самоуправление ,этим самым давали ему внутреннюю организацию. Каждые три
года ,для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем
уездом ,избирали уездного предводителя, капитана -исправника и заседателей
в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым
сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами
уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения
(нижний земский суд).По своему сословному положению дворяне становились с
1775 года не только землевладельцами уезда, но и его администраторами.
Так как громадное число чиновников принадлежало к дворянству ,то не только
уездное ,но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских
руках. Дворянство из своих рядов поставляло главных деятелей в центральные
учреждения .Таким образом ,с 1775 года вся Россия от высших до низших
ступеней управления (кроме разве городовых магистратов )стала управляться
дворянством : вверху они действовали в виде бюрократии : внизу- в качестве
представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение имели
для дворянства имели реформы 1775года,они дали ему сословную организацию и
первенствующее административное значение в стране. В «Учреждениях для
управления губерний»,организация данная дворянству и её влияние на местное
самоуправление рассматриваются как факты ,созданные в интересах
государственного управления, а не сословий. В 1785 году Екатерина издала
Жалованную грамоту дворянству. Здесь уже начала сословного самоуправления
рассматриваются как сословные привилегии ,наряду со всеми правами и
льготами, какие дворяне имели раньше .Таким образом Жалованная грамота 1785
года явилась подтверждением закона о дворянстве и в ней было добавлено -
признание дворянства уже не одного уезда ,но и целой губернии за отдельное
общество с характером юридического .Грамотой 1785 года завершен был процесс
сложения и повышения дворянского сословия ,какой мы наблюдали в18 веке.
При Петре Первом дворянин определял обязанностью бессрочной службы и правом
личного землевладения ,причем это право принадлежало ему не исключительно
и не вполне.
При императрице Анне дворянин облегчил свою государственную службу и
увеличил землевладельческие права.
При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных
прав и положил начало сословной замкнутости.
При Петре Третьем снял с себя служебную повинность и получил некоторые
исключительные личные права.
При Екатерине Второй дворянин стал членом губернской дворянской корпорации
,привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление
.Грамота 1785 года установила ,что дворянин не может иначе ,как по суду
,лишиться своего звания ,передает его детям и жене, судится только равным
себе, свободен от податей и телесных наказаний. владеет как неотъемлемой
собственностью всем, что находится в его имении ; свободен от
государственной службы , но не может принимать участия в выборах на
дворянские должности , если не имеет «офицерского чина». Таковы главнейшие
права всякого дворянина . Помимо этого дворянские общества имели все права
юридических лиц . К таким результатам дворянство пришло к концу 18 века ;
исключительные личные права , широкое право сословного самоуправления и
сильное влияние на местное управление - вот результаты , к каким привела
дворянское сословие политика императрицы . К этим результатам следует
причислить и прогресс крепостного права . Мы видели , что положение
крестьян непрерывно ухудшалось в 18 веке . Екатерина мечтала о крестьянском
освобождении , строила его проекты , но она взошла на престол и правила с
помощью дворянства и не могла нарушить союз свой с господствующим сословием
. При Екатерине крепостное право росло и в смысле его силы и широты его
распространения . Но вместе с тем росли и думы о его уничтожении и в самой
императрице , и в людях , шедших за течением века . Законодательство о
крестьянах времени Екатерины по-прежнему направлялось к дальнейшему
ограничению крестьянских прав и усилению власти над ними помещика . Но
такой взгляд на крестьянство не повёл к полному уничтожению гражданской
личности крестьян : они продолжали считаться податным классом общества ,
имели право искать в судах и быть свидетелями на суде , могли вступать в
гражданские обязательства и даже записываться в купцы с согласия помещика .
Казна даже допускала их к откупам за поручительством помещика . В глазах
закона , таким образом , крестьянин одновременно был и частным рабом и
гражданином . Такая двойственность законодательства в отношении крестьян
указывала на отсутствие твёрдого взгляда на них у правительства . У
правительства было уже два известных нам направления в вопросе о крестьянах
: императрица хотела их освобождения , окружающие её - дальнейшего развития
помещичьих прав . Вот почему в положении крестьянского вопроса при
Екатерине наблюдается ряд противоречий . Рассмотрим некоторые из них .
Рядом указов Екатерина старалась ограничить распространение крепостного
права и прямо запрещала свободным людям и вольноотпущенным вновь вступать в
крепостную зависимость . Учреждая новые города из сёл , населённых
крепостными , правительство выкупало крестьян и обращало в горожан . Вся
масса , около миллиона крестьян, принадлежащих духовенству , была
окончательно изъята из частного владения и превращена в особый разряд
государственных крестьян под именем экономических (1763) .Но рядом с этим
Екатерина щедро раздавала приближённым людям имения , и число новых
крепостных в этих имениях достигало громадной цифры . Далее , во всё свое
царствование Екатерина искренне строила проекты освобождения крестьян ; уже
во вторую половину её царствования видели проект закона о том , чтобы
объявить свободными всех крестьян рождённых после Жалованной грамоты 1785
года . Но наряду с этим Екатерина воспретила свободный переход малорусских
крестьян и тем формально водворила в Малороссии крепостное право , хотя
надо сказать , что сама жизнь до неё уже подготовила его . Результатом
таких противоречий было не прекращение или ограничение крепостного права ,
а ещё больший его расцвет . Исследователи истории крепостного права
замечают , что век Екатерины был веком наибольшего развития крестьянской
зависимости . И как раз в это же самое время общественная мысль обратилась
к теоретическому обсуждению крепостного права . В обществе явился так
называемый крестьянский вопрос и два взгляда на него : один в пользу
освобождения крестьян , другой против освобождения . Екатерина допустила
обсуждение этого вопроса не только в правительственных кругах ,где судьба
крестьянства давно составляла вопрос ,но и в сфере общественной жизни. В
Петербургском Вольном Экономическом Обществе ,устроенном в 1765 году для
поощрения полезных знаний в области сельского хозяйства ,был поднят вопрос
о быте крестьян. Г.Г. Орлов предложил публично обсудить вопрос о крепостной
зависимости и о правах крестьян. Было рассмотрено большое количество
трактатов из России и заграницы. премия была присуждена ученому Беарде-
Делабею, который высказался в освободительном духе.
Таковы были главнейшие факты законодательной деятельности императрицы
Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле
деятельности с широким преобразовательным планом, в основание которого
легли отвлеченные принципы. Она не успела выполнить своего плана целиком и
не провела последовательно своих идей. Мысли Наказа не перешли в практику
,законодательство не было перестроено на новых основаниях, отношения
сословий остались по существу ,прежними и развивались в том направлении,
какое было дано в предшествующее время. Развитие крепостного права и
сословность самоуправления прямо противоречили тем отвлеченным теориям,
каким поклонялась императрица, но соответствовали влиятельному сословию
-дворянству. Екатерина всегда уступала действительности во всех её важных
делах. Это ещё раз доказало бессилие личности изменить общий ход событий
.Как исторический деятель, Екатерина осталась верна тем началам русской
жизни ,какие ей были завещаны ,временами предыдущими, она продолжала свою
деятельность в том же направлении, в котором работали её предшественники,
хотя иногда не желала действовать как они.
Отдельные мероприятия.
Из отдельных мероприятий просвещенного правительства Екатерины особенно
замечательны меры относительно народного образования и заботы о народной
гигиене. С Петра образование в России носило практический характер
-усвоение знаний для потребностей службы и жизни. Екатерина в своем Наказе
первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем
заботится об учреждении воспитательных заведений Для того чтобы, чтобы
воспитать русское общество ,Екатерина лучшим средством считала “произвести
сперва способом воспитания ,так сказать ,новую породу или новых отцов и
матерей”,нравственно совершенных .Эта порода людей должна была вырасти в
воспитательных училищах под надзором опытных педагогов ,в полном разобщении
с семьей и обществом. Такими воспитательными училищами явились :
воспитательные дома в Москве (1763 при его учреждении и много помогал
своими вкладами Демидов ,внук знаменитого заводчика в Туле. Бейкий так
хорошо устроил Воспитательный дом ,что он ,несмотря на большие издержки,
мог сам себя содержать ,главный доход его составлял ломбард.) и Петербурге
(1767),закрытые институты отдельно для девиц -дворянок и для девиц
-горожанок(с 1764)г. и кадетские корпуса. Кроме заведений воспитательных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8