Александр третий
Детство и юность будущего императора.
Александр III, император всероссийский второй сын императора
Александра II и императрицы Марии Александровны. Родился 26 февраля
1845 года в Аничковом дворце Петербурга.
Сохранивший на всю жизнь любовь к военным, Александр Николаевич
старался это чувство привить и сыновьям.
1 августа 1850 года в городе Павловске состоялось открытие
памятника императору Петру I. К этому дню пятилетнему Александру шили
мундир лейб – гвардии Павловского полка, и маленький великий князь с
крохотным ружьём впервые принял участие в официальных торжествах. Он
стоял в почётном карауле у пьедестала прадеда.
Отличаясь в детстве тихим нравом, простотой прямодушием. Александр
любил уединяться в комнатах отца в Екатеринском дворце и часами
рассматривать картины с банальными сценами.
Его отец Александр II, любивший проводить весну и осень в Царском селе,
занял нижний этаж южного флигеля Екатеринского дворца; этаж включал в себя
ряд небольших и низких комнат с чрезвычайно скромной отделкой: простые
обои чередовались с клеевыми и масляными. Что было хорошо для маленького
Александра, это то, что вход в южный флигель был совершенно особенным,
выходящим в так называемый «собственный дворик».
Надо сказать, что и потом, став императором, Александр стремился ко
всему простому, незатейливому, истинно народному. Щедро озарённый
физической силой он с детства пытался воплотить в себе идеал былинного
богатыря, вина без страха и упрёка, доброго и справедливого царя, любя и
доверяя русскому народу.
До смерти своего старшего брата, цесаревича Николая, то есть до
двадцати летнего возраста, не был наследником престола и воспитывался не
как будущий император, а как великий князь, предназначавшийся, главным
образом, для военной карьеры. Первым главным воспитателем его был
генерал – адъютант Б.А.Перовский, а образованием его заведовал профессор
московского университета, известный экономист Чивилёв, рекомендованный гр.
С.Г.Строгоновым, который был в это время главным воспитателем цесаревича
Николая. Из учителей раннего периода наиболее выдающимся был академик
Я.К.Грот преподававший обоим братьям с 1853 года русский и немецкие языки,
историю и географию. В конце образовательного курса Александру были
сообщены начало юридических и политических наук приглашёнными для этого
профессорами Петербургского и Московского университетов, в числе которых
был К.П.Победоносцев, сыгравший в последствии столь важную роль в
царствовании Александра. В 1861 году ему преподавал курс тактики и военной
истории М.И.Драгомиров, будучи ещё молодым капитаном. Кроме того, в 1865 и
1866 годах Александру был прочитан известным историком С.М.Соловьёвым курс
русской истории. Новый император в дни своего детства и юности не
готовился быть государём. После окончания образования Александр вместе со
старшим братом совершил продолжительное путешествие по России. Самая
тесная дружба соединяла обоих братьев. Цесаревич много беседовал с братом
о делах управления и всегда прямодушные и разумные взгляды Александра
производили на него впечатление: «У Александра, – говаривал не раз
цесаревич Николай, – дума чистая, как хрусталь.
Александр был проще, земнее, чем его старший брат, ему нравились
занимательное чтение и военное дело. Это был мальчик, но очень любивший
учиться и предпочитавший поиграть. Для игр к великим князям допускали
детей придворных, и они играли в лошадки, охоту, войну, для чего
использовалась игрушечная крепость, специальные построения в Царском селе.
Так было в детстве, так оставалось и в последние годы обучения. Эти
военные игры преследовали и вполне практическую цель: с малых лет готовить
князей к их традиционным обязанностям – быть профессиональным военным.
Восшествие на престол Александра III.
Николай скончался 12 апреля 1865года. В тот же день, согласно закону
о престолонаследии, цесаревичем стал Александр. Наследие престола перешло
от сильного кандидата к слабому.
Александр считался в семье человеком, которому государственная
деятельность откровенно не по плечу. Тётушка императора, великая княгиня
Елена Павловна, в то время «громко говорила, что управление государством
должно перейти к Владимиру Александровичу». И это при том, что тот не
блистал какими – нибудь талантами. Великий князь Константин Николаевич
признавал полную неподготовленность Александра к царствованию (уже после
восшествия его на престол).
Наследование престола буквально свалилось на него, никогда о том не
помышлявшего. Он был огорчён смертью брата, которого очень любил,
ошеломлён своим новым предназначением. Несмотря на горе всей семьи, не
состоявшиеся ещё похороны, Александр приступил к исполнению разного рода
церемоний и процедур приёмов и представлений, связанных со статусом
цесаревича. Ему пришлось приносить в церкви зимнего дворца присягу, быть
представленным депутациям и в Петербурге и в Москве, участвовать в
празднествах по этому поводу.
К апрелю 1865 года Александр был полковником и флигель – адъютантом,
а титул наследника престола принёс ему производство в чин генерал – майора
с зачислением в свиту императора и назначением атаманом всех казачьих
войск. В это время он был уже сложившимся человеком, но неподготовленный к
новым обязанностям и лишённым задатков государственного человека.
Цесаревича принялись усиленно просвещать историки, правоведы,
экономисты. Слушание курсов разных наук, дали Александру некоторые знания,
мало что могло изменить в его сложившемся уже характере. К тому же
возможности для занятий были у него резко ограничены. Его положение теперь
требовало присутствия на многочисленных официальных встречах и приёмах,
дипломатических приёмах и всякого рода заседаниях.
Подготовка Александра к царствованию происходила в сфере
государственной практики, в процессе его учения в текущей политике.
Александр II сразу же, в целях приосуществления своего наследника к
политике, вознамерился принимать доклады министров только в его
присутствии, но в первое время это было скорее исключением, чем правилом.
Зато в 1868 году Александр был введён в состав высших государственных
учреждений, комитета и совета министров, государственного совета. Правда,
следов активного участия его в обсуждении дел крайне мало, он больше
слушал, чем говорил. Наследники престола вообще не играли в 19 веке
решающей роли в политике. Что заставляло Александра помалкивать – это
собственная застенчивость, некомпетентность или властная позиция отца, –
трудно сказать.
Если окинуть взглядом весь пятнадцатилетний период, в течение
которого Александр был наследником престола, пытаясь понять его место в
политической жизни того времени, то напрашивается вывод, что он
представлял оппозицию справа. Оппозиция цесаревича была, скорее всего,
идеологической, чем действенность, однако его оппонирование политике отца
бесспорно.
Отец и сын по – разному смотрели на национальную политику. И если
Александр II смотрел на чрезвычайные меры, принимаемые в Царстве
Павловском и западных губерниях, как на временные, в Финляндии и
Прибалтике пытался проводить компромиссную линию стараясь не вызывать
обострения неприязни к России, то наследник престола был сторонник
жестоких мер.
Александр III мечтал о европеизации России, о конституционной
монархии, окропированной сверху, о подлинной свободе, о достойном развитии
страны.
Крамола была распространена по России и не могла не ослаблять её сил
и международного положения. Государю надлежало, прежде всего, успокоить
страну и подавить крамолу. Затем ему предстояло поднять народное
благосостояние и укрепить за Россией подобающее место среди великих
государств мира.
Успех начинаниям Государя обеспечивали твёрдая его железная воля,
искренность и прямота, вера в Россию, ясный взгляд на задачи и цели её.
Всё государство с трепетом ожидало, как Государь определит общее
направление своего царствования. И в ответ на это, 29 апреля с высоты
трона раздалось твёрдое слово «Посреди великой нашей скорби, – говорилось
в Высочайшем манефете, – глас Божий повелевает нам стать бодро на дело
правления, в уповании на Божественный промысел, с верой в силу и истину
Самодержавной власти, которую призваны утверждать и охранять для блага
народного от всяких на неё поползновений». Далее государь призывал всех
верных сынов отечества ободриться и всеми силами содействовать.
Царское слово, мощно прозвучало над Россией, как луч света,
прорезающий тьму, прояснило сознание многих колебавшихся и смущённых и
вызывало крепкие внутренние силы для противодействия крамоле; призыв же
царский к нравствованному обновлению нашёл живейший отклик повсюду. Все
поняли, что время колебаний минуло. Государственная власть почувствовала
себя твёрже, и борьба с крамолой пошла успешно.
Александр – как личность.
Александр III был человеком, искренним, верным слову. Лучше всего он
чувствовал себя в среде военных и в кругу семьи, чужих и своих детей, а
должен был проводить большую часть времени за чтением нудных и
малопонятных ему казённых бумаг: докладов, журналов, справок.
Сопоставление разных точек зрения, выявление их рационального зерна
давалось ему тяжело, для этого у него было недостаточно знаний, ни
способностей, а готовность довериться профессионалам, специально
отобранным, было очень мало. Отсюда его поиски людей, которым можно было
бы довериться, а потому и принять их предложения. Отсюда его нежелание
собирать совет министров, где в его присутствии шло столкновение мнений. В
наследнике престола как в честном человеке было много привлекательных
черт. Он был прям, честен, искренен, честолюбив, добр, благожелателен к
близким и одновременно неловок, застенчив, неуклюж. К тому же он обладал