отношение к ребенку со стороны родителей. С большой теплотой она говорила о
воспитательном значении разумной родительской ласки и уважительного
отношения к ребенку и его друзьям.
Н.К. Крупская была непримиримой противницей физических мер наказания.
Она призывала советскую общественность воевать с родителями, которые бьют
своих детей. Физические меры воздействия – отвратительный пережиток
прошлого, считала Надежда Константиновна.
Н.К. Крупская намечала следующие пути осуществления педагогической
пропаганды: издание книг и брошюр для родителей; организация «родительских
университетов», подобных уже созданным тогда в Москве на фабрике
«Трехгорная мануфактура» и на Украине; проведение занятий по педагогике при
школах взрослых; издание для родителей популярного журнала; организация
совместных с родителями обсуждений педагогических вопросов.
Надежда Константиновна не соглашалась с теми педагогами, которые не
хотят обсуждать с родителями злободневные вопросы воспитания, опасаясь
подорвать этим авторитет учителя или воспитателя. По ее мнению, действенна
педагогическая пропаганда в форме индивидуальной беседы и советов,
основанная на анализе поведения отдельных детей. Неверно искать встречи с
родителями только в случае нарушения их детьми школьной дисциплины. Нельзя
оставлять без внимания все многообразие детских интересов, увлечений,
положительных и трудных черт характера и т.д.
Таким образом, общественное воспитание не должно поглощать и отменять
семейного, также оно не должно противопоставляться ему: каждое из них
решает свои существенно важные и непреходящие задачи. Семья всегда будет
иметь большое социальное значение в воспитании и формировании подрастающих
поколений.
Н.К. Крупская о пионерском движении
Возникновение пионерского движения и история его первых двух
десятилетий теснейшим образом связано с именем Н.К. Крупской.
«В январе 1922 года, - вспоминала впоследствии Надежда Константиновна,
- я написала письмо комсомолу, что он должен взять под свою заботу,
поставить под свое влияние наших ребят-подростков, помочь им
организоваться, растить из них себе хорошую, крепкую смену».
Чтобы создать детскую коммунистическую организацию, надо было
разобраться в сущности русского скаутизма, возникшего накануне первой
мировой войны. Руководители его претендовали на то, чтобы в советских
условиях возглавить детское движение.
В 1921 году в Наркомпросе внимательно изучают бойскаутизм. 24 ноября
состоялся доклад Н.К. Крупской о бойскаутизме. Она показала, что идейное
содержание бойскаутизма находится в противоречии с содержанием работы РКСМ.
Возможно, использовать лишь некоторые методы бойскаутизма: учет возрастных
особенностей, развитие наблюдательности и приучение к активным действиям и
самодеятельности.
С 17 ноября Н.К. Крупская – член Центрального бюро детских
коммунистических организаций при ЦК ВЛКСМ, призванного руководить детским
коммунистическим движением. Ни одно совещание и ни одна конференция по
пионерской работе не проходили без ее участия. Она разработала тезисы о
пионерском движении, выступала с докладом на различных партийных совещаниях
по пионерскому движении. При ее непосредственном участии были разработаны в
1924 – 1932 годах основные документы партии о пионерской организации. Ее
выступления в партийной печати, обращения к трудящимся содействовали
привлечению общественных организаций к созданию пионерских клубов.
Н.К. Крупская хорошо знала интересы и заботы пионеров, живо и горячо
откликалась на их нужды. Частые встречи и беседы, обширная переписка – этот
постоянный контакт с детьми помогал Н.К. Крупской направлять деятельность
пионеров.
Непосредственное участие в руководстве пионерской организацией Н.К.
Крупская сочетала с разработкой теории детского коммунистического движения
и методики воспитательной работы пионерской организации. «Пионерское
движение имеет громадное значение, - писала Надежда Константиновна. – Оно
захватывает ребят в том возрасте, когда только еще складывается человек,
развивает общественные инстинкты детей, помогает выработке у них
общественных навыков, выработке общественного сознания. Оно ставит перед
ребятами великую цель – ту цель, которая выдвинута переживаемой эпохой, за
которую борется рабочий класс всего мира. Цель эта - освобождение
трудящихся, организация нового строя, где бы ни было разделения на классы,
не было бы никакого угнетения, эксплуатации и все люди жили бы полной,
счастливой жизнью. Эта цель такова, что может ярким светом осветить жизнь
подрастающего поколения, наполнить ее глубоким содержанием, необычайно
богатыми переживаниями».
Дети и подростки вслед за взрослыми стремятся самостоятельно, по
собственной инициативе, участвовать в улучшении окружающей жизни. Эти
стремления детей поддерживает и укрепляет школа, а также литература и
искусство, воздействующее с большей силой на чувства детей и подростков.
Нужно идти на встречу этому движению, создав не организацию для детей, а
организацию самих детей с присущими такой организации живыми и яркими
формами работы. «…вся суть дела в том, чтобы это была самостоятельная
организация, что без этого дети будут подчиняться только воле учителя, а им
надо научиться подчиняться воле коллектива». В этих коллективах может быть
в полном объеме проявиться самостоятельность, самодеятельность детей под
руководством взрослых. В этой организации нельзя воспитывать ни мелочной
опекой, ни командованием. Детское коммунистическое движение нуждается в
руководстве взрослых и не может существовать без него. Такое руководство
обеспечивает комсомолец-вожатый, всемерную помощь которому призван
оказывать учитель.
Пионерская организация способствует разумному использованию свободного
времени учащихся и тем самым помогает в борьбе с безнадзорности детей и
повышает эффективность работы школы.
У новой, советской школы и у пионерского движения одна и та же цель, и
между ними необходим постоянный контакт. Вместе с тем школа и пионерская
организация не повторяют, не копируют, а взаимно дополняют друг друга.
Дороги советской школы и детдвижения идут разными путями в одном
направлении. Школа вооружает ребят знаниями основ наук. Отряды юных
пионеров организуют общественную работу, применяя полученные в школе знания
и умения на практике.
Все ценные качества детского коллектива складываются в процессе
деятельности, в практических пионерских делах. Поэтому Н.К. Крупская особое
внимание уделяет разработке содержания и методики деятельности юных
пионеров.
Пионерские дела рассматриваются Надеждой Константиновной с точки
зрения их воспитательных целей. Пионеры в процессе практической
деятельности должны учиться коллективно жить, трудиться и играть,
развиваться умственно, физически, нравственно и эстетически.
Пионерская организация должна помочь расширению кругозора пионеров,
обогащению их новыми полезными знаниями, умениями и навыками, углублению их
интереса к школьным занятиям. «…Знания нужны в жизни, как винтовка в бою»,
- писала Крупская. Пробуждая у детей и подростков новые интересы, увлекая
их романтикой труда на общую пользу, организуя различного рода игры,
пионерская организация воспитывает из них общественников активистов,
коллективистов, организаторов, развивает навыки самостоятельности и
инициативы. В этой разнообразной практической деятельности нужно
вырабатывать у пионеров не внешнюю, а настоящую нравственность,
определяющую их правильное поведение в любых условиях и обстоятельствах.
Отдавая должное внешним атрибутам, которые так импонируют детям,
нельзя забывать, что самое важное – воспитать у пионеров сознательную,
добровольную, внутреннюю дисциплину и самодисциплину.
Очень важно, считала Н.К. Крупская, чтобы пионеры были зачинателями
новых полезных дел. Видя реальные результаты своего труда, пионеры начинают
чувствовать себя активными участниками общественной жизни. Труд приучает их
к взаимопомощи, ставит новые вопросы, пробуждает новые интересы,
вырабатывает организаторские навыки. В этом труде все пионеры поочередно
должны быть и исполнителями, и организаторами. Таким образом, общественно
полезный труд играет огромную роль в идейном воспитании пионеров.
Своеобразие заботы пионерской организации о здоровье и физическом
развитии детей заключается в развертывании детской самодеятельности в этом
направлении (подвижные игры, спортивные состязания и т.д.). Вся методика
пионерской работы должна быть рассчитана, прежде всего, на развитие
общественной самодеятельности ребят.
Участие пионеров в коллективном общественно полезном труде удобнее
всего организовывать в маленьком коллективе – звене. По мере приобретения
навыков коллективной работы надо организовывать общую работу более крупных
коллективов.
Важно воспитывать у пионеров чувство ответственности за порученное
дело и за свои поступки. Нужно, чтобы каждый из них высоко ценил звание
пионера. Чувство ответственности формируется в результате растущего
понимания общественного долга. Оно побуждает к общественной активности.
Способность к героическому воспитывается в будничной работе и предполагает
очень глубокое осознание общественных интересов. Организуя общественно
полезную работу пионеров, важно правильно сочетать ее с учебой.
Для плодотворного сотрудничества школы с пионерской организацией