Махатма Ганди

Южной Индии, но не принадлежала ни к культурной элите, ни к местной

богатой знати. Один из братьев Мохандаса Ганди был юристом, другой -

инспектором полиции. Мохандас же при жизни отца (тот умер, когда

Мохандасу было 16 лет) учился в местной английской средней школе. Отец с

юности готовил его к должности премьер-министра княжества. Ганди

несомненно унаследовал от отца административные способности, а также его

полное бескорыстие, мужество и стойкость, которые Каба не раз проявлял,

отстаивая интересы князя от чрезмерного вмешательства колониальной

администрации в лице английского агента.

Большое влияние на формирование личности Ганди в детские и юные годы

оказала его мать - Путлибаи, глубоко религиозный человек. Ее простая

вера и аскетический образ жизни оставили глубокий след в его душе. В

доме Ганди отсутствовала богатая библиотека, но были религиозные тексты,

которые обычно хранятся в каждой сколько-нибудь грамотной индусской

семье.

Воспитанный в духе индусской традиции, Мохандас в то же время с

детства испытал сильное влияние идей мистицизма и религиозной

терпимости. Набожность матери не имела ничего общего с религиозным

фанатизмом. По его собственным словам, мать всегда учила его говорить

правду и руководствоваться ею в жизни. Огромное впечатление на него

произвело изречение "Истина лежит в основе всех достоинств и

добродетелей" из эпической поэмы древней Индии "Рамаяна", которую он

прочел в ранней юности и до конца своих дней считал самым выдающимся

произведением этого рода.

Очень рано познакомился Мохандас Ганди и с другими религиями Индии.

Среди друзей их дома были не только правоверные индусы, но и

представители деловых кругов религиозных общин мусульман, парсов и

джайнов.

Когда Ганди было 13 лет, родители женили его на девочке его возраста

по имени Кастурбай. Уже будучи взрослым, Ганди сказал немало горьких

слов о жестоком обычае детских браков. Однако в момент женитьбы все

казалось ему правильным.

В 1884 г. Ганди уехал для продолжения учебы в Лондон. За год до

этого родился его старший сын. Отъезд в Лондон был сопряжен для Ганди с

определенными трудностями. Каста, к которой он принадлежал, возражала

против его отъезда (до этого ни один из членов касты не покидал Индии).

Однако вызванный на совет касты в Бомбее, где он готовился к своему

первому морскому путешествию, Ганди отказался посчитаться с ее запретом.

Тогда собрание приняло решение отлучить его, что в условиях кастовой

системы грозило превратить его в изгоя. И все же Ганди уехал, дав матери

обещание строго соблюдать индусские обычаи. Слово свое он сдержал. Он

выделялся среди своих однокашников в Англии скромным образом жизни и

воздержанием от светских развлечений.

Ганди был вегетарианцем. На родине его побудил к этому знакомый с

детства принцип религии джайнов - ахимса - непричинение вреда живым

существам. В Лондоне от стал членом общества вегетарианцев. И тем не

менее, несмотря на все эти ограничения, когда Ганди после окончания

университета вернулся в 1891 г. в Индию, он сразу же столкнулся с

большими трудностями. Согласно предписаниям об отлучении от касты он не

мог принимать пищу, даже выпить стакан воды в доме членов своей касты.

Тогда старший брат Ганди отвез его в Насик, где Ганди омылся в священной

реке, т.е. совершил обряд очищения. Только после этого каста вновь

признала его.

Пребывание в Англии не только дало Ганди возможность получить хорошее

юридическое образование, но и во многом обогатило его духовный мир. Он

познакомился не только со светской английской культурой, но и с

различными религиозными течениями, о которых ничего раньше не знал.

Большое впечатление на него произвела теософия - учение, соединяющее

мистические элементы различных восточных религий и неортодоксального

христианства. Он был представлен основательнице общества теософов Елене

Блаватской и одной из его руководительниц Анни Безант. Здесь же Ганди

начал углубленные занятия по истории буддизма, ислама, христианства и

прежде всего индуизма. Именно тогда он впервые прочитал "Бхагаватгиту"

(религиозно-философскую часть шестой книги важнейшего эпического

памятника древней Индии - "Махабхарата").

Когда Ганди уезжал в Европу, он мало интересовался политикой. Первые

уроки индийского патриотизма ему преподал в Англии старейший деятель

индийского национально освободительного движения и его первый идеолог -

Дадобхай Наороджи, которого в Индии любовно называли "великим старцем".

Наороджи пользовался огромной популярностью не только в Индии, но и в

Англии, где он преподавал в Лондонском университете и был первым

индийцем, избранным членом английского парламента. Ганди рассказывал

впоследствии, какое

огромное впечатление произвели на него и других студентов-индийцев лекции

Наороджи. Именно от него Ганди впервые услышал слова осуждения в адрес

британского империализма, а может быть, и само слово империализм. Именно

он, по признанию самого Ганди, заставил его задуматься над судьбами

народов колониальной Индии.

По возвращении в Индию Ганди был зачислен в Бомбейскую коллегию

адвокатов. Однако в Бомбее он не имел успеха и вернулся в Раджкот. Здесь

из-за высокомерия английского агента, не пожелавшего разговаривать с ним

как с адвокатом, была, по его собственным словам, существенно поколеблена

его лояльность в отношении английских властей. Адвокатская практика в

Раджкоте также не принесла Ганди успеха. Занимавшаяся когда-то его отцом

должность премьер-министра была ему недоступна, да он и не видел в ней

смысла в

колониальной Индии. И он решил вновь уехать, на этот раз в Южную Африку,

приняв предложение индийской торговой фирмы вести здесь ее дела. В 1893

г. Ганди прибыл в Дурбан.

Индийская община в Южной Африке, первые переселенцы которой появились

здесь в 1860 г. и которая состояла из законтрактованных плантационных

рабочих, шахтеров, ремесленников, мелких и крупных торговцев,

подвергалась расовой дискриминации. Действовавшие здесь расовые законы

затрудняли рабочим приобретение земли, а торговцам - лицензии на право

свободно заниматься торговлей. С расовой дискриминацией столкнулся с

первых своих шагов на южноафриканской земле и Ганди, начавший борьбу

против нее вначале просто как адвокат, а затем и как общественный и

политический деятель. Под его руководством торговцы и служащие Южной

Африки в 1894 г. создали свою первую политическую партию Индийский

национальный конгресс.

С этого дня главным в жизни Ганди стала не его адвокатская практика,

а борьба против расовых законов. Решив остаться здесь до тех пор, пока не

добьется серьезных успехов в этой борьбе, Ганди в 1896 г. привез в Южную

Африку семью.

Именно здесь, в Африке, Ганди научился самоограничению, служению

обществу, именно здесь произошло его становление как политического

деятеля и как Махатмы.

Сам Ганди считал, что всю его жизнь перевернули два связанных между

собой события: принятие обета самоограничения - брахмачария - и

разработка специфической формы движения общественного протеста, которую

он назвал сатьяграха и стал применять на практике, превратив в основное

средство борьбы против расовых законов.

В годы своей юности в Индии и в Лондоне и первые годы в Южной Африке

Ганди мало чем отличался от других представителей индийской интеллигенции

И старался и в одежде, в манерах, в образе жизни как можно больше

подражать европейцам. Однако постепенно его взгляды изменились. В 1906 г.

он принял обет брахмачария - отказ от собственности, от включения в еду

продуктов животного происхождения, половое воздержание. От отослал семью

в Феникс, где существовала небольшая колония из его последователей и

готовилась его

газета "Индиан оппонент", а сам стал вести аскетическую жизнь человека,

отказавшегося от забот о доме. Внешне он выглядел как факир. Полуголый, с

посохом в руке, начал он свое восхождение как Махатма.

В это же время сформулировал он учение о сатьяграхе и изложил его на

страницах "Индиан оппонент". Термин "сатьяграха" предложил сам Ганди,

объяснив его следующим образом: "сатья" - "истина, воплощенная в любви",

"аграха" - "твердость духа"; "сатьяграха" - упорство в истине, основанное

на ненасилии. На английский и на русский языки (в данном случае русский

перевод был калькой с английского) термин "сатьяграха" нередко

переводился как "пассивное сопротивление", "ненасильственное

сопротивление", "гражданское неповиновение", но ни один из этих переводов

не был точным и не раскрывал истинного смысла сатьяграхи. Сатьяграха

включала все эти значения, но она никогда не была пассивной.

Первая сатьяграха началась в Южной Африке в 1907 г. в знак протеста

против расистского закона правительства Трансвааля, вводившего для

индийцев специальные пропуска, для получения которых полиция требовала

регистрации и отпечатка пальцев. Добиться отмены закона Ганди не удалось.

Но проводившаяся им сатьяграха - неподчинение закону о регистрации

привлекла к положению индийцев внимание мировой общественности, прежде

всего в Индии и Англии.

Вторая сатьяграха проводилась в 1913 г. Размах движения вынудил

южноафриканские власти пойти на переговоры с Ганди и принять "Закон об

облегчении положения индийцев". Сатьяграха Ганди в Южной Африке принесла

свои первые плоды.

В 1915 г. Ганди вернулся на родину. Более 20 лет тому назад из Индии

в Дурбан уехал малоизвестный гуджаратский адвокат, в 1915 г. в Индию

вернулся Махатма. Пройденный в Южной Африке долгий путь становления

Махатмы был путем трудных духовных исканий. Эти искания во многом носили

религиозный характер, но обращены они были к проблемам человека в земной

жизни.

Духовные источники составляли неотъемлемую часть индийской культурной

традиции. По словам Ганди, он впервые задумался над сутью истины после

прочтения "Рамаяны", а впервые понял, что для достижения этой Истины

необходимо бескорыстное действие и страдание, - после прочтения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать