Александр третий

Александр третий

Детство и юность будущего императора.

Александр III, император всероссийский второй сын императора

Александра II и императрицы Марии Александровны. Родился 26 февраля

1845 года в Аничковом дворце Петербурга.

Сохранивший на всю жизнь любовь к военным, Александр Николаевич

старался это чувство привить и сыновьям.

1 августа 1850 года в городе Павловске состоялось открытие

памятника императору Петру I. К этому дню пятилетнему Александру шили

мундир лейб – гвардии Павловского полка, и маленький великий князь с

крохотным ружьём впервые принял участие в официальных торжествах. Он

стоял в почётном карауле у пьедестала прадеда.

Отличаясь в детстве тихим нравом, простотой прямодушием. Александр

любил уединяться в комнатах отца в Екатеринском дворце и часами

рассматривать картины с банальными сценами.

Его отец Александр II, любивший проводить весну и осень в Царском селе,

занял нижний этаж южного флигеля Екатеринского дворца; этаж включал в себя

ряд небольших и низких комнат с чрезвычайно скромной отделкой: простые

обои чередовались с клеевыми и масляными. Что было хорошо для маленького

Александра, это то, что вход в южный флигель был совершенно особенным,

выходящим в так называемый «собственный дворик».

Надо сказать, что и потом, став императором, Александр стремился ко

всему простому, незатейливому, истинно народному. Щедро озарённый

физической силой он с детства пытался воплотить в себе идеал былинного

богатыря, вина без страха и упрёка, доброго и справедливого царя, любя и

доверяя русскому народу.

До смерти своего старшего брата, цесаревича Николая, то есть до

двадцати летнего возраста, не был наследником престола и воспитывался не

как будущий император, а как великий князь, предназначавшийся, главным

образом, для военной карьеры. Первым главным воспитателем его был

генерал – адъютант Б.А.Перовский, а образованием его заведовал профессор

московского университета, известный экономист Чивилёв, рекомендованный гр.

С.Г.Строгоновым, который был в это время главным воспитателем цесаревича

Николая. Из учителей раннего периода наиболее выдающимся был академик

Я.К.Грот преподававший обоим братьям с 1853 года русский и немецкие языки,

историю и географию. В конце образовательного курса Александру были

сообщены начало юридических и политических наук приглашёнными для этого

профессорами Петербургского и Московского университетов, в числе которых

был К.П.Победоносцев, сыгравший в последствии столь важную роль в

царствовании Александра. В 1861 году ему преподавал курс тактики и военной

истории М.И.Драгомиров, будучи ещё молодым капитаном. Кроме того, в 1865 и

1866 годах Александру был прочитан известным историком С.М.Соловьёвым курс

русской истории. Новый император в дни своего детства и юности не

готовился быть государём. После окончания образования Александр вместе со

старшим братом совершил продолжительное путешествие по России. Самая

тесная дружба соединяла обоих братьев. Цесаревич много беседовал с братом

о делах управления и всегда прямодушные и разумные взгляды Александра

производили на него впечатление: «У Александра, – говаривал не раз

цесаревич Николай, – дума чистая, как хрусталь.

Александр был проще, земнее, чем его старший брат, ему нравились

занимательное чтение и военное дело. Это был мальчик, но очень любивший

учиться и предпочитавший поиграть. Для игр к великим князям допускали

детей придворных, и они играли в лошадки, охоту, войну, для чего

использовалась игрушечная крепость, специальные построения в Царском селе.

Так было в детстве, так оставалось и в последние годы обучения. Эти

военные игры преследовали и вполне практическую цель: с малых лет готовить

князей к их традиционным обязанностям – быть профессиональным военным.

Восшествие на престол Александра III.

Николай скончался 12 апреля 1865года. В тот же день, согласно закону

о престолонаследии, цесаревичем стал Александр. Наследие престола перешло

от сильного кандидата к слабому.

Александр считался в семье человеком, которому государственная

деятельность откровенно не по плечу. Тётушка императора, великая княгиня

Елена Павловна, в то время «громко говорила, что управление государством

должно перейти к Владимиру Александровичу». И это при том, что тот не

блистал какими – нибудь талантами. Великий князь Константин Николаевич

признавал полную неподготовленность Александра к царствованию (уже после

восшествия его на престол).

Наследование престола буквально свалилось на него, никогда о том не

помышлявшего. Он был огорчён смертью брата, которого очень любил,

ошеломлён своим новым предназначением. Несмотря на горе всей семьи, не

состоявшиеся ещё похороны, Александр приступил к исполнению разного рода

церемоний и процедур приёмов и представлений, связанных со статусом

цесаревича. Ему пришлось приносить в церкви зимнего дворца присягу, быть

представленным депутациям и в Петербурге и в Москве, участвовать в

празднествах по этому поводу.

