Диктаторы и деспоты в истории России

Диктаторы и деспоты в истории России

Диктаторы и деспоты в истории России.

Исторический портрет царя Иоанна Грозного.

Царь Иван родился в 1530 году. От природы он получил ум гибкий и бойкий,

вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но

обстоятельства, среди которых протекало его детство, рано испортили этот

ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иван рано осиротел, на

четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял мать. В душе его рано и

глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности

и одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "родственники мои не

заботились обо мне". Как все люди, выросшие среди чужих, Иван рано усвоил

привычку ходить, оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем

подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к

людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и

пренебрежение со стороны окружающих. Необходимость сдерживаться, дуться,

глотать слезы питала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое

озлобление против людей. Сцены боярского своеволия и насилия, среди которых

рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость, из которой с годами

развилась наклонность преувеличивать опасность, что заставляло его быть

всегда настороже. Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за

существование, Иван преждевременно повзрослел.

В 17-20 лет он поражал окружающих непомерным количеством пережитых

впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались и в

зрелом возрасте. Когда Великому князю исполнилось 17 лет, он собрал двор и

объявил о своем намерении жениться, но еще до своей женитьбы он объявил им

свое намерение венчаться на царство. С этого времени российские монархи

начали не только в сношениях с другими державами, но и внутри государства,

во всех делах и бумагах, именоваться царями, сохраняя и титул великих

князей. А между тем знатные сановники объехали Россию и представили лучших

невест государю, он избрал из них юную Анастасию, дочь вдовы Захарьиной,

которой муж был окольничий, а свекор - боярином Иоанна III. Но не

знатность, а личные достоинства невесты оправдывали его выбор. Современники

приписывают ей все женские добродетели: целомудрие, смирение, набожность,

чувствительность, благость, ум; не говоря о красоте. Венчание прошло в

храме богоматери. Прервав веселые пиры двора, Иоанн и супруга ходили

пешком, зимою в Троицкую Сергиеву лавру и провели там первую неделю

великого поста, ежедневно молясь над гробом святого Сергия. Но не сия

набожность Иоаннова, не искренняя любовь к добродетельной супруге, не могли

укротить его пылкой, беспокой души, стремительный в движениях гнева,

приученный к неуемной праздности, к забавам грубым, неблагочинным. Он любил

показывать себя царем, но не в делах мудрого правления, а в наказаниях, в

необузданности прихотей; Играл, так сказать милостями и опалами; умножал

число любимцев, еще более умножал число отверженных; своевольничал, чтобы

доказать свою независимость; он не знал, что государь, истинно независимый,

есть только государь добродетельный. Примером того может служить то, что 70

челобитчиков псковских пришли с жалобами, обвинениями на своего наместника

князя Турунтая-Проньского. Государь не выслушал: закипел гневом; кричал и

топал, лил на них горящее вино, палил им бороды и волосы, велел их раздеть

и положить на землю. Они ждали смерти. В сию минуту донесли Иоанну о

падении большого колокола в Москве; он ускакал в столицу, и бедные

псковитяне остались живы. Чесные бояре с потупленным взором безмолвствовали

во дворце; шуты забавляли царя, а льстецы славили его мудрость.

Добродетельная Анастасия молилась вместе с Россиею, и бог услышал их.

Характеры сильные требуют сильного потрясения, чтобы свергнуть с себя иго

злых страстей и с живою ревностью устремиться на путь добродетели. Никогда

Россия не управлялась хуже. Глинские, подобно Шуйским, делали что хотели

именем юноши-государя; наслаждались почестями, богатством и равнодушно

видели неверность частных властителей; требовали от них раболепства, а не

справедливости.

Для исправления Иоаннова надлежало сгореть Москве. Сия столица ежегодно

разрастала своим пространством и числом жителей. Дворы более и более

стеснялись, новые улицы примыкали к старым, дома строились лучше для глаз,

но не безопаснее прежнего: тленные громады зданий ждали только искры огня,

чтобы сделаться пеплом. Летописцы Москвы часто говорят о пожарах, называя

иные великими; но никогда огонь не свирепствовал в ней так ужасно, как в

1547 году. Сгорели все дома от Арбата и Неглинной до Яузы и до конца

Великой улицы, Варварской, Покровской, Мясницкой, Дмитровской, Тверской. Ни

огороды, ни сады не уцелели: дерева обратились в уголь, трава - в золу.

Сгорело 1700 человек, кроме младенцев. Нельзя, по сказанию современников,

ни описать, ни вообразить сего бедствия. В сие ужасное время, когда юный

царь трепетал в Воробьевском дворце своем, а добродетельная Анастасия

молилась, “явился там какой-то удивительный муж, именем Сильвестр, саном

иерей, родом из Новагорода, приближился к Иоанну с подъятым, угрожающим

перстом, с видом пророка, и гласом убедительным возвестил ему, что суд

божий гремит над главою царя легкомысленного, злострастного; что огонь

небесный испепелил Москву, что сила вышнего волнует народ и льет гнев в

сердце людей.” Он указал Иоанну правила, данные вседержителем сонму царей

земных и произвел чудо: Иоанн сделался иным человеком; обливаясь слезами

раскаяния простер десницу к наставнику вдохновеннуму; требовал от него силы

быть добродетельным. Смиренный иерей, не требуя ни высокого имени, ни

чести, ни богатсва, стал у трона, чтобы ободрять юного венценосца на пути

исправления, заключив тесный союз с одним из любимцев Иоанновых, Алексеем

Адашевым, прекрасным молодым человеком, имеющим нежную и чистую душу, нравы

благие, разум приятный, бескорыстную любовь к добру, он искал Иоанновы

милости не для своих личных выгод, а для пользы отечества. Здесь начинается

эпоха Иоанновой славы, новая деятельность в правлении.

К концу 40-х годов при молодом царе складывается кружок придворных

деятелей, которым он доверяет ведение государственных дел. К власти пришла

новая группировка, которая вошла в история под названием Избранной рады.

Всего десятилетие суждено было существовать “Избранной раде”, всего

десятилетие было отпущено исторической судьбой для деятельности решительных

и энергичных реформаторов, протекавшей в условиях относительного мира между

всеми классами и сословиями русского общества. Но за этот краткий период

государственное и социальное устройство России претерпело столь сильные

изменения, какие не происходили за целые века спокойного развития.

“Избранная рада” возникла в 1549 году, а в 1560 ее уже не существовало.

За это время, во-первых, сформировалась развитая система “приказов” (свод

действующих законов). Каждый из приказов отвечал за определенную сферу

управления: так, например, Посольский приказ - за дипломатическую службу,

Разрядный приказ - за большую часть военных дел, Челобитный приказ - за

контроль над остальными приказами.

Во-вторых, в 1550 году был введен в действие новый Судебник (свод

действующих законов), расширенный, систематизированный, включающий все

новое, что накопилось в судебной практике со времен введения старого

Судебника в 1497 году.

В-третьих, было реорганизовано местное управление. Власть наместников,

которые раньше назначались великим князем на определенное время, была

заменена властью выборных земских органов.

В-четвертых, церковный собор 1551 года привел к единообразию все обряды,

поставил задачу улучшить нравы духовенства. Этот собор вошел в историю под

названием Стоглавого, так как его решения были сведены в сто глав.

Наконец, наиболее целенаправленным изменениям подверглось военное дело.

Было подготовлено и принято Уложение о военной службе, определяющее, с

какого количества земли (поместья) воин должен был выходить в поход “конно,

людно, оружно”. Под Москвой была выделена земля для привилегированных

дворян, из числа которых впоследствии назначались воеводы, “головы” (низшие

офицеры), дипломаты и администраторы. Возник корпус первого русского

постоянного войска - стрельцов получавших из казны жалованье, вооружение и

обмундирование. Все эти преобразования совершались одновременно с

впечатляющими победами в войнах и внешнеполитическими успехами.

Между тем царь повзрослел, приобрел некоторый опыт в государственных

делах и уже тяготился деятельным правлением “Избранной рады”. Воля его,

стесненная в юности, теперь распрямилась, словно отпущенная пружина,

стремясь к самовластию.

Одной из главных черт характера Иоанна IV стала неспособность

сдерживать себя в чем-либо, неспособность ставить своим желаниям и планам

разумные пределы. С течением времени царь стал подвержен приступам гнева,

во время которых он терял над собой контроль. Через четверть века в

состоянии такого припадка ему суждено было убить своего сына Ивана. Придя в

ярость в споре с сыном по ничтожному поводу, царь ударил того в голову

жезлом. Царевич от раны заболел и умер, родитель его “рыдал и плакал”,

придя в себя и осознав содеянное, да было поздно.

До начала 60-х годов самовластие Иоанна IV было ограничено в политическом

отношении “Избранной радой”, а в моральном - его наставником митрополитом

Макарием и женой Анастасией, единственным существом, к которому Иван питал

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать