Леонардо да Винчи

живопись Боттичелли. Мощь и свобода Леонардо смущали их своей

новизной. А замыслы его в градостроительстве и инженерном деле

казались слишком смелыми, несбыточными. Похоже, что Лоренцо более

всего ценил в Леонардо музыканта, действительно наслаждаясь его игрой

на лире.

И вот Леонардо обращается к другому властителю – Людовику Моро,

который правит Миланом. Милан ведет в это время войну с Венецией. И

потому Леонардо в первую очередь старается убедить миланского герцога,

что может быть полезен ему в военном деле.

По свидетельству современников, Леонардо был прекрасен собой,

пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Одевался

щегольски, носил красный плащ, доходивший до колен, хотя в моде были

длинные одежды. До середины груди ниспадала его прекрасная борода,

вьющаяся и хорошо расчесанная. Он был обворожителен в беседе и

привлекал к себе человеческие сердца.

Даже когда он сравнительно мало зарабатывал, всегда держал лошадей,

которых любил больше всех других животных.

Мы знаем также, что он постоянно рисовал и записывал.

До нас дошло около семи тысяч страниц, покрытых записями или

рисунками Леонардо.

Один из первых исследователей этих рукописных сокровищ отмечал в

изумлении: «Здесь есть все: физика, математика, астрономия, история,

философия, новеллы, механика. Словом – это чудо, но написано

навыворот, так дьявольски, что не один раз я тратил целое утро, чтобы

понять и скопировать две или три странички».

Дело в том, что Леонардо писал справа налево, так что читать его

труды нужно в зеркале. По некоторым свидетельствам, он был левшой, по

другим – одинаково владел обеими руками. Как бы то ни было, такое его

письмо еще усугубляет тот ореол таинственности, которым он окружал

себя и которым отмечено все его творчество.

Писал не по-латыни, как прославленнейшие гуманисты, его

современники, которые в своем любовании классической древностью

нередко теряли связь с действительностью, а живым, сочным, образным,

порой простонародным итальянским языком.

Да, эти манускрипты – подлинное чудо. Гениальными рисунками, перед

которыми у нас, точно также как некогда у современников, дух

захватывает от восхищения, Леонардо да Винчи иллюстрировал великие

мысли, острейшие наблюдения, глубокие, изумляющие нас провидения.

Леонардо угадал многое, что не знали еще люди, которые в XIX в.

стали изучать его записи. Он знал, что человек полетит, и сам, по-

видимому, рассчитывал совершить полет с Монте Чечери (горы Лебедя).

«Идеальный город» – одна из тем многих рисунков и записей Леонардо.

В таком городе, указывал он, улицы должны быть проложены на разных

уровнях, причем только по нижним будут ездить повозки и прочие

грузовые телеги, а от нечистот город будет очищаться по подземным

проходам, проложенным от арки до арки.

Любопытство его было безгранично. Он доискивался причины всякого

явления, даже незначительного, ибо и такое могло открыть новые

просторы познанию.

Каковы же были результаты всех этих вопросов, наблюдений упорнейших

поисков причины и следствия, разумного основания, т.е. закономерности

явлений?

Леонардо первым сделал попытку определить силу света в зависимости

от расстояния. Его записки содержат первые возникшие в человеческом

уме догадки о волновой теории света.

Найденные им, подчас на высоких горах, остатки морских животных

явились для него доказательством перемещения суши и моря, и он первый

категорически отверг библейское представление о времени существования

мира.

Леонардо вскрывал трупы людей и животных, и его многочисленные

анатомические этюды поражают нас своей точностью, беспримерными в те

времена познаниями. Он первый определил число позвонков в крестце у

человека. Он хотел знать, как начинается и как кончается жизнь, и

проделывал опыты с лягушками, у которых удалял голову и сердце и

прокалывал спинной мозг. А некоторые его зарисовки фиксируют биение

сердца свиньи, проколотого длинной шпилькой.

Его интересовала подвижность человеческого лица, отражающая

подвижность человеческой души, и он стремился изучить во всех

подробностях эту подвижность. Он писал: «Тот, кто смеется, не

отличается от того, кто плачет, ни глазами, ни ртом, ни щеками, только

бровями, которые соединяются у плачущего и поднимаются у смеющегося».

Но это наблюдение опять-таки надо было проверить опытом. И вот что,

по дошедшему до нас свидетельству, делает Леонардо.

Однажды, задумав изобразить смеющихся, он выбрал несколько человек

и, близко сойдясь с ними, пригласил их на пиршество со своими

друзьями. Когда они собрались, он подсел к ним и стал рассказывать им

самые нелепые и смешные вещи. Все хохотали, а сам художник следил за

тем, что делалось с этими людьми под влиянием его рассказов, и

запечатлевал все это в своей памяти.

После ухода гостей Леонардо да Винчи удалился в рабочую комнату и

воспроизвел их с таким совершенством, что рисунок его заставлял

зрителей смеяться не меньше, чем смеялись живые модели, слушая его

рассказы.

Но, изучая человека как анатом, как философ, как художник, как

относился к нему Леонардо? Страшнейшие формы уродства изображены в его

рисунках с такой поразительной силой, что кажется порой: он радуется

уродству, торжествующе выискивает его в человеке. А между тем сколь

пленительны образы, созданные его кистью! Словно первые – это лишь

упражнения в великой науке познания, а вторые – плоды этого познания

во всей его красоте.

В своих записках Леонардо дает исчерпывающий ответ на вопрос, как

он относился к людям:

«И если найдутся среди людей такие, которые обладают добрыми

качествами и достоинствами, не гоните их от себя, воздайте им честь,

чтобы не нужно им было бежать в пустынные пещеры и другие уединенные

места, спасаясь от ваших козней!»

Живопись – царица искусств

Среди всех искусств да, пожалуй, среди всех дел человеческих

Леонардо ставит на первое место живопись. Ибо, указывает он, живописец

является «властелином всякого рода людей и всех вещей». Это –

неотразимое свидетельство глубокой убежденности одного из величайших

живописцев, когда-либо живших на свете, в величии и всепокоряющей мощи

своего искусства.

Мир познается через чувства, а глаз – повелитель чувств.

«Глаз, – пишет он, – есть око человеческого тела, через которое

человек глядит на свой путь и наслаждается красотой мира. Благодаря

ему душа радуется в своей человеческой темнице, без него эта

человеческая темница – пытка».

В день рождения короля пришел поэт и преподнес ему поэму,

восхваляющую его доблести. Пришел также и живописец с портретом

возлюбленной короля. Король тотчас же обратился от книги к картине.

Поэт оскорбился: «О, король! Читай, читай! Ты узнаешь нечто куда более

важное, чем может дать тебе эта немая картина!» Но король ответил ему:

«Молчи, поэт! Ты не знаешь, что говоришь! Живопись служит более

высокому чувству, чем твое искусство, предназначенное для слепых. Дай

мне вещь, которую я мог бы видеть, а не только слышать».

Между живописцем и поэтом, пишет еще Леонардо, такая же разница,

как между телами, разделенными на части, и телами цельными, ибо поэт

показывает тебе тело часть за частью в различное время, а живописец –

целиком в одно время.

А музыка? Опять категорический ответ Леонардо:

«Музыку нельзя назвать иначе, как сестрой живописи, ибо она есть

предмет слуха, второго чувства после зрения... Но живопись превосходит

музыку и повелевает ею, потому что не умирает сразу же после своего

возникновения, как несчастная музыка».

Но всего этого мало. Живопись, величайшее из искусств, дает в руки

того, кто подлинное ею владеет, царственную власть над природой.

Итак, для Леонардо живопись – высшее деяние человеческого гения,

высшее из искусств. Это деяние требует и высшего познания. А познание

дается и проверяется опытом.

И вот опыт открывает Леонардо новые просторы, дали, до него не

изведанные в живописи. Он считает, что математика – основа знания. И

каждая его живописная композиция плавно вписывается в геометрическую

фигуру. Но зрительное восприятие мира не исчерпывается геометрией,

выходит за ее рамки.

Заглянув в бездну времени, которое есть «истребитель вещей», он

увидел, что все изменяется, преображается, что глаз воспринимает лишь

то, что рождается перед ним в данный миг, ибо в следующий время уже

совершит свое неизбежное и необратимое дело.

И ему открылась неустойчивость, текучесть видимого мира. Это

открытие Леонардо имело для всей последующей живописи огромное

значение. До Леонардо очертания предметов приобретали в картине

решающее значение. Линия царила в ней, и потому даже у величайших его

предшественников картина кажется подчас раскрашенным рисунком.

Леонардо первый покончил с незыблемостью, самодовлеющей властью линии.

И назвал этот переворот в живописи «пропаданием очертаний». Свет и

тени, пишет он, должны быть резко разграничены, ибо границы их в

большинстве случаев смутны. Иначе образы получатся неуклюжими,

лишенными прелести, деревянными.

«Дымчатая светотень» Леонардо, его знаменитое «сфумато» – это

нежный полусвет с мягкой гаммой тонов молочно-серебристых,

голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия сама

становится как бы воздушной.

Масляные краски были изобретены в Нидерландах, но таящиеся в них

новые возможности в передаче света и тени, живописных нюансов, почти

незаметных переходов из тона в тон были впервые изучены и до конца

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать