живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь. А на лице
ее едва играет улыбка, которая приковывает к себе зрителя силой,
действительно неудержимой. Эта улыбка особенно поразительна в
контрасте с направленным на зрителя бесстрастным, словно испытующим
взглядом. В них мы видим и мудрость, и лукавство, и высокомерие,
знание какой-то тайны, как бы опыт всех предыдущих тысячелетий
человеческого бытия. Это не радостная улыбка, зовущая к счастью. Это
та загадочная улыбка, которая сквозит во всем мироощущении Леонардо, в
страхе и желании, которые он испытывал перед входом в глубокую пещеру,
манящую его среди высоких скал. И кажется нам, будто эта улыбка
разливается по всей картине, обволакивает все тело этой женщины и ее
высокий лоб, ее одеяние и лунный пейзаж, чуть пронизывает коричневатую
ткань платья с золотистыми переливами и дымно-изумрудное марево неба и
скал.
Эта женщина с властно заигравшей на неподвижном лице улыбкой как бы
знает, помнит или предчувствует что-то нам еще недоступное. Она не
кажется нам ни красивой, ни любящей, ни милосердной. Но, взглянув на
нее, мы попадаем под ее власть.
Ученики и последователи Леонардо много раз старались повторить
улыбку Джоконды, так что отблеск этой улыбки – как бы отличительная
черта всей живописи, в основе которой «леонардовское начало». Но
именно только отблеск.
Леонардовская улыбка, одновременно мудрая, лукавая, насмешливая и
манящая, часто становится даже у лучших из его последователей
слащавой, жеманной, порой изысканной, порой даже очаровательной, но в
корне лишенной той неповторимой значительности, которой наделил ее
великий кудесник живописи.
Но в образах самого Леонардо она заиграет еще не раз, и все с той
же неотразимой силой, хоть и принимая порой иной оттенок.
Уединенное созерцание
Достоверных скульптур Леонардо да Винчи не сохранилось совсем. Зато
мы располагаем огромным количеством его рисунков. Это или отдельные
листы, представляющие собой законченные графические произведения, или
чаще всего наброски, чередующиеся с его записями. Леонардо рисовал не
только проекты всевозможных механизмов, но и запечатлевал на бумаге
то, что открывал ему в мире его острый, во все проникающий глаз
художника и мудреца. Его, пожалуй, можно считать едва ли не самым
могучим, самым острым рисовальщиком во всем искусстве итальянского
Возрождения, и уже в его время многие, по-видимому, понимали это.
«...Он делал рисунки на бумаге, – пишет Вазари, – с такой
виртуозностью и так прекрасно, что не было художника, который равнялся
бы с ним... Рисунком от руки он умел так прекрасно передавать свои
замыслы, что побеждал своими темами и приводил в смущение своими
идеями самые горделивые таланты... Он делал модели и рисунки, которые
показывали возможность с легкостью срывать горы и пробуравливать их
проходами от одной поверхности до другой... Он расточал драгоценное
время на изображение сложного сплетения шнурков так, что все оно
представляется непрерывным от одного конца к другому и образует
замкнутое целое».
Это последнее замечание Вазари особенно интересно. Возможно, люди
XVI в. считали, что знаменитый художник напрасно тратил свое
драгоценное время на подобные упражнения. Но в этом рисунке, где
непрерывное сплетение введено в строгие рамки им намеченного порядка,
и в тех, где он изображал какие-то вихри или потоп с разбушевавшимися
волнами, самого себя, задумчиво созерцающего эти вихри и этот
водоворот, он старался решить или всего лишь поставить вопросы, важнее
которых, пожалуй, нет в мире: текучесть времени, вечное движение, силы
природы в их грозном раскрепощении и надежды подчинить эти силы
человеческой воле.
Он рисовал с натуры или создавал образы, рожденные его
воображением: вздыбленных коней, яростные схватки и лик Христа,
исполненный кротости и печали; дивные женские головы и жуткие
карикатуры людей с выпученными губами или чудовищно разросшимся носом;
черты и жесты приговоренных перед казнью или трупы на виселице;
фантастических кровожадных зверей и человеческие тела самых прекрасных
пропорций; этюды рук, в его передаче столь же выразительных, как лица;
деревья вблизи, у которых тщательно выписан каждый лепесток, и деревья
вдали, где сквозь дымку видны только их общие очертания. И он рисовал
самого себя.
Леонардо да Винчи был живописцем, ваятелем и зодчим, певцом и
музыкантом, стихотворцем-импровизатором, теоретиком искусства,
театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком,
инженером, механиком-изобретателем, предвестником воздухоплавания,
гидротехником и фортификатором, физиком и астрономом, анатомом и
оптиком, биологом, геологом, зоологом и ботаником. Но и этот перечень
не исчерпывает его занятий.
Подлинной славы, всеобщего признания Леонардо добился, закончив
глиняную модель конной статуи Франческо Сфорца, т.е. когда ему было
уже сорок лет. Но и после этого заказы не посыпались на него, и ему
приходилось по-прежнему настойчиво домогаться применения своего
искусства и знаний.
Вазари пишет:
«Среди его моделей и рисунков был один, посредством которого он
объяснял многим разумным гражданам, стоящим тогда во главе Флоренции,
свой план приподнять флорентийскую церковь Сан Джиованни. Надо было,
не разрушая церкви, подвести под нее лестницу. И такими убедительными
доводами он сопровождал свою мысль, что дело это и впрямь как будто
казалось возможным, хотя, расставаясь с ним, каждый внутренне сознавал
невозможность такого предприятия.
Это одна из причин неудачи Леонардо в поисках возможных способов
применения своих знаний: грандиозность замыслов, пугавшая даже самых
просвещенных современников, грандиозность, восторгавшая их, но всего
лишь как гениальная фантазия, как игра ума.
Главным соперником Леонардо был Микеланджело, и победа в их
соревновании оказалась за последним. При этом Микеланджело старался
уколоть Леонардо, дать ему как можно больнее почувствовать, что он,
Микеланджело, превосходит его в реальных, общепризнанных достижениях.
Леонардо да Винчи служил разным государям.
Так, Людовико Моро он порадовал представлением под названием «Рай»,
где по огромному кругу, изображавшему небо, вращались с пением стихов
божества планет.
А для французского короля, в гербе которого лилии, он изготовил
льва с хитрым механизмом. Лев двигался, шел навстречу королю, вдруг
грудь его раскрывалась, и из нее к ногам короля сыпались лилии.
Пришлось Леонардо служить и Цезарю Борджиа, хитроумному политику,
но тирану, убийце, вместе с отцом своим папой Александром VI много
пролившему крови в надежде добиться власти над всей Италией. Цезарь
приказал оказывать всяческое содействие своему «славнейшему и
приятнейшему приближенному, архитектору и генеральному инженеру
Леонардо да Винчи». Леонардо сооружал для него укрепления, прорывал
каналы, украшал его дворцы. Он был в свите Цезаря, когда тот проник в
Сингалию под предлогом примирения с находившимися там соперниками.
Сохранились записи о тех днях, когда он служил этому страшному
человеку.
Последним покровителем Леонардо был французский король Франциск I.
По его приглашению уже стареющий Леонардо стал при французском дворе
подлинным законодателем, вызывая всеобщее почтительное восхищение. По
свидетельству Бенвенуто Челлини, Франциск I заявлял, что «никогда не
поверит, чтобы нашелся на свете другой человек, который не только знал
бы столько же, сколько Леонардо, в скульптуре, живописи и архитектуре,
но и был бы, как он, величайшим философом».
К шестидесяти пяти годам силы Леонардо начали сдавать. Он с трудом
двигал правой рукой. Однако продолжал работать, устраивая для двора
пышные празднества, и проектировал соединение Луары и Соны большим
каналом.
«Принимая во внимание уверенность в смерти, но неуверенность в часе
оной», Леонардо составил 23 апреля 1518 г. завещание, точно
распорядившись обо всех деталях своих похорон. Умер он в замке Клу,
близ Амбуаза, 2 мая 1519 г. шестидесяти семи лет.
Все его рукописи достались по завещанию Мельци. Тот мало понимал в
науках и не привел их в порядок. Рукописи перешли затем к его
наследникам и были разрознены. Как уже сказано, научное их изучение
началось более трех столетий спустя после смерти Леонардо. Многое из
того, что они заключали, не могло быть понято современниками, и потому
мы имеем более ясное, чем они, представление о всеобъемлющем гении
этого человека.
Список используемой литературы:
Лев Любимов «Искусство Западной Европы», М., 1982
Большая Советская Энциклопедия