в зрелые годы приязнь и любовь. В связи с началом Ливонской войны царь
вступил в конфликт с деятелями “Избранной рады”, стоявшими за войну с
Крымским ханством, для которой тогда сложилась благоприятная военно-
политическая ситуация. В отношении Ливонии рада считала предпочтительными
мирные переговоры или боевые действия в ограниченных масштабах. ”Избранную
раду” поддерживала значительная часть аристократии, но Иоанн IV настоял на
своем и мог счесть себя правым, поскольку в первые войны с Ливонским
орденом русские воевали успешно.
В августе 1560 года умерла царица. Боярская группировка обвинила Адашева
в отравлении Анастасии и колдовстве. В результате “Избранная рада” пала, ее
деятели и сторонники подверглись гонениям и опале. В декабре 1563 года
скончался митрополит Макарий, и на его место был поставлен тихий,
нерешительный митрополит Афанасий. Московский государь начинает единолично
руководить всей внутренней и внешней политикой. В двух словах его
политический курс можно охарактеризовать как доведение личной власти до
уровня неограниченного самодержавия внутри страны и максимально возможное
ее распространение за пределы Московского государства путем завоеваний.
В годы Ливонской войны в стране уже чувствуется нарастающие истощение сил
и средств из-за военных тягот. Аристократическая верхушка была
заинтерисованна в оборонительных войнах, в отстаивании южных рубежей от
набегов татар. Напротив, низшая часть дворянства - выступала за продолжение
наступательной войны с западными соседями. Это и понятно: по сравнению с
землвладельцами-аристократами дворяне значительно хуже были обеспечены
землей. Эта война представляла собой желанный источник обогащения: за счет
военной добычи и, возможно, за счет получения новых земельных участков в
присоединенных областях. Стремление дворянства совпадали с крупными
завоевательными планами царя и поддерживались Русской Православной
церковью, но они противоречили чаяниям боярства, не видевшим смысла в
завоеваниях, посадского населения, недовольного усилением налогов и
повинностей. Пока в войне царским войскам сопутствовал успех, это
противоречие не было столь очевидным, но как только начались серьезные
неудачи, царь перешел к политике репрессий, стремясь любой ценой сломить
сопротивление верхушки служилого класса, сделать из нее послушное,
безгласное орудие.
Трагедия исторического момента заключалась в том, что воля умного,
энергичного, но необузданного государя вступила в противоборство с волей
целого сословия, притом самого могущественного в русском обществе. Эта
борьба нанесла государству непоправимый ущерб.
В 1563-1564 годах на сторону Литвы перебежала несколько недовольных
аристократов: военный голова Богдан Хлызнев-Колычев, воевода Андрей
Курбский, воевода князь Горенский. В 1564 году, несчастливом для
Московского государства, царские армии дважды были разбиты польско-
литовскими войсками. В результате Иван IV лишился иллюзий в отношении
собственного всесилия и приступил к политике “крутых мер”.
3 декабря 1564 года Царь со всей семьей под охраной отряда дворян выехал
из Москвы в Александровскую слободу, где объявил о своем отречении от
престола, и от куда отправил два послания. В первой грамоте государь
обвинял князей, бояр, воевод в измене, казнокрадстве, нежелании защищать
страну. Содержание второй грамоты состояло в том, что на москвичей гнева и
опалы царя нет. Находясь под угрозой народных волнений, Боярская дума в
январе 1565 года отправила делегацию к царю, уговаривая его вернутся на
престол. Делегация согласилась на чудовищные условия возврата, из которого
вырос чудовищный эксперимент, называемый “опричниной”. Иоанн IV получал
право подвергать изменников опале как ему вздумается. Из государственной
территории ему был выделен особый удел, который существовал как бы помимо
(опричь) всех остальных областей: в нем были свои приказы, царский двор,
свое войско, в его пределах власть безраздельно принадлежала царю. Опричная
резиденция царя помещалась в замке, специально выстроенном в центре Москвы.
Историки Р.Ю. Виппер и А.Л. Хорошкевич связывали установление опричных
порядков с внешнеполитическими и военными затруднениями. Опричнина была
учреждена прежде всего для того, чтобы любой ценой выжать из страны силы и
средства для продолжения Левонской войны и подавить любое сопротивление
всех тех, кто мешал этому. Опричные порядки представляли собой систему
чрезвычайных мер военного времени. Но результаты введения опричнины были
прямо противоположными, за время ее существования на западном фронте
русские войска не добились сколько-нибудь военных успехов.
В 1566 году был созван Земский собор, на котором царь выслушал мнения
своих подданных по поводу продолжения войны и не обнаружил ожидаемого
единодушия. Более того, земские деятели настаивали на отмене опричнины.
Летом 1568 года произошло антиопричное выступление московских посадских
людей. Вся эпоха существования опричнины - была временем постоянного
раскрытия заговоров и ведения следственных дел. Трудно определить в наше
время, какие из заговоров были настоящими, а какие всего лишь плодом
мнительности царя и его страха перед собственными подданными.
Целая эпоха кровавых казней, которым русское общество подвергалось в
период опричнины, является карой несоответственно тяжкой. Ведь умели же дед
и отец Иоанна IV управлять державой без всяких массовых репрессий. А их
внук и сын использовал опричные порядки в качестве боевого топора,
обрушившегося на головы виновных и невинных порой без суда и следствия.
Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. В 1567 году
царь вызвал во дворец боярина Федорова - одного из богатейших и уважаемого
в народе человека, облачил его в царские одежды, усадил на трон, а затем
собственноручно заколол его ножом, считая виновным в заговоре. По “делу”
Федорова было уничтожено 370 человек. В 1569 году по приказу царя принял яд
его двоюродный брат, князь Старицкий, второй по знатности в России после
самого царя, вместе с ним были умерщвлены его семья и слуги. 25 июля 1570
года на рыночной площади были зверски казнены 116 человек “опальных”. Не
щадили даже сел и деревень, принадлежавших “опальным”. Но самой жуткой
страницей опричнины стал разгром Новгорода, куда Иван IV нагрянул с
опричным войском и где творил расправу полтора месяца. “Мертвые тела людей
и животных запрудили реку Волхов, куда они были сброшены. История не знает
столь ужасной резни” - пишет англичанин Дж. Горсей. Самые скромные подсчеты
числа казенных в Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв. Потомки имели
полное право называть Ивана IV Грозным. Впрочем, за рубежом его называли
Иваном Ужасным.
В итоге всех устрашающих мер Ивана Грозного военная система страны не
упрочилась, а расшаталась. Лучшие воеводы были казнены; другие были до того
запуганы, что боялись вступить с неприятелем в бой, опасаясь потерпеть
неудачу и быть за это казненными. Опричное войско оказалась мало
боеспособным. Бесконечная война поглотила массу сил и средств, южные рубежи
страны оказались оголенными. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей,
разгромив опричное войско, появился под самыми стенами Москвы и сжег весь
огромный московский посад. Во время пожара погибли десятки тысяч москвичей.
Перед лицом неудачи опричной политики Иван IV вынужден был отменить в
1572 году опричнину.
В результате опричной политики, чрезвычайных, крутых мер в 70-80-е
годы XVI века Московское государство вошло в полосу кризиса. В 25-летней
Ливонской войне Россия потерпела поражение, лучшая боеспособная часть войск
была уничтожена на полях сражений, завоеванные территории утеряны. Страна
была доведена до страшного разорения.
Царь Иван IV 3,5 десятилетия обладал всей полнотой власти в
Московском государстве. Он ставил перед собой весьма масштабные задачи и
нередко добивался успеха, но затем терял плоды первоначальных побед, во
всем желая большего, не умея хоть в чем-либо себя ограничить. В результате
он окончил свои дни как проигравшийся картежник, слепо уверовавший в свою
удачу, поставивший на карту все свое состояние и к концу игры
распрощавшийся с большей его частью. Судьба этого государя представляет
собой великолепный пример правителя, стремившегося более к личной славе и
могуществу, нежели к пользе государства, которое досталось ему по праву
рождения.
Значение царя Ивана. Таким образом, положительные значения царя Ивана в
истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать,
судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его
деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее
подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный
ему порядок. Жизнь московского государства и без Ивана устроилась бы так
же, как она строилась до него и после него. Но без него это устроение пошло
бы легче и ровнее, чем оно шло при нем: важнейшие политические вопросы были
бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены.
Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический
мыслитель, но он не был государственным дельцом. Одностороннее, себялюбивое
и мнительное направление его политической мысли при его нервной
возбужденности лишало его практического такта, политического глазомера,
чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного
порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем,
что поколебал самое основание этого порядка. Карамзин преувеличил очень
немного, поставив царствование Ивана - одной из прекраснейших по началу -
по конечным его результатам наряду с монгольским игом и бедствиями
удельного времени. Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей
династией, и государственным благом. Его можно сравнить с тем ветхозаветным
слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя
повалил здание, на крыше коего эти враги сидели.
Но тем не менее, добрая слава Иванова пережила его худую славу в народной
памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились
новейшими; но имя Иоанного блистало на судебнике и напоминало приобретение
трех царств монгольских, доказательства дел ужасных лежали в
книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь
как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника
нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или
забыл названия мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о
жестокости Иоанновой доныне именует его только ГРОЗНЫМ.
Страницы: 1, 2