К апрелю 1865 года Александр был полковником и флигель – адъютантом,

а титул наследника престола принёс ему производство в чин генерал – майора

с зачислением в свиту императора и назначением атаманом всех казачьих

войск. В это время он был уже сложившимся человеком, но неподготовленный к

новым обязанностям и лишённым задатков государственного человека.

Цесаревича принялись усиленно просвещать историки, правоведы,

экономисты. Слушание курсов разных наук, дали Александру некоторые знания,

мало что могло изменить в его сложившемся уже характере. К тому же

возможности для занятий были у него резко ограничены. Его положение теперь

требовало присутствия на многочисленных официальных встречах и приёмах,

дипломатических приёмах и всякого рода заседаниях.

Подготовка Александра к царствованию происходила в сфере

государственной практики, в процессе его учения в текущей политике.

Александр II сразу же, в целях приосуществления своего наследника к

политике, вознамерился принимать доклады министров только в его

присутствии, но в первое время это было скорее исключением, чем правилом.

Зато в 1868 году Александр был введён в состав высших государственных

учреждений, комитета и совета министров, государственного совета. Правда,

следов активного участия его в обсуждении дел крайне мало, он больше

слушал, чем говорил. Наследники престола вообще не играли в 19 веке

решающей роли в политике. Что заставляло Александра помалкивать – это

собственная застенчивость, некомпетентность или властная позиция отца, –

трудно сказать.

Если окинуть взглядом весь пятнадцатилетний период, в течение

которого Александр был наследником престола, пытаясь понять его место в

политической жизни того времени, то напрашивается вывод, что он

представлял оппозицию справа. Оппозиция цесаревича была, скорее всего,

идеологической, чем действенность, однако его оппонирование политике отца

бесспорно.

Отец и сын по – разному смотрели на национальную политику. И если

Александр II смотрел на чрезвычайные меры, принимаемые в Царстве

Павловском и западных губерниях, как на временные, в Финляндии и

Прибалтике пытался проводить компромиссную линию стараясь не вызывать

обострения неприязни к России, то наследник престола был сторонник

жестоких мер.

Александр III мечтал о европеизации России, о конституционной

монархии, окропированной сверху, о подлинной свободе, о достойном развитии

страны.

Крамола была распространена по России и не могла не ослаблять её сил

и международного положения. Государю надлежало, прежде всего, успокоить

страну и подавить крамолу. Затем ему предстояло поднять народное

благосостояние и укрепить за Россией подобающее место среди великих

государств мира.

Успех начинаниям Государя обеспечивали твёрдая его железная воля,

искренность и прямота, вера в Россию, ясный взгляд на задачи и цели её.

Всё государство с трепетом ожидало, как Государь определит общее

направление своего царствования. И в ответ на это, 29 апреля с высоты

трона раздалось твёрдое слово «Посреди великой нашей скорби, – говорилось

в Высочайшем манефете, – глас Божий повелевает нам стать бодро на дело

правления, в уповании на Божественный промысел, с верой в силу и истину

Самодержавной власти, которую призваны утверждать и охранять для блага

народного от всяких на неё поползновений». Далее государь призывал всех

верных сынов отечества ободриться и всеми силами содействовать.

Царское слово, мощно прозвучало над Россией, как луч света,

прорезающий тьму, прояснило сознание многих колебавшихся и смущённых и

вызывало крепкие внутренние силы для противодействия крамоле; призыв же

царский к нравствованному обновлению нашёл живейший отклик повсюду. Все

поняли, что время колебаний минуло. Государственная власть почувствовала

себя твёрже, и борьба с крамолой пошла успешно.

Александр – как личность.

Александр III был человеком, искренним, верным слову. Лучше всего он

чувствовал себя в среде военных и в кругу семьи, чужих и своих детей, а

должен был проводить большую часть времени за чтением нудных и

малопонятных ему казённых бумаг: докладов, журналов, справок.

Сопоставление разных точек зрения, выявление их рационального зерна

давалось ему тяжело, для этого у него было недостаточно знаний, ни

способностей, а готовность довериться профессионалам, специально

отобранным, было очень мало. Отсюда его поиски людей, которым можно было

бы довериться, а потому и принять их предложения. Отсюда его нежелание

собирать совет министров, где в его присутствии шло столкновение мнений. В

наследнике престола как в честном человеке было много привлекательных

черт. Он был прям, честен, искренен, честолюбив, добр, благожелателен к

близким и одновременно неловок, застенчив, неуклюж. К тому же он обладал

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать