Кареев Н И
Николай Иванович Кареев
(1850 – 1931)
Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог,
крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один
из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный
последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов
и социологов.
Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря — по
новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где
под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской
революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха,
Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в
дальнейшем — субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с
тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор:
он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента
общества.
В 1879—84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем
Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской
академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал
свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в
последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк
истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года».
Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного
изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской
революции.
Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный
либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в
1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из
Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время
Революции 1905—07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом
1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в
новое время» (т. 1—7, 1892—1917) отводилось существенное место
социально-экономическим процессам. В 1911—15 гг. Кареев приступил к
разработке истории парижских революционных секций. В 1924—25 гг.
опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции» — первый
сводный обзор историографии Великой французской революции не только в
русской, но и в зарубежной литературе.
Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное
влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев
плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами
социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев
поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных
науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей
становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на
очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто
завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно
переиздавались.
Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски
аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился
в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии
и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории
и методологии социологического знания.
Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь
систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны
марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди
конкретных социологических проблем особое внимание уделял
междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли
личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в
разработку истории социологической науки, он является основателем и
зачинателем известной "русской традиции" историко-критического
обозрения социологических школ и направлений, в которую входили
влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев
и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и
составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное
наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и
социологические работы в нем занимают весомое место.
Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских
установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий").
Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития
человечества с помощью точных методов исследования. Общество как
организованное целое - социальный прогресс, социальная организация,
контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой,
утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества
как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.
Кареев дал определение социологии как абстрактной науки,
занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и
их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от
времени и места их возникновения.
"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе
и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их
взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и
когда бы все это ни существовало и ни происходило".
В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое
представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество
интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство,
обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в
абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и
хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет,
наконец, и последнего без первых двух".
Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно –
контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял
тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена
трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с
формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом
значения политической экономии для построения социологии. классификации
наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу
неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от
биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией
мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал
Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать
подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в
конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.
Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1)
социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3)
отношения социологии с другими общественными науками, а также с
биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5)
социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и
7) роль личности в истории.
Кареев придавал большое значение развитию теоретической
социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал
социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся
исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и
не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за
пределы того, что доступно проверке.
Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии,
которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать,
чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал:
'"Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как
оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить
свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о
наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о
том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому
что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца.
Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и
для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только
отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и
определенные социальные нормы".
Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме
метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием
выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей
(нормативной) функций.
Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли
о необходимости разделения всех общественных наук по характеру
изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история,
философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и
социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об
обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как
естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода,
отличного от прочих, четкого определения проблематики и
Страницы: 1, 2