Крупская Надежда Константиновна

отношение к ребенку со стороны родителей. С большой теплотой она говорила о

воспитательном значении разумной родительской ласки и уважительного

отношения к ребенку и его друзьям.

Н.К. Крупская была непримиримой противницей физических мер наказания.

Она призывала советскую общественность воевать с родителями, которые бьют

своих детей. Физические меры воздействия – отвратительный пережиток

прошлого, считала Надежда Константиновна.

Н.К. Крупская намечала следующие пути осуществления педагогической

пропаганды: издание книг и брошюр для родителей; организация «родительских

университетов», подобных уже созданным тогда в Москве на фабрике

«Трехгорная мануфактура» и на Украине; проведение занятий по педагогике при

школах взрослых; издание для родителей популярного журнала; организация

совместных с родителями обсуждений педагогических вопросов.

Надежда Константиновна не соглашалась с теми педагогами, которые не

хотят обсуждать с родителями злободневные вопросы воспитания, опасаясь

подорвать этим авторитет учителя или воспитателя. По ее мнению, действенна

педагогическая пропаганда в форме индивидуальной беседы и советов,

основанная на анализе поведения отдельных детей. Неверно искать встречи с

родителями только в случае нарушения их детьми школьной дисциплины. Нельзя

оставлять без внимания все многообразие детских интересов, увлечений,

положительных и трудных черт характера и т.д.

Таким образом, общественное воспитание не должно поглощать и отменять

семейного, также оно не должно противопоставляться ему: каждое из них

решает свои существенно важные и непреходящие задачи. Семья всегда будет

иметь большое социальное значение в воспитании и формировании подрастающих

поколений.

Н.К. Крупская о пионерском движении

Возникновение пионерского движения и история его первых двух

десятилетий теснейшим образом связано с именем Н.К. Крупской.

«В январе 1922 года, - вспоминала впоследствии Надежда Константиновна,

- я написала письмо комсомолу, что он должен взять под свою заботу,

поставить под свое влияние наших ребят-подростков, помочь им

организоваться, растить из них себе хорошую, крепкую смену».

Чтобы создать детскую коммунистическую организацию, надо было

разобраться в сущности русского скаутизма, возникшего накануне первой

мировой войны. Руководители его претендовали на то, чтобы в советских

условиях возглавить детское движение.

В 1921 году в Наркомпросе внимательно изучают бойскаутизм. 24 ноября

состоялся доклад Н.К. Крупской о бойскаутизме. Она показала, что идейное

содержание бойскаутизма находится в противоречии с содержанием работы РКСМ.

Возможно, использовать лишь некоторые методы бойскаутизма: учет возрастных

особенностей, развитие наблюдательности и приучение к активным действиям и

самодеятельности.

С 17 ноября Н.К. Крупская – член Центрального бюро детских

коммунистических организаций при ЦК ВЛКСМ, призванного руководить детским

коммунистическим движением. Ни одно совещание и ни одна конференция по

пионерской работе не проходили без ее участия. Она разработала тезисы о

пионерском движении, выступала с докладом на различных партийных совещаниях

по пионерскому движении. При ее непосредственном участии были разработаны в

1924 – 1932 годах основные документы партии о пионерской организации. Ее

выступления в партийной печати, обращения к трудящимся содействовали

привлечению общественных организаций к созданию пионерских клубов.

Н.К. Крупская хорошо знала интересы и заботы пионеров, живо и горячо

откликалась на их нужды. Частые встречи и беседы, обширная переписка – этот

постоянный контакт с детьми помогал Н.К. Крупской направлять деятельность

пионеров.

Непосредственное участие в руководстве пионерской организацией Н.К.

Крупская сочетала с разработкой теории детского коммунистического движения

и методики воспитательной работы пионерской организации. «Пионерское

движение имеет громадное значение, - писала Надежда Константиновна. – Оно

захватывает ребят в том возрасте, когда только еще складывается человек,

развивает общественные инстинкты детей, помогает выработке у них

общественных навыков, выработке общественного сознания. Оно ставит перед

ребятами великую цель – ту цель, которая выдвинута переживаемой эпохой, за

которую борется рабочий класс всего мира. Цель эта - освобождение

трудящихся, организация нового строя, где бы ни было разделения на классы,

не было бы никакого угнетения, эксплуатации и все люди жили бы полной,

счастливой жизнью. Эта цель такова, что может ярким светом осветить жизнь

подрастающего поколения, наполнить ее глубоким содержанием, необычайно

богатыми переживаниями».

Дети и подростки вслед за взрослыми стремятся самостоятельно, по

собственной инициативе, участвовать в улучшении окружающей жизни. Эти

стремления детей поддерживает и укрепляет школа, а также литература и

искусство, воздействующее с большей силой на чувства детей и подростков.

Нужно идти на встречу этому движению, создав не организацию для детей, а

организацию самих детей с присущими такой организации живыми и яркими

формами работы. «…вся суть дела в том, чтобы это была самостоятельная

организация, что без этого дети будут подчиняться только воле учителя, а им

надо научиться подчиняться воле коллектива». В этих коллективах может быть

в полном объеме проявиться самостоятельность, самодеятельность детей под

руководством взрослых. В этой организации нельзя воспитывать ни мелочной

опекой, ни командованием. Детское коммунистическое движение нуждается в

руководстве взрослых и не может существовать без него. Такое руководство

обеспечивает комсомолец-вожатый, всемерную помощь которому призван

оказывать учитель.

Пионерская организация способствует разумному использованию свободного

времени учащихся и тем самым помогает в борьбе с безнадзорности детей и

повышает эффективность работы школы.

У новой, советской школы и у пионерского движения одна и та же цель, и

между ними необходим постоянный контакт. Вместе с тем школа и пионерская

организация не повторяют, не копируют, а взаимно дополняют друг друга.

Дороги советской школы и детдвижения идут разными путями в одном

направлении. Школа вооружает ребят знаниями основ наук. Отряды юных

пионеров организуют общественную работу, применяя полученные в школе знания

и умения на практике.

Все ценные качества детского коллектива складываются в процессе

деятельности, в практических пионерских делах. Поэтому Н.К. Крупская особое

внимание уделяет разработке содержания и методики деятельности юных

пионеров.

Пионерские дела рассматриваются Надеждой Константиновной с точки

зрения их воспитательных целей. Пионеры в процессе практической

деятельности должны учиться коллективно жить, трудиться и играть,

развиваться умственно, физически, нравственно и эстетически.

Пионерская организация должна помочь расширению кругозора пионеров,

обогащению их новыми полезными знаниями, умениями и навыками, углублению их

интереса к школьным занятиям. «…Знания нужны в жизни, как винтовка в бою»,

- писала Крупская. Пробуждая у детей и подростков новые интересы, увлекая

их романтикой труда на общую пользу, организуя различного рода игры,

пионерская организация воспитывает из них общественников активистов,

коллективистов, организаторов, развивает навыки самостоятельности и

инициативы. В этой разнообразной практической деятельности нужно

вырабатывать у пионеров не внешнюю, а настоящую нравственность,

определяющую их правильное поведение в любых условиях и обстоятельствах.

Отдавая должное внешним атрибутам, которые так импонируют детям,

нельзя забывать, что самое важное – воспитать у пионеров сознательную,

добровольную, внутреннюю дисциплину и самодисциплину.

Очень важно, считала Н.К. Крупская, чтобы пионеры были зачинателями

новых полезных дел. Видя реальные результаты своего труда, пионеры начинают

чувствовать себя активными участниками общественной жизни. Труд приучает их

к взаимопомощи, ставит новые вопросы, пробуждает новые интересы,

вырабатывает организаторские навыки. В этом труде все пионеры поочередно

должны быть и исполнителями, и организаторами. Таким образом, общественно

полезный труд играет огромную роль в идейном воспитании пионеров.

Своеобразие заботы пионерской организации о здоровье и физическом

развитии детей заключается в развертывании детской самодеятельности в этом

направлении (подвижные игры, спортивные состязания и т.д.). Вся методика

пионерской работы должна быть рассчитана, прежде всего, на развитие

общественной самодеятельности ребят.

Участие пионеров в коллективном общественно полезном труде удобнее

всего организовывать в маленьком коллективе – звене. По мере приобретения

навыков коллективной работы надо организовывать общую работу более крупных

коллективов.

Важно воспитывать у пионеров чувство ответственности за порученное

дело и за свои поступки. Нужно, чтобы каждый из них высоко ценил звание

пионера. Чувство ответственности формируется в результате растущего

понимания общественного долга. Оно побуждает к общественной активности.

Способность к героическому воспитывается в будничной работе и предполагает

очень глубокое осознание общественных интересов. Организуя общественно

полезную работу пионеров, важно правильно сочетать ее с учебой.

Для плодотворного сотрудничества школы с пионерской организацией

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать