеческого тела.

Получив первые художественные навыки в семье отца - золотых и

серебряных дел мастера, познав тайны живописного мастерства и искусства

ксилографии у крупнейшего нюренбергского художника Михаэля Вольгемута,

Дюрер сохранил на всю жизнь привязанность к разным видам искусства.

Драматические события эпохи, свидетелем которых он являлся, нашли

отражение в его гравюрах на дереве. Вместе с тем в гравюрах на меди

художник работал над созданием гармоничного образа, близкого итальянским

гуманистическим идеалам. Эти две грани творчества существовали параллельно,

оказывая друг на друга взаимное влияние. Свое воплощение они нашли в разных

техниках и предназначались для разного зрителя. Гравюра на дереве, близкая

народным картинкам и иллюстрациям, была понятнее народу и выпускалась для

него. Резцовая гравюра на меди, возникшая в профессиональной среде

ювелиров, позволяла решать специфически художественные проблемы и была

рассчитана на зрителей, более подготовленных к восприятию искусства.

Всю жизнь художник одновременно занимался гравюрой в двух разных

техниках. Но начал он с ксилографии. Предполагают, что, еще путешествуя по

стране, молодой Дюрер принял участие в создании рисунков для гравюр к

известным изданиям 15 века, в том числе, к “Кораблю дураков” Себастьяна

Бранта, немецкого сатирика (1458-1521). (В конце 15 - начале 16 века в

работе над ксилографией принимали участие и художник, создавший рисунок для

гравюры, и резчик по дереву. В связи с этим качество гравюры зависело от

таланта и мастерства обоих. Дюрер был первым, кто содержал в своей

мастерской резчиков, им же обученных, которые строго выполняли требования

мастера.)

Уже первые ксилографии гравера, выполненные в Нюрнберге, качественно и

стилистически отличались от всего, что было создано до него. Но, тем не

менее, очевидны и влияния, которые испытывал начинающий мастер. Это, прежде

всего, воздействие немецкой ксилографии 15 века с ее ярко выраженным

декоративным началом, а также искусства итальянских граверов, произведения

которых в то время часто попадали в Нюрнберг и в мастерскую Вольгемута.

Те сведения об Италии, которые получал художник от окружающих его

людей, способствовали развитию у него особого интереса к этой стране.

Именно поэтому, едва став самостоятельным художником, в 1494 году он едет в

Италию, где в первую очередь копирует монументальные работы и гравюры

Мантеньи - одного из крупнейших мастеров в итальянском Возрождении. Под его

влиянием в ранних ксилографиях Дюрера проявляется тяга к монументальности и

героичности.

Уже в начале творческого пути художник проявляет большой интерес к

обнаженному человеческому телу. Но если в резцовой гравюре он начинает

планомерно изучать строение и пропорции человека, стремится постичь и

передать пластику тела, то в ксилографии “Мужская купальня” на первый план

выступает движение, динамика линий, которые в последующих гравюрах, таких

как “Геркулес”, “Самсон”, будут передавать напряженность схватки, страсть

борьбы.

По сравнению с упрощенными декоративными гравюрами 15 дека, в

произведениях Дюрера усложняется не только содержание, но и значительно

расширяются выразительные возможности техники ксилографии. Весь ее

изобразительный строй неразрывно связывается теперь с характером

композиции. Так, сложный узор завивающихся в тугие кольца линий в гравюре

“Самсон” соответствует закрученной в клубок композиции, в которой сплелись

тело человека и льва. Линия становится носителем эмоциональной

выразительности и экспрессивности образа. Дюрер, видимо сам пробовал

резать. Только этим можно объяснить такое точное ощущение упругости,

четкости и напряженности каждого штриха, которые проявились уже в ранних

гравюрах мастера.

В 1498 году художник закончил свою первую большую серию гравюр

“Апокалипсис”, ставшую значительным явлением во всем искусстве немецкого

Возрождения. Сюжеты на библейские и евангельские темы оставались в 15 - 16

вв. основными в изобразительном искусстве. Но у Дюрера они получили

принципиально иное толкование. Традиционному евангельскому сюжету художник

придал острый современный смысл. Тема “Апокалипсиса” созвучна настроениям,

царившим в Германии в конце 15 века. Постоянные междоусобные войны, голод,

эпидемии, слухи о предстоящем конце света и Страшном суде, который грозит

человечеству в 1500 году, - все это нашло отражение в “Апокалипсисе”.

Серия, названная по образцу народных изданий “Апокалипсис в лицах”,

предназначалась для самого широкого распространения. Она состояла из

пятнадцати больших листов, текст к которым был издан на двух языках: не

только на латинском, но и на немецком. Текст сопровождался гравюрами, в

которых религиозное пророчество нередко приобретало черты современного

события.

От листа к листу развивается действие “Апокалипсиса”, одним из

кульминационных моментов которого стала сцена, изображающая “Четырех

всадников”. Мор, Война, Голод и Смерть вихрем проносятся над Землей, сметая

все на своем пути. Под копытами их лошадей гибнут и император, и епископ, и

горожанка, и крестьянин, олицетворяющие собой все человечество. Все равны

перед карой небесной, не только разрушающей, но и очищающей, - такова одна

из основных идей Дюрера, проходящая через всю серию.

Темперамент молодого художника проявляется в каждом листе. Дюрер как

бы сам становится активным участником изображенных событий. Он вводит в

свои гравюры огромные массы народа, разделяет их на праведников и

грешников, наделяет и тех и других страстностью. Он, как верховный судья,

грозен, могуч и беспощаден, но и разумен. Когда на очищенную землю вновь

спускаются мир и тишина, он ликует и прославляет вместе с избранными

обновленный мир.

В этой серии художественный язык гравюры становится конкретнее,

динамичнее и смелее. Каждое изображение имеет свой эмоциональный ключ и

строится на выделении основного действия. Так, стремительность движения

стала главным лейтмотивом в “Четырех всадниках”. Развевающиеся одежды,

сильные жесты, угрожающе поднятое оружие, убегающие и падающие в панике

люди - каждая деталь усиливает впечатление ускоряющегося темпа.

Перекрещивание диагональных осей, на которых основана вся композиция,

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать