Существует мнение, что отравлена «с подачи» Сталина.
Надежда Константиновна Крупская была похоронена у Кремлевской стены.
Участие Н.К. Крупской в создании системы социалистического просвещения
В 1918 – 1920 годах Н.К. Крупская участвует в разработке важнейших
основополагающих документов по народному образованию, утвержденных высшими
органами Советской власти (Совнаркомом и ВЦИКом): «Положение об организации
народного образования в Российской Республике» (1918), «Положение о единой
трудовой школе РСФСР» (1918), ряд декретов о просвещении взрослых.
Работа над «Положением о единой трудовой школе РСФСР» была
начата в апреле 1918 года в «совещательной группе» под руководством
Н.К. Крупской.
В «Положении» были сформулированы основные принципы единой трудовой
школы, подготавливающей всесторонне развитых членов коммунистического
общества: бесплатность и обязательность общего и политехнического
образования до 17 лет, безусловная светскость общего и политехнического
образования, совместное обучение, тесная связь обучения с производительным
трудом. Вместе с требованием о снабжении всех учащихся пищей, одеждой,
обувью и учебными пособиями за счет государства эти принципы были включены
затем во вторую программу партии (март 1919 года). В раздел по народному
образованию этой программы (по сравнению с проектом Н.К. Крупской в мае
1917 года) вошли дополнительно следующие пункты: о создании дошкольных
учреждений, об обучении на родном языке, о широком развитии
профессионального образования после 17 лет в тесной связи с общими
политехническими знаниями, о демократизации и реформе высшей школы,
стипендиальном обеспечении студентов, о подготовке работников просвещения,
о создании государственной системы просвещения взрослых, о доступности всех
сокровищ искусств для народных масс, о привлечении трудящихся к
организации, управлению и контролю в области народного образования.
Н.К. Крупская решительно и последовательно отстаивала требования
программы партии и выступала против каких бы то ни было попыток
пересмотреть их основные принципы.
«Положение о единой трудовой школе РСФСР» и опубликованная
одновременно с ним декларации Государственной комиссии по просвещению
«Основные принципы единой трудовой школы» имели огромное значение для
преобразования всей системы общеобразовательных школ. Однако потребовалось
несколько лет большой разъяснительной и организаторской работы, чтобы
провозглашенные в 1918 году основные принципы социалистической школы были
правильно поняты и приняты всей массой учительства.
В 1921 году Н.К. Крупская поддержала предложение о создании школ
фабрично-заводского ученичества. В их организации она видела один из
реальных путей осуществления трудовой политехнической школы, сочетания
производительного труда рабочих-подростков со специальной подготовкой. Она
неизменно выступала против недооценки значения общего образования в этих
школах и сокращения сроков обучения в них.
Н.К. Крупская изложила в общих чертах схему новых школьных программ,
впоследствии известных как программы ГУСа. Она писала в 1922 году: «Единая
школа – это не значит школа, обстриженная под одну гребенку, не значит
школа, в которой, подобно школе французской, во всех школах страны в
соответствующем классе пишут в один и тот же час одну и ту же диктовку.
«Единая» школа – это значит такая, которая одинаково доступна для всех
слоев населения. «Единая» школа – это школа, в которой нет деления на
«народную» и школу привилегированную.
Всю систему народного образования, от дошкольных учреждений до вузов,
Н.К. Крупская мыслила как единую школу. Ее ступени органически между собой
связаны: детский сад, школа I ступени, 1-й концентр II ступени – семилетняя
школа, 2-й концентр II ступени – девятилетняя школа, техникумы, вузы.
Социальное значение дошкольного воспитания в системе социалистического
просвещения Н.К. Крупская видела в раскрепощении женщин, создании более
благоприятных условий для их трудовой и общественной деятельности. Она
неоднократно подчеркивала значение дошкольного возраста для физического,
умственного и нравственного развития ребенка.
Органическая часть социалистической системы народного образования –
различные типы детских домов и специальных школ-интернатов для детей с
недостатками в физическом и умственном развитии.
Н.К. Крупская считала, что строительство четкой и гибкой системы
народного образования должно опираться на своевременный учет политико-
экономических потребностей страны и научно-технический прогресс. В
организационных вопросах, как и в других областях педагогики, она отвергала
пренебрежение педагогической теорией.
Она писала: «На каждом крупном этапе нашего социалистического
строительства мы должны внимательно вглядываться в то, соответствуют ли
формы наших школ и других просветительных учреждений, содержание их работы,
существующие мероприятия по народному образованию установленным основам
нашей системы народного образования, с одной стороны, возможностям
переживаемого этапа – с другой». Ее статьи о системе народного образования
проникнуты мыслью, что советскому человеку нужно обеспечить достаточно
высокое общее и политехническое образование.
Рассматривая в то время семилетку как основную базу для других
учреждений народного образования, подготавливающих квалифицированную
рабочую силу, Н.К. Крупская проявляла заботу и о 2-м концентре школы II
ступени. Она внесла предложения о дальнейшем развитии его в духе требований
нового периода социалистического строительства. Надежда Константиновна
говорила о необходимости значительного материального укрепления 2-го
концентра школ II ступени, который значительно отставал по своей
материальной базе от всех других учебных заведений, о большом разнообразии
профессионализированных школ и др. Второй концентр II ступени, ФЗУ,
профшкола и техникум должны были, по мнению Надежды Константиновны,
составлять важнейшие каналы по воспроизводству рабочей силы для
промышленности и сельского хозяйства, а так же по подготовке в высшую
школу.
При участии Н.К. Крупской была разработана система образования
взрослых – от ликвидации неграмотности до рабочих университетов и
коммунистических вузов – и определены основные типы политико-
просветительских учреждений.
Так на разных этапах социалистического строительства в 20-е и 30-е
годы Н.К. Крупская творчески развивала принципиальные основы новой системы
народного образования. Требовалась большая работа, проведение ряда
переходных мер, соответствующих потребностям и возможностям страны в
области культуры и просвещения.
Н.К. Крупская о дошкольном воспитании
В общественном воспитании детей дошкольного возраста Н.К. Крупская
видела социально-политическую и педагогическую задачу, которая заключалась
в воспитании человека нового, социалистического общества. Дошкольное
воспитание укрепляет рабочую семью, создает более благоприятные условия для
воспитания детей.
Н.К. Крупская не только теоретик, но и организатор дошкольного
воспитания.
В брошюре «Женщина-работница», написанной в Шушенском в 1899 году,
Н.К. Крупская не ограничивается освещением бесправного положения работницы
при самодержавии и капитализме. Крупская выдвигает требование организовать
общественное воспитание детей.
В статье «Пролетарские дети» Надежда Константиновна анализирует
материалы, опубликованные в брошюре Московского педагогического кружка
«Умственное развитие детей, поступающих в московские школы». Эти материалы
характеризуют тяжелое положение детей дошкольного возраста в рабочей семье:
безнадзорность, перегрузка домашним трудом, ограниченный круг представлений
и, как результат этого, полная неподготовленность детей к школе.
Крупская призывает учителей: «Нужно, прежде всего, самим внимательнее
относиться к детям, к их духовным потребностям… Нужно, наконец, добиваться
от города учреждения целой сети хороших детских садов, где бы дети, начиная
с трех- четырех лет, могли бы играть и, играючи, учиться, знакомиться с
природой, с широким божьим миром… ведь дети – это наше будущее! Они должны
быть хорошо вооружены для борьбы за наши идеалы».
Полемизируя с Эллен Кэй, автором книги «Век ребенка», в статье «Семья
и школа», вышедшую в 1913 году, Н.К. Крупская показала несостоятельность
противопоставления семейного воспитания общественному. В самом
противопоставлении современных детских садов с их недостатками буржуазному
идеалу семьи будущего Надежда Константиновна видела методологическую ошибку
Эллен Кэй, искажение перспективы развития общества и семьи. Только в
определенных социальных условиях воспитание в коллективе создает
предпосылки для всестороннего развития личности ребенка.
В годы эмиграции Н.К. Крупская уделяла много внимания вопросам
дошкольного воспитания: изучала работы Фребеля и Монтессори, знакомилась с
постановкой воспитания в детских садах Швейцарии и материнских школах
Франции, следила за американской литературой о дошкольном воспитании.
В книге «Народное образование и демократия» Н.К. Крупская изложила
также и опыт Роберта Оуэна, создавшего в 1816 году первое учреждение типа
ясли - детский сад.
В мае 1917 года издается статья Н.К. Крупской «Школьная муниципальная
программа». Первая часть ее посвящается дошкольному воспитанию. В ней