Александр третий

ибо, как всякое учреждение, они требовали хотя бы маленького истата и

расходов на свою деятельность. Любительских средств на это часть не

хватало. И когда государство отказывалось финансировать деятельность

такого общества, а любителям было трудно вытянуть расходы на него, они

прибегали к испытанному способу решения задачи: вводили в него состав

высокопоставленного покровителя, чьё имя стимулировало бы и вступление в

него, и доброходного даяния.

Почётное председательство отнюдь не гарантировало автоматического

процветания такой организации, но создавало условия для её выживания. К

этому приёму и прибегли в середине 60 – х годов ХIХ века, когда среди

людей, близких к наследнику, возникла мысль об учреждении

профессионально – любительского Исторического общества, тем более это

Экономическое, Географическое, юридические уже существовали. Историческое

общество должно было поддерживать интерес к отечественной истории и

продвинуть её изучение. Почётное председательство взял на себя цесаревич.

Члены общества, число которых не было ограничено, собирались на заседания

«обыкновенные, чрезвычайные и годовые». Александр любил историю, и после

воцарения с удовольствием читал исторические сочинения и принимал участие

в заседаниях исторического общества, помогал ему, собирая у себя в

Аничковом дворце, являвшимся его резиденцией, членов Исторического

общества, так что его председательство и членство не были номинальными,

как то не раз бывало в подобных случаях. Держался при этом Александр III

приветливо и радушно, получая, надо полагать, отдохновение от дел

обязательных и неприятных. Когда подрос великий князь Николай

Александрович, на заседания общества стали приглашать и его, и он с

удовольствием слушал разговоры о русской истории.

В конце 70 – х годов XIX века обязанности наследника престола

расширяются. Во время отъездов императора из Петербурга на него

перекладывают приём докладов, дела текущей политики. И это в период

начавшегося глубокого внутреннего кризиса, когда экономическая, социальная

и политическая обстановка ухудшались. «Грустное и страшно тяжёлое

положение» – такова его оценка ситуации в декабре 1879 года. В самом деле,

в это время вся Россия находилась в состоянии недовольства и ожидании.

Расходы на войну привели к дефицитному бюджету, лишавшему правительство

свободы финансового манёвра. Война и не развивавшаяся далее … реформы

ухудшили положение в деревне. Крестьянство, не видевшее в массе своей

возможности собственными силами решить проблему малоземелья, начинает

пытаться иллюзиями относительно возможности собственными расширить наделы

за счёт господских земель. Так возникают слухи о «чёрном переделе» –

даровом получения земли, – грозящие опасностью массивного взрыва.

Народовольцы, не имея нормальных политических средств борьбы,

отчаявшись, переходят к террористической деятельности. Ко всему этому

прибавляется оппозиция «верхов», часть которых требовала принятия мер к

упрочнению дворянского землевладения и предоставления политических прав, а

другая – быстрого продвижения по пути буржуазно – демократических реформ.

Главной среди них была реформа государственного устройства, создание какой

– либо формы общегосударственного представителя. Начавшаяся в 1879 году

серия покушений на императора сильно нервировала правящие круги и

заставляла их непрерывно обсуждать меры стабилизации положения, мечась от

предложений о широких репрессиях до значительных уступок общественному

движению во имя «успокоения».

При всей занятости повседневными делами, Александр III в

первые же дни своего правления сначала ближайшему окружению, а затем и

всем подданным дал понять, каким будет направление в политике, которому он

намерен следовать. В то время у России было только два пути, и для

политиков они были очевидны. Германский посол в России Г. – Л. Швейнитц их

обрисовал так: «Действительно, сегодня выбор может быть сделан между

двумя: или реформы в европейском смысле из Петербурга или самодержавное

царствование в Москве. Газеты северной столицы требуют – за немногими

исключениями – либеральных реформ и с гневом отмечают раздающиеся из уст

Саткова и Аксакова призывы перевести правительство в Кремль. Что в

последнем предложении есть здоровое зерно, – я согласен, что оно будет

принято, – я не верю; это было бы слишком неудобно. Александр III, как

показывает его политика, выбрал второй путь, в известном смысле не

отказываясь от первого: он постарался стать царём московским в Петербурге,

в условиях империи и развивающегося капитализма.

1 марта 1881 года Александр II одобрил проект Графа Лорис –

Мельникова о преобразовании Государственного Совета, об участия в нём

народных представителей. Проект также предусматривал ограничение

административного и цензурного произвола, расширение круга действий

земского и городского самоуправления.

Россия готовилась стать буржуазно – демократической страной с

институтом конституционной монархии. Проект Лорис – Мельникова, должен

быть обсуждён в Совете министров 4 марта. Вскоре при определённых

обстоятельствах царь был смертельно ранен, и от потери крови скончался.

Под угрозой оказался проект Лорис – Мельникова, а вместе с ним перспективы

конституционного развития России.

Принципиальный вопрос – укатанная ли европейская дорога или древняя

российская, с рытвинами и ухабами, но зато с самодержавным царём –

батюшкой и бедным крестьянством, ограждённым от безземелья не отторгаемым

наделом общинной земли, – для Александра III к этому времени был уже

решён. Об этом свидетельствуют его действия на заседании Совета Министров

8 марта.

Он не стал надолго откладывать назначенное ещё отцом заседание,

собрав его с трёхдневным опозданием в Зимнем дворце.

На заседании говорилось о том, что император укрепляет оппозицию

проекту Лорис – Мельникова. Казалось бы, сыновный долг, предрешённость

дела обязывали Александра III отнестись к обсуждению проекта как к простой

формальности, автоматическому скреплению своей подписью политического

завещания отца.

В стране преобладало всеобщее желание попользоваться ничейными,

государственными средствами. Бунге как – то жаловался Победоносцеву в

конце 1885 году: «Все требуют денег… из государственного казначейства … и

для государственных нужд, и для промышленных предприятий, и для

собственного благополучия …Если мы берём … с населения более, чем оно

может дать, то понятно, что мы увеличиваем только число просящих милостыню

… Рвутся за деньгами и те, которым хочется весело пожить за счёт

казначейства». Александр III как истинный хозяин пытался экономить за

всех: за бюрократию и помещиков, великих князей и предпринимателей. Он

тяготился разросшейся святой, расточительностью двора, ставшей

повседневной раздачей орденов за выслугу лет и в связи с юбилеями и

пытался с этим бороться, безжалостно вычёркивая из списков фамилии

представленных министрами к награде лиц. Он пытался бороться и с

расточительностью императорской фамилии, ни в малейшей степени не желавшей

действовать по законам и продолжавшей считать себя элитой высшего

общества.

Озабоченный разрастанием императорской фамилии, Александр III решился

пойти на изменение утверждённого ещё при Павле I закона, сократив число

возможных «высочеств». Толчком к такому решению стало увеличение расходов

удельного ведомства на содержание царской фамилии, а император и на казну,

и на доходы уделов смотрел как на собственный кошелёк. Им двигали не

отвлечённые государственные соображения, а боязнь пустить по миру

собственную семью. К этому прибавлялось и нежелание состоять в официальном

родстве с некоторыми чинами императорской фамилии. Словом, династический

характер политика здесь был особенно виден. Проект нового закона готовился

Александром III в большом секрете в кругу особо доверенных лиц – брата

Владимира, Половцова, Воронцова, Дашкова, многократно обсуждался. Почти

три года ушло на разработку и принятие закона, по которому титул великих

князей сохранялся только за детьми и внуками императора, правнуки же

становились «князьями императорской крови», с сокращением выплат и

привилегий. Принятию закона предшествовал указ, оповестивший о готовящемся

законе, где всё было уже детально разработано. Указ вызвал (как и закон)

глухое недовольство в великокняжеских кругах, не переходившее, впрочем, в

открытые стычки с императором.

Понижение выкупных платежей и переход к обязательному выкупу, законы

о переселениях крестьян, учреждение государственных банков,

поэтапная отмена подушной

подати – все эти меры являлись не только развитием реформ

60 – х годов XIX века, но и осуществлением проектов, в те годы уже в той

или иной степени рассматривавшихся. Но зато тем большим контрастом

выглядят законы, консервировавшие общину, вводившие опеку земского

начальника над крестьянством, как бы возрождавшую дореформенную систему

отношений, лишь несколько модифицированную. Были и такие реформы и

контрреформы, осуществить которые АлександруIII просто неудалось: неудачей

кончилась его попытка преобразовать систему чинопроизводства; члены

учреждений в 1881 году комиссии генерала П.Е.Коцебу не решились ломать

организацию армии, столь долго строившуюся и явно целесообразную. Словом,

это была довольно эклектичная политика, составляющая смесь того, что хотел

сделать

Александр III, и того, что было возможно осуществить. Если задаться

вопросом, какие личные убеждения более всего оказались на политике

Александра III, то на первое место придётся поставить его прямую веру в

необходимость сохранения самодержавия. Власть воспринималась им как

собственность, а люди, разговаривавшие о народовластии, – как воры

покушающиеся на его нательную рубаху. Он закрывал перед Россией

возможности конституционного и оценивал реформы, проведённые его отцом, с

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать