Милюков
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 2
ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2
Детство и юность 2
Становление ученого 4
Годы ссылок 5
Первые шаги в политике 7
Образование партии кадетов 8
Деятельность в Государственных Думах 9
Революционный период 15
Жизнь в эмиграции 18
Последние годы 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ВВЕДЕНИЕ
«...Моя жизнь слишком тесно переплеталась с моей политической
деятельностью» — так писал о себе сам Милюков. И действительно его жизнь,
особенно ее зрелая пора, была целиком поглощена политикой. Политическая
деятельность Милюкова, создателя и неизменного лидера конституционно-
демократической партии в России, незаурядного политика, публициста и
ученого-историка неразрывно была соединена с историей России, тремя
российскими революциями, с историей русского конституционализма и
парламентаризма. Опыт его политического и научного творчества, с его
достоинствами и недостатками, успехами и поражениями, составляет ту часть
культурного наследия, которое оставили нам наши предшественники —
представители различных политических и научных направлений и которое должно
стать, наконец, предметом пристального и непредвзятого изучения.
ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Детство и юность
П. Н. Милюков родился 15(28) января 1859 г. в Москве. Его отец служил
городским архитектором, инспектором художественных училищ и преподавал в
Московской школе зодчества и ваяния; в конце жизни он работал оценщиком в
одном из московских банков. Мать происходила из рода Султановых, владела
имением в Ярославской губернии, где крестьяне оставались на оброке и «по
старине... продолжали ездить с оброком к помещице в Москву». По
воспоминаниям Милюкова, его мать была властной женщиной, в семье играла
первую роль, постоянно противопоставляя свою «султановскую породу»
отцовской — «низкого происхождения». Отец, человек более мягкого характера
и менее яркой индивидуальности, стушевывался перед ней и всецело ей
подчинялся.
В беспечные гимназические годы Милюков с друзьями увлекался рыбной
ловлей, сбором коллекций бабочек, охотой, далекими лесными прогулками. Все
это происходило на даче в Пушкино, построенной в русском стиле по проекту
отца. В это время зародился устойчивый интерес Милюкова к поэзии и музыке.
Он рано начал писать стихи; вначале это были подражания Никитину, Пушкину,
затем свои, оригинальные произведения.
На грани своего «сознательного периода» Милюков уже «бредил Вер-
гилием», «с упоением» читал «Энеиду», делал переводы из произведений
Аристотеля, Плавта, Овидия, Цицерона, Тацита. Проявлялся интерес и к
общественно-политической жизни. В памяти юноши запечатлелись не только
факты значительных событий, но и их оценка и критическое восприятие.
Определенным этапом в оформлении мировоззрения Милюкова явился
гимназический кружок. Общие ориентиры кружка ограничивались пределами
оппозиционных настроений. В 1878 году от имени кружка Милюков написал
письмо Достоевскому с просьбой изложить взгляды писателя по вопросу о
взаимоотношениях народа и интеллигенции. Достоевский отвечал, развивая
мысли, высказанные в первой главе декабрьского выпуска «Дневника писателя»
за 1876 год о разрыве интеллигенции и народа, о том, что она не знает
народа. Спасение России он видел не в обращении к европейскому опыту, а к
русскому народу, к его смирению и «бессознательному православию». «С такой
антитезой... — вспоминал Милюков,— мы, конечно, согласиться не смели. Но не
решались и протестовать». У Милюкова еще не готова была ответная
формулировка - «Россия есть тоже Европа», но все мысли шли в этом
направлении.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг. застала Милюкова в последнем
классе гимназии. Патриотические настроения в защиту славян были сильны в
России, особенно в среде молодежи. Милюков отправился на театр войны в
Закавказье, где служил казначеем в войсковом хозяйстве, уполномоченным
московского санитарного отряда.
В 1877 году он поступил на филологический факультет Московского
университета. Его первыми учителями были Ф. Ф. Фортунатов (сравнительное
языкознание), В. Ф. Миллер (санскрит), М. М. Троицкий (история греческой
философии). «История, — вспоминал Милюков, — меня заинтересовала в
университете не сразу». Первые преподаватели по всеобщей и русской истории
не стимулировали интереса к предмету и не оставили хороших впечатлений. Но
все изменилось, когда в университете появились В. О. Ключевский и П. Г.
Виноградов. Виноградов, тогда молодой доцент, импонировал студентам
серьезной работой над историческими источниками и не проявлял высокомерной
снисходительности. Ключевский, по мнению Милюкова, подавлял студентов
«своим талантом и научной проницательностью. Проницательность его была
изумительна, но источник ее был не всем доступен». «Ключевский, — продолжал
он, — вычерчивал смысл русской истории, так сказать, внутренним глазом, сам
переживая психологию прошлого, как член духовного сословия, наиболее
сохранив его связь со старой исторической традицией».
Милюков принимал участие в студенческом движении, в котором
существовали как левое, так и умеренное течения. Сам поддерживал последнее.
«Нам, конституционалистам, — вспоминал он, — ...противопоставлялась идея
«суверенитета народа», в виде верховной власти студенческой сходки. За
участие в очередной студенческой сходке Милюков был исключен из
университета с правом поступления на следующий год. Перерыв в учебе
использовал весьма продуктивно. Товарищ его брата по Техническому училищу
Кречетов предложил путешествие по Италии и снабдил Милюкова деньгами на
условиях постепенной выплаты. Милюков составил обширный и подробный план
путешествия. Это путешествие значительно обогатило и восхитило его
художественное воображение.
Милюков возвратился на IV курс университета, когда занятия в нем уже
начались. Теперь все время и внимание Милюкова было сосредоточено на
«серьезном» изучении историко-социологической литературы. Центром его
интереса стала работа В. О. Ключевского «Боярская дума древней Руси»; он
стал готовиться к посвящению себя русской истории.
Становление ученого
После окончания в 1882 году университета Милюков был оставлен на
кафедре Ключевского для подготовки к профессорскому званию. Напряженная
умственная работа поглощала много времени. Оставление в университете
налагало обязанность готовиться к магистерским экзаменам, открывало
возможности вести преподавание и улучшить свое материальное положение.
С 1883 по 1885 г. Милюков сдал магистерские экзамены и после пробных
лекций, дававших право после их удачного прочтения на чтение лекций в
качестве приват-доцента, остался в университете. Он читал специальные курсы
по историографии, исторической географии и истории колонизации в России.
Курс по историографии позднее был оформлен в книгу «Главные течения русской
исторической мысли» (1897). Положение приват-доцента Московского
университета изменило и социальное положение Милюкова, и круг знакомств. Он
стал членом многих московских обществ: Общества истории и древностей
Российских, Московского археологического общества. Общества естествознания,
географии и археологии, которым руководил известный ученый Д. Н. Анучин.
Во время неоднократных и продолжительных поездок в Петербург для
написания магистерской диссертации Милюков сблизился и с петербургской
школой историков. Среди них — Е. Ф. Шмурло, В. А. Мякотин, К. Н. Бестужев-
Рюмин, С. М. Середонин, А. С. Лаппо-Данилевский, Н. П. Павлов-
Сильванский, В. И. Семевский, С. Ф. Платонов. Общение с ними давало много
для профессиональной работы.
17 мая 1892 г. в актовом зале Московского университета Милюков защищал
свою магистерскую диссертацию «Государственное хозяйство России в первой
четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого». Защита проходила по
вышедшей одноименной книге. Работа была построена на огромном
документальном материале, впервые вводимым автором в научный оборот. Новым
явился и замысел исследования: раскрытие связи реформы Петра I в области
государственного устройства с государственной экономикой страны.
Европеизация России являлась для Милюкова неизбежным результатом ее
внутренней эволюции, одинаковой как для Европы, так и для России, но
задержанной условиями среды. Идея подготовленности, органичности реформ
Петра I была завоеванием предшествующей исторической мысли. При этом в
работе утверждался тезис об ограниченности личного влияния Петра I на
проведение самих реформ.
В начале 1890-х годов состоялось знакомство Милюкова с Л. Толстым. Н.
Я. Грот пригласил Милюкова на чтение статьи Толстого «Тулон и Кронштадт»,
которое прошло при молчаливом участии слушателей. Вскоре состоялась новая
встреча с Толстым. Его заинтересовало мнение «ученых людей» о христианской
религии. От Милюкова Толстой хотел услышать мнение о смысле истории. Сам
факт этого обращения свидетельствовал о значимости и популярности Милюкова
в среде ученых и интеллигенции. К этому времени относится и начало
просветительской деятельности Милюкова, связанной с Московским комитетом
грамотности, Комиссией по самообразованию