Махатма Ганди

Махатма Ганди

МАХАТМА ГАНДИ

(МОХАНДАС КАРАМЧАНД)

РЕФЕРАТ

ученика 10-В класса средней школы №6

Шеянова Виктора

г. Сосновый Бор

1999

«Возможно, грядущие поколения не поверят, что такой человек из обычной

плоти и крови ходил по этой земле», — сказал Альберт Эйнштейн о Махатме

Ганди. История действительно знает немало людей, которые смогли изменить

мир. Но лишь немногие из них несли в себе дух, настолько чужеродный

царствующему в этом мире, что казались пришельцами из мира другого.

Первая половина XX века... Вместо царства разума, свободы и

справедливости, которого ждали люди XIX века, наступила эпоха невиданного

насилия и бессилия.

Циничные или безумные вожди отдают приказы — и миллионы людей с

готовностью идут убивать друг друга на мировых войнах. Несколько

автоматчиков ведут на смерть колонну из тысяч взрослых людей — и никто не

пытается сопротивляться. Восторженные толпы приветствуют палачей. Бездумное

подчинение, предательство, жестокость становятся высшими добродетелями.

Насилие стало повсеместным и будничным, стало нормой, смяло в человеке

веру в собственную значимость, в способность что-либо изменить. Людям уже

нечего противопоставить произволу, и их бессилие утверждает возрастающее

могущество насилия.

Как разорвать замкнутый круг насилия и бессилия? Возможна ли теперь

вера в человека и что может стать её основой?

Ответом на эти вопросы стала вся жизнь Махатмы Ганди.

ЮНОСТЬ ГАНДИ

Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 г. в одном из маленьких

княжеств Западной Индии.

Древний род Ганди принадлежал к купеческой касте бания, однако и дед, и

отец Ганди были главными министрами небольших княжеств. В семье Ганди

строго соблюдались религиозные обряды — мать была глубоко верующей. Отец

Ганди был почитаем за справедливость и неподкупность и, несмотря на высокий

пост, оставался небогатым человеком. Он был противником религиозно-общинных

распрей, уважал людей независимо от их религиозной и кастовой

принадлежности, что нечасто встречалось в Индии в то время.

Мохандас был самым младшим ребёнком в семье и о своём детстве вспоминал

так: «Я был очень робок и избегал общества детей. Единственными друзьями

были у меня книги и уроки... Я в буквальном смысле слова убегал домой (из

школы), так как терпеть не мог с кем-нибудь разговаривать... Кроме того, я

был трусом. Я боялся воров, привидений и змей... Темнота приводила меня в

ужас... Насколько помню, сам я был не очень хорошего мнения о своих

способностях. Я обычно удивлялся, когда получал награды или стипендии. При

этом я был крайне самолюбив, малейшее замечание вызывало у меня слезы».

Робкий, застенчивый мальчик отличался недетской твёрдостью и

независимостью мысли. Ему было 11 лет, когда он понял, что не может

согласиться с одной из индийских традиций. Издавна в Индии существовало

сословие «неприкасаемых» — людей, выполняющих самую грязную работу. Им

запрещалось посещать индуистские храмы, пить воду из одного источника с

кастовыми индусами. Они должны были носить на шее колокольчик,

предупреждающий об их появлении. Неприкасаемость передавалась от родителей

к детям, и покинуть это сословие было невозможно.

Как и всем индийским детям, родители запрещали Мохандасу общаться с

«неприкасаемыми». «Я, естественно, подчинялся, но возражал с улыбкой, что

неприкасаемость не освящена религией и не может быть освящена. Я был очень

послушным ребёнком, но, насколько позволяло мне почтение к родителям,

вступал с ними в спор по этому поводу», — вспоминал Ганди. Через много лет

именно он сумел убедить индийцев отказаться от этого жестокого

предрассудка.

Одним из самых сильных потрясений детства стала ранняя по индийской

традиции женитьба — в 13 лет Мохандаса женили на девочке-ровеснице

Кастурбай. К счастью, дети полюбили друг друга, и Кастурбай до конца жизни

была другом и помощницей мужа.

В 1888 г. Ганди по совету друзей семьи и родственников решил поехать в

Англию, чтобы получить серьёзное образование и профессию адвоката. Это

решение вызвало резкий протест старейшин его касты. Религия запрещала

покидать Индию, кроме того, старейшины были уверены, что в Европе

невозможно жить, не нарушая заветов веры. Ганди не подчинился их

требованиям. За это он был отлучён от касты и не мог больше рассчитывать на

её помощь и поддержку.

В Англии он чувствовал себя очень одиноким, всё вокруг было чужим.

Вместе с тем общение с европейской культурой открыло для него новые

горизонты. Он познакомился с буддизмом, был потрясён Новым Заветом и мечтал

объединить индуизм с учениями Будды и Христа.

В 1891 г., получив высшую адвокатскую степень, Ганди возвращается в

Индию. Однако надежды родственников на его высокое положение и солидный

доход не оправдались. Честность и ответственность Ганди не способствовали

его карьере.

Вскоре молодой адвокат принимает предложение индийской торговой фирмы

вести её дела в Южной Африке. Его привлекает возможность увидеть новую

страну и приобрести опыт.

ЮЖНАЯ АФРИКА

Отправляясь в 1893 г. в Южную Африку, Ганди не подозревал, что едет

навстречу своему подлинному призванию и своей судьбе.

С первых дней пребывания в Южной Африке ему пришлось столкнуться с

откровенным расизмом. Его силой выволокли из вагона первого класса, не

позволили сесть в дилижанс, где ехали белые;

полицейские сталкивали его на мостовую с тротуаров, предназначавшихся

только для белых. Ганди узнал, что в этой стране унижения и притеснения —

судьба всех индийцев (и всех «цветных»), независимо от их образования и

статуса.

Немедленно вернуться в Индию? Смириться на время пребывания здесь

подобно остальным индийцам?

«Лишения, которым я подвергался, были проявлением серьёзной болезни —

расовых предрассудков. Я должен попытаться искоренить этот недуг, насколько

возможно, и вынести ради этого все предстоящие лишения», — решает Ганди.

Ганди начинает с того, что вырабатывает личные принципы поведения при

столкновении с проявлениями расизма. Он решает всякий раз оказывать

произволу вежливое, но непреклонное сопротивление и никогда не требовать

возмездия за оскорбления, касающиеся лично его.

Постепенно Ганди осознаёт, насколько безысходно положение индийцев в

Южной Африке. Возвращение на родину было невозможно: в Индии миллионы таких

же безземельных крестьян ежегодно умирали от голода. Здесь они были

обречены на нищенскую жизнь в грязных резервациях и на рабский труд; их

ежедневно унижали, могли бросить в тюрьму за отказ от работы и безнаказанно

избить до смерти. Безысходность порождала покорность и чувство полного

бессилия.

Стремление изменить это положение вещей и борьба за права индийцев

становятся основным содержанием жизни Ганди.

В мае 1894 г. Ганди созывает собрание всех индийцев Претории. Впервые в

своей жизни он произнёс публичную речь, в которой обрисовал положение

индийцев в Трансваале. Он подчеркнул необходимость забыть всякие различия

между индийцами разных каст, вероисповеданий и национальностей и предложил

объединиться в ассоциацию, от имени которой можно было бы обращаться к

властям по поводу притеснений.

«Я... изъявил готовность отдать этому делу столько времени и сил,

сколько смогу... Вскоре в Претории не было ни одного индийца, которого бы я

не знал и с условиями жизни которого не был бы знаком».

Созданный Индийский конгресс южноафриканской провинции Наталь ставил

своей целью, действуя в рамках британского законодательства, добиться

равенства прав индийцев и европейцев. Его члены собирали и распространяли

информацию о бедственном положении индийцев, обучали грамоте детей и

занимались улучшением санитарных условий жизни индийцев.

Ганди решает остаться в Южной Африке надолго и едет в Индию, чтобы

забрать свою семью — Кас-турбай и двоих детей.

В Индии Ганди опубликовал работу о положении индийцев в Южной Африке —

«Зелёную брошюру». Её обсуждали в Индии и в Англии, а в Южной Африке власти

распространили слухи, что Ганди отзывается о европейцах предвзято и

оскорбительно.

Когда два парохода с индийскими переселенцами, на одном из которых был

Ганди с семьёй, прибыли в порт Дурбан, белое население было одержимо одной

идеей: «Сбросим цветных в море!» Власти предложили пассажирам вернуться

обратно, если им дорога жизнь. Индийцы сплотились вокруг Ганди,

противостояние длилось 23 дня, пока наконец белые не уступили. Дождавшись,

когда все пассажиры и его семья окажутся в безопасности, Ганди один

появился на берегу и был сразу же окружён разъярённой толпой белых. Он был

зверски избит, и только вмешательство отряда полиции предотвратило расправу

и спасло его от смерти.

Дело получило широкую огласку, Лондон настаивал на наказании участников

избиения. Один из членов правительства Наталя (который сам был

организатором расистских митингов и распространял клевету), теперь

пригласил Ганди к себе и заявил, что арестует виновных, если Ганди опознает

их. «...Я считаю, что осуждать следует не тех, кто нападал на меня...

Осуждать надо их руководителей и, прошу прощения, Вас», — ответил Ганди.

Принципиальный отказ Ганди привлечь к суду людей, напавших на него,

произвёл сильное впе-| чатление на население Дурбана; у многих теперь он

сам и борьба индийцев за свои права вызывали уважение и понимание.

Последующие годы стали для Ганди временем углублённого самопознания,

поисков смысла жизни и формирования принципов. «Если я оказался всецело

поглощён служением общине, то причина этого заключалась в моём стремлении к

самопознанию. Я сделал своей религией религию служения, так как чувствовал,

что только так можно познать Бога... Я обрёл себя в поисках Бога и в

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать