Иван Грозный в истории и литературе

стороны, драматическое изменение самопонимания и самооценки верховной

власти, а с другой - меняющийся куда более медленно и вполне консервативный

по своей природе взгляд на верховную власть как церкви, так и всего

служилого сословия. Это несовпадение внутренней и внешней оценки верховной

власти было осложнено целым рядом внешнеполитических неудач, а также

глубоким внутренним кризисом в стране.

Данные тезисы, безусловно, нуждаются в обосновании.

1. Представление верховной власти о себе самой.

Начиная с правления Василия Темного ( 1425-1462 ) великие князья

Московские все более часто именуются в дошедших до нас источниках царями,

что связано, в первую очередь, с падением Константинополя и быстрым

формированием взгляда, видящего в Московском царстве естественного

наследника (духовного и политического) Византийской империи. Иван IV в 1547

году первый венчается на царство, и с этого времени царский титул

становится официальным атрибутом монарха в России. Тем самым завершается

сакрализация носителя верховной власти, что означает “не просто

уподобление монарха Богу, но усвоение монарху особой харизмы, особых

благодатных даров, в силу которых он начинает восприниматься как

сверхъестественное существо”(26).

Вопрос о Москве как наследнице Византии нуждается в более подробном

рассмотрении. Давно было подмечено, что “миссия” Москвы, по представлениям

ее идеологов, была гораздо ниже той роли, на которую претендовала

Византийская империя. Москва считала себя одновременно и вне связи с

Византией наследницей первого - античного - Рима (происхождение великих

князей Московских от племянника императора Августа - Пруса в “Сказании о

князьях Владимирских”), а главное - ветхозаветного Израиля (Москва - второй

Иерусалим, русское царство - новый Израиль).

Этот взгляд на свое предназначение подробно рассмотрен в начале

нашего века в работе Н.И.Ефимова “Русь - новый Израиль” (27). Выводы, к

которым он пришел, следует повторить.

1) Как Новый, так и Ветхий завет были хорошо известны и широко

употребимы русскими книжниками(28).

2) Убеждение, что Русь находится под “покровом Божиим”, “Господней

благодатью” и “великой милостью”, “является землей богоизбранной”(29),

которое сформировалось еще до Ферраро-Флорентийского собора ( 1438 - 1439

гг.) и падения Константинополя. Еще тогда русские книжники не сомневались,

что русский народ, единственный сохранивший истинную веру, особенно угоден

Богу, дорог Ему и в путях Промысла Русь занимает место древнего народа

Божия(30).

3) Бог на Руси мыслился “не христианским Богом в строгом смысле слова,

Богом любви и всепрощения, а ветхо-заветным Богом гнева, грозным

мировоздаятелем, с ужасающей справедливостью карающим каждого и весь народ,

все государство за прегрешения вольные и невольные...”(31).

Это существенное смещение центра тяжести в русском христианстве в

сторону Ветхого завета отразилось и во взглядах на верховную власть. Тем же

автором было показано, что “вообще каждый популярный, привлекавший симпатии

своими социально-политическими и индивидуальными добродетелями, или

непопулярный, отталкивавший своей “гордостью” и

“высокоумьем”(“высокомысльством”) князь или царь приравнивался

старорусскими литераторами прежде всего к еврейским царям и заметным

фигурам библейской истории и только уже потом - к своим двойникам в сонме

византийских басилевсов”(32).

Следует также согласиться с тем, что “концепция Москвы - Третьего

Рима, делая русского великого князя наследником Византийских императоров,

ставила его в положение, не имевшее прямого прецедента в рамках

византийского образца. Концепция Москвы - Третьего Рима имела

эсхатологический характер, и в этом контексте русский монарх как глава

последнего православного царства наделялся мессианской ролью”(33).

Этот обзор стоит закончить тем, что, как уже говорилось, введение в

церемониал поставления на царство, начиная с Ивана IV, наряду с коронацией,

миропомазания “как бы придает царю особый харизматический статус: в

качестве помазанника царь уподобляется Христу (ср.

“помазанник”) (34).

Реальность подобного взгляда и подобного понимания сущности верховной

власти в России подтверждается, в частности, записками иностранцев. Так,

например, голландец Исаак Масса писал в своих записках о России, что

русские “считают своего Царя за высшее божество”(35).

2. Разрыв между самопониманием верховной власти и существующей

практикой управления государством.

Тот взгляд на верховную власть, который был описан выше, начал

формироваться в XV веке и окончательно устоялся в середине XVI века.

Грозный был первым русским царем, не просто глубоко воспринявшим весь

комплекс идей и представлений, лежащих в его основе, но и целиком

сформированный таким пониманием своей власти. Его знаменитая преписка с

Курбским дает много ярких примеров того, насколько далеко к тому времени

разошлись позиции Грозного и всего служилого сословия.

В свое время В.О.Ключевский коротко и остроумно охарактеризовал

сущность этой переписки: “За что ты бьешь нас, верных слуг своих?” -

спрашивает князь Курбский. “Нет, - отвечает ему царь Иван, - русские

самодержцы изначала сами владеют своими царствами, а не бояре и не

вельможи”(36). Такое их полное непонимание друг друга, отсутствие како бы

то ни было общей базы для спора объясняется тем, что если Курбский остается

в рамках вполне традиционных представлений о службе вассала сюзерену, то

Грозный пытается придать своим отношениям с подданными и своей власти

строго религиозный облик, сделать ее, как власть Бога, неподсудной и не

нуждающейся в защите и обосновании.

Переписка Ивана Грозного с Курбским свидетельствует о совершенно

определенном “вымывании” светской составляющей верховной власти. Иван IV

склонен трактовать измену Курбского себе не как измену вассала сюзерену, а

как измену Богу и вере. Он ставит знак равенства между изменой Курбского и

отказом Курбского от вечного спасения: “Зачем ты, о князь, если мнишь себя

благочестивым, отверг свою единородную душу? Чем ты заменишь ее в день

Страшного суда?”(37). Причем Грозным подчеркивается, что эта измена Богу

есть нечто постоянное, совершенно не зависимое от личных человеческих

качеств носителя верховной власти: “Не полагай, что это справедливо -

разъярившись на человека, выступить против бога; одно дело - человек, даже

в царскую порфиру облеченный, а другое дело - бог”(38).

Неповиновение монарху, а тем более прямая измена ему тем самым вообще

изымается из сферы возможного и допустимого. Ситуации, в которой измена

может быть допустима и оправдана, не существует вовсе: “Если же ты, по

твоим словам, праведен и благочестив, то почему же испугался безвинно

погибнуть, ибо это не смерть, а воздаяние?”(39). И дальше: “Если же ты

праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки,

пострадать и заслужить венец вечной жизни?”(40).

Следует отметить, что в основе такого понимания верховной властью

самой себя лежала чрезвычайно жесткая логическая конструкция, идеально

упрощающая взаимоотношения между Богом и царем, царем и его подданными,

Богом и подданными царя: “Воззри (...) и вдумайся: кто противится власти -

противится божескому повелению”(41).

Эта схема, в свою очередь, была калькой с такого же упрощенного

взгляда на мир, в котором единственное сохранившее истинную веру

государство - Россия - со всех сторон было окружено разного рода иноверцами

и еретиками.

Заключая изложенное в этом разделе, можно констатировать, что в

середине XVI века весь комплекс взаимоотношений, соединяющих верховную

власть с ее подданными, перестал удовлетворять верховную власть.

Рассматривая себя как власть вполне религиозную, верховная власть должна

была стремиться заменить традиционные узы, связывающие ее с ее подданными,

узами, имеющими ту же религиозную природу, что и она сама, тем самым

устранив возникшее противоречие. При очевидности и логичности самой идеи

реальный путь построения новых отношений долгое время был неясен. Когда же

образец был найден, события стали развиваться с поразительной быстротой.

Если религиозное понимание верховной власти складывалось в России

медленно и постепенно, то перевести всю систему государственных отношений

на религиозную основу Грозный пытается за считанные годы. Эта чрезвычайная

ускоренность реформ связана с многочисленными заговорами, а также военными

неудачами России, свидетельствовавшими не только о разложении старой

государственной системы, но главное, о том, что бог отвернулся от своего

избранного народа.

3. Верховная власть и Ливонская война.

Нам представляется, что анализ, проделанный выше, позволяет с

достаточной достоверностью реконструировать тот ход событий, который привел

Грозного к идее учреждения в России опричнины, а также объяснить характер и

смысл этого, по общей оценке, “странного” учреждения.

Вторая половина 1564 года, то есть время, непосредственно

предшествовавшее отъезду Грозного в Александровскую слободу и учреждению

опричнины, - это время, когда Грозный наиболее интенсивно занимался

проблемами будущего политического устройства Ливонии, ведя, в частности,

лично переговоры с плененным русскими войсками магистром Ливонского ордена

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать