Исторический портрет Нестора Махно

Весной 1919 года Махно перехватил 90 вагонов угля для Балтийского флота.

Правда, незадолго до этого, когда повстанцы отбросили деникинцев к

Азовскому морю и захватили у них около 100 вагонов зерна, Махно отправил 90

вагонов хлеба голодающим рабочим Москвы и Петрограда. Махновская делегация,

которая доставила этот хлеб, была горячо встречена в Московском Совете.

Весной 1919 года «Правда» писала о Махно как о «любимце крестьян-

повстанцев, находчивом и смелом командире». За победы, одержанные над

деникинцами, он был награжден орденом Красного Знамени,

Махно согласился войти со своими полками в Красную Армию для совместной

борьбы с Деникиным. Он стал командиром 3-й бригады Заднепровской дивизии,

которой командовал П. Б. Дыбенко. Повстанческая бригада сохраняла при себе

черные знамена и прежний внутренний распорядок и, хотя и принимала

комиссаров, подчинялась высшему командованию лишь в оперативном отношении.

С деникинского фронта ее обязывались никуда не уводить.

Первую же боевую задачу—освободить железную доро1у до Бердянска от

петлюровцев и деникинцев — дивизия успешно выполнила. Бригада повстанцев,

по оценке командующего фронтом В. А. Антонова-Овсеенко, действовала

блестяще. Однако нк сам Махно, ни его привыкшие к вольности полки не могли

примириться с войсковой дисциплиной. Нетерпимый к махновской вольнице

Троцкий объявил 8 мая 1919 года Махно вне закона 6.

________________________________________________________________

6 См.: Савченко В. А. Измена «батьки» Махно и «железная метла» Л. Д

Троцкого (Причины и следствия махновского мятежа 1919 г.)//История СССР.

1990. № 3, С. 85.

После Октября украинское революционное движение развертывалось медленнее,

чем в великорусских губерниях, и причиной тому была не только иностранная

оккупация и националистическая контрреволюция. Крестьянство на Украине

тогда мало знал о Коммунистической партии, влияние которой ограничивалось

преимущественно пределами городов,- в деревнях же сохранялся дух вольницы,

унаследованный от времен Запорожской сечи. Поэтому крестьянское - движение

проявлялось часто в самостоятельных, порою стихийных формах.

Махновское движение, внешне представляющее метания махновцев между

реакцией и революцией, по сути, было попыткой найти свой, крестьянский курс

в бурях гражданской войны, когда на Украине шло боевое противоборство

нескольких враждебных друг другу сил — гетмана, которого поддерживали

немецко-авст-рийские оккупанты, петлюровских националистов, деникинской

контрреволюции, кулацких атаманов типа Григорьева и, наконец,

противостоявшей им всем Красной Армии.

В этих сложных условиях гуляйпольские крестьяне под руководством Махно

заняли совершенно независимую позицию, отстаивая чисто крестьянские

интересы и чаяния, которые во многом совпадали с идеалами анархо-

коммунизма. Махновцы, памятуя о большевистском Декрете о земле, считали

себя большевиками, но они категорически отвергали власть коммунистов,

которая принесла им продразверстку.

Политика продразверстки вообще не могла быть принята крестьянами. На эту

политику они стали отвечать саботажем и восстаниями, которые очень однобоко

именовались властями кулацкими мятежами,— по некоторым подсчетам таких

мятежей с лета 1918 года до лета 1919 года на Украине было 340.

Крестьянство не имело своей сколько-нибудь влиятельной и нашедшей путь в

народ партии — ни левые эсеры, ни украинские боротьбисты широкого влияния

среди крестьян не имели. Большевики же в своей политике к крестьянству

руководствовались не столько законами экономического развития и тем более

не наказами сельского населения, сколько классовыми схемами. Они, например,

неоправданно отождествляли интересы пролетариата и бедных крестьян. Если

крестьяне отстаивали свои интересы — интересы мелких собственников земли,

большевики осуждали их как представителей мелкобуржуазной идеологии. Хотя

Ленин и признавал, что крестьяне хотят лишь установить «вольный труд на

вольной земле», он все же прежде всего связывал этот труд с

общегосударственной собственностью на землю 7.

Нехватка продовольствия в рабочих центрах, а также выдвинутая

преждевременно задача социалистического преобразования деревни привели

большевиков к политике комбедов (комитетов бедноты), которые должны были

начать борьбу против кулачества, за продразверстку. На практике выяснилось,

что кассовый раскол деревни был в значительной мере вызван сверху, комбеды

часто выступали не только против кулаков, но и середняков, продразверстка

в итоге не только не давала .хлеб Москве и Петрограду, но и разрушала

сельское' хозяйство. Комбеды пришлось в конце 1918 года распустить, но

социалистические эксперименты »,. крестьянами продолжались. Так, на Украине

вместо раздела помещичьих земель между крестьянами эти земли попытались

передать совхозам. Это решение было принято в начале марта 1919 года на III

Bee-украинском съезде Советов. К крестьянам -в итоге- применялось то самое

«пролетарское принуждение», о необходимости которого говорили тогда и Ленин

и Бухарин .

________________________________________________________________

7 См- Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 32. С. 182: Выступление на I

Всероссийском съезде крестьянских депутатов.

В деревне стала нарастать отчужденность и даже враждебность к власти

центра, к присланным оттуда комиссарам. Направленному на Украину Д. 3.

Мануильскому пришлось признать, что летом

1919 года из-за ошибок руководства украинский крестьянин повернул против

Советов. Брожение крестьянства представляло хорошую почву для

распространения призывов махновской вольницы.

На районных съездах «Анархо-Махновии» выдвигались лозунги «Долой

комиссародержавие!», «Долой однобокий большевистский Совет!». Лозунги эти

вполне объяснимы: на местах директивы центра очень часто ужесточались. Так

было с раскулачиванием. Когда ЦК РКП (б) 16 марта 1919 года отменил

директиву Свердлова о ликвидации казаческого сословия, Донское бюро

продолжало расправы над недовольными казаками без суда и следствия.

Поощрение центром массовидности террора против контрреволюционеров и

нередко вело к самоуправству местных губкомов, ревкомов, ЧК. Во многих

местах лозунг «Вся власть Советам!” практически подменялся лозунгом «Вся

власть ЧК!». Неудивительно, что даже вполне лояльные к Советской власти

люди не желали одобрять произвол ревкомов и ЧК. Скольких друзей революции

беспощадность и жестокость «чрезвычаек» сделала врагами Советской власти!

Большевистская газета «Звезда», выходившая в Екатеринославе летом 1919

года, публиковала мнение некоторых коммунистов, считающих, что право ЧК на

внесудебные приговоры и на всеобъемлющую компетенцию «не выдерживает

критики с точки зрения революционного правосознания». Поэтому приходится

просто, удивляться, что махновцы в начале 1919 года еще мирились с

Советской властью, преследуя лишь «чрезвычайки» и отправляя их сотрудников

на передовуюю.

Отчасти жестокость советских органов власти по отношению к крестьянству

можно объяснить взаимным .и все нарастающим ожесточением противников в

гражданской войне. Другие причины лежат в том, что для большевиков методы

радикального преобразования деревни путем насильственного насаждения

элементов социализма (совхозы, колхозы) стали чем-то обычным. Возможности

соглашения с людьми, которые не вполне разделяли их убеждения, они просто

не допускали. Наконец, последнее, но, может быть, самое главное состояло в

том, что крестьянство рассматривалось как колеблющаяся мелкобуржуазная

стихия, которую в случае опасности для революции легче не переубедить, а

покорить насильственным путем. Военно-коммунистическая практика не терпела

никаких колебаний. Превратно истолковывая высказывание Ленина о том, что

мелкобуржуазная контрреволюция несомненно «более опасна, чем Деникин,

Юденич и Колчак вместе взятые»8, крестьян часто рассматривали как

пособников врага, угрозу диктатуре пролетариата.

Не слышавшие даже имен Кропоткина и Бакунина, крестьяне питали

инстинктивную подозрительность и даже ненависть к государству, от которого

они терпели столько напастей. Гражданская война на Украине с ее чехардой

властей лишь утверждала крестьянское убеждение: все власти одинаковы —

только берут и ничего не дают. И хотя революция дала крестьянам право на

землю, они так и не увидели режима, который оставил бы их в покое вместе с

землей. Отсюда утопическая вера в возможность безвластия и свободных

советов без коммунистов. Эту. веру, равно как и ненависть к государству, в

полной мере отражал в своих взглядах и написанных им прокламациях Махно,

усвоивший из сочинений Бакунина две главные истины—осуждение любого, даже

самого'демократического, государства и полный отказ от политических партий.

Социальная программа гуляйпольских анархистов создавалась под влиянием

эсеровских идей. Доктрина анархизма в этом случае отходила

____________________________________________________________________________

______________________________________________________________

8Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 43. С. 24. 12

для Махно на второй план. Недаром он говорил: «Я сначала революционер, а

потом анархист». Понятно, почему некоторые анархисты целиком отвергали, а

другие признавали только частичную принадлежность Махно к анархическому

учению. Свидетельством тому явилось принятие II съездом Советов

Гуляйпольского района в феврале 1919 года резолюций, включавших не только

анархо-синдикалисте кие, но и эсеровские требования. Съезд потребовал

социализации — передачи в собственность трудовых коллективов фабрик и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать