Летопись эпохи в лирике А.А. Ахматовой. Реферат.

Летопись эпохи в лирике А.А. Ахматовой. Реферат.

+-------------------------+

| 0x01 graphic |

| Анна Андреевна Ахматова |

+-------------------------+

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)

(настоящая фамилия - Горенко)

Поэтесса, переводчица, литературовед.

Об Анне Ахматовой много писано, да многое уже и сказано. Писали о ней в

разные времена по-разному - восторженно, с насмешкой, с презреньем, такими

зазорными словами, что сейчас и сложно вообразить, как такое возможно о

женщине и о поэте; писали потом уважительно, потом как бы с украдкой, с

опаской, а теперь чаще всего торжественными словами.

Анна Андреевна Ахматова (псевдоним Ахматова взят по фамилии прабабки с

материнской стороны) родилась 11 (23) июня 1889 года (в городе Большой

Фонтан, под Одессой в семье отставного инженера-механика флота. С

материнской стороны принадлежала к старой дворянской семье. Детские и

школьные годы (до 16 лет) поэтессы прошли в Царском Селе под Ленинградом

(городке юного Пушкина), где учится в Мариинской гимназии. Ее первые

воспоминания - царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон,

куда ее водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки,

старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в \"Царскосельскую

оду\". Каждое лето она проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой

бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет -

древний Херсонес, около которого они жили. Читать она училась по азбуке

Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими

детьми, Ахматова тоже научилась говорить по-французски. Первое

стихотворение она написала, когда ей было одиннадцать лет. Стихи начались

для нее не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина (\"На рождение

порфирородного отрока\") и Некрасова (\"Мороз, Красный нос\"). Эти вещи знала

наизусть ее мама. Училась Ахматова в Царскосельской женской гимназии.

Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905 - после распада семьи, мать с детьми переезжает в Евпаторию,

оттуда - в Киев. Здесь Ахматова заканчивает последний класс Фундуклеевской

гимназии. В 1907 - поступает на юридическом отделении Киевских высших

женских курсов, с которых перевелась на Высшие историко-литературные курсы

Раева в Петербурге. Во время учебы в высших женских курсов, выучила

латынь, позволившую ей впоследствии свободно овладеть итальянским языком,

читать Данте в подлиннике.

К этому же году относится публикация первого стихотворения Ахматовой в

журнале «Сириус», издававшемся поэтом Н.С. Гумилевым в Париже. В 1910 году

явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к

этому течению. Одни шли в футуризм, другие - в акмеизм. Вместе с её

товарищами по Первому Цеху поэтов - Мандельштатом, Зенкевичем, Нарбутом -

она сделалась акмеисткой. «Я стала акмеисткой. Наш бунт против символизма

вполне правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми ХХ века и не

хотели оставаться в предыдущем», - писала Ахматова, добавляя при этом, что

акмеизм рос из наблюдений Николая Гумилева над ее поэзией. Выбор Ахматовой

в пользу акмеистической школы был выбором в пользу нового, более

тревожного и драматичного и, в конечном счете, более человечного

мироощущения. В первом же сборнике, в «бедных стихах пустейшей девочки» -

как на склоне лет о них отзывалась прошедшая ужасы советской

действительности Ахматова, Вечная Женственность символистов была заменена

земной женственностью. «Она пишет стихи как бы перед мужчиной, а надо как

бы перед Богом», - прокомментировал выход стихов Ахматовой Блок.

В этом же году - Ахматова выходит замуж за Н.С.Гумилёва.1910, 1911 -

вместе с мужем посещает Париж, это было ее первое знакомство с Европой, от

которой после октябрьской революции Ахматова оказалась отрезанной на

долгие десятилетия, не переставая при этом беседовать со своими

современниками во все европейском интеллектуальном пространстве. «У нас

отняли пространство и время», - говорила она Н.Струве в 1965. Однако сама

Ахматова никогда не покидала «воздушных путей» европейской культуры, ее

пространства и времени, не ослабляла «переклички голосов».

в 1912 - Италию. С 1911г. Ахматова начинает регулярно печататься в

московских и петербургских изданиях. В конце 1911г. Ахматова становится

членом созданного Гумилёвым поэтического объединения «Цех поэтов», в

котором сформировались принципы нового литературного направления,

названного акмеизмом. Членами «Цеха поэтов» были также О. Мандельштам,

С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут. К 1912 она потеряла двух сестер - они

умерли от туберкулеза - и у юной Анны Горенко были все основания полагать,

что ее ожидает та же участь. «И кто бы поверил, что я задумана так

надолго, и почему я этого не знала», - признавалась она, перейдя

шестидесятилетний рубеж. Но в 1910-1912 Ахматовой владело чувство

краткодневности, она жила с предчувствием скорой смерти. Не только

популярное стихотворение, но и вся лирика той поры воспевала «последнюю

встречу». Из 46 стихотворений, вошедших в Вечер, почти половина посвящена

смерти и расставанию. 1912 - родился единственный сын Ахматовой -

Л.Н.Гумилёв, впоследствии известный историк и этнолог. В этом же году, во

время африканского путешествия Гумилева, выходит первый сборник стихов

Ахматовой под названием «Вечер»:

“Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки…”

Вскоре Гумилев писал ей: “Твои строки о “приморской девчонке” … мало того,

что нравятся мне, они меня пьянят. Так просто сказано так много, и я

совершенно убежден, что из всей послесимволисткой поэзии ты да, пожалуй

(по-своему), Нарбут окажетесь самыми замечательными”.

Как-то Анна Андреевна заметила: “Слава пришла сразу только к Хлебникову и

ко мне”.

Блок записал о ней еще до выхода “Вечера”, что стихи Анны Ахматовой “чем

дальше, тем лучше”.

А вскоре после выхода “Вечера” наблюдательный Корней Иванович Чуковский

отметил в ней черту “величавости”, той царственности, без которой нет ни

одних воспоминаний об Анне Андреевне.

самозабвенно заговорила от лица «стомильонного народа».

После ухода в 1914 Н.Гумилева на фронт Ахматова много времени проводила в

Тверской губернии в имении Гумилевых Слепнево. Здесь четче обозначилась

свойственная ее натуре старорусская, православная складка. Раннее не

знакомая с деревней, она впервые «вышла под открытое небо», соприкоснулась

со «скудной землей», крестьянством, «неяркими просторами» русской природы.

Это не живописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой

местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, \"воротца\", хлеба,

хлеба... 1914 год она считала переломным в судьбе России, началом «не

календарного, настоящего ХХ века». Для Гумилева Слепнево - «такая скучная

не золотая старина». Ахматова же сравнивала Слепнево с аркой в

архитектуре, через которую она вошла в жизнь своего народа: «Сначала

маленькая, потом все больше и больше…». Торжественная простота Слепнева не

избавляла от страданий, трагического восприятия действительности: в

стихотворении той поры «запах хлеба» и «тоска» стоят в одной строке.

Скорбь все сильнее овладевала Ахматовой, неслучайно ее облик воспринимался

современниками как олицетворения печали, страдания. В Слепневе Ахматова

написала большую часть стихотворений, вошедших в сборник Белая стая. Белая

стая открывалась стихотворением Думали, нищие мы… (1915), навеянным

первыми военными потрясениями и потерями: утраченным богатством стало

ощущение прочности жизни, незыблемости ее основ. Главная нота Белой стаи -

чистая отрада печали. Неизбывное страдание рождало в душе героини не

отчаяние, а просветление. На просветленность пути утрат указывал и эпиграф

из Ин. Анненского: Горю и ночью дорога светла.

В Белой стае новое значение получала акмеистическая деталь: она

становилась «точкой отправления» в сферу неясного и недосказанного.

Ахматова называла символизм «явлением ХIХ века», ей была неведома болезнь

символистов - «водянка больших тем». Однако, начиная с 1914, ее поэзия

уводила к «таинственным, темным селеньям», все больше углублялась в

область духа, интуитивных прозрений. Путь имажинистской объективности

оказался чужд акмеистам: Гумилев, Ахматова, Мандельштам сохранили верность

идее высокого, мистического по своей сути искусства.

В Белой стае иным стал и облик героини: ей сообщались пророческие,

визионерские черты:

И давно мои уста

Не целуют, а пророчат.

К пророческим стихотворениям сборника Ахматова относила Молитву, Июнь 1914

и др. Многие стихотворения Белой стаи имели конкретных адресатов: 17

стихотворений посвящено возлюбленному Ахматовой Борису Антрепу, два -

обращены к Н.В.Н. - Николаю Недоброво. Но неразделенная любовь к ним,

земные страдания представали эпизодами религиозного восхождения.

Преображение покинутой женщины в «пророчествующую жену», «Музу Плача» в

1922 верно оценил И.Эренбург: «Молодые барышни, усердно подражавшие

Ахматовой, не поняли, что значат эти складки у горько сжатого рта. Они

пытались примерить черную шаль, спадающую с чуть сгорбленных плеч, не

зная, что примеряют крест». Дальнейший путь Ахматовой - путь тяжких потерь

и испытаний, путь Ярославны 20 века, оплакавшей гибель России, лучших

своих современников.

1914 год она считала переломным в судьбе России, началом «не календарного,

настоящего ХХ века». «Казалось, маленькая книга любовной лирики

начинающего автора должна была потонуть в мировых событиях. Время

распорядилось иначе», - писала она в автобиографических заметках. С

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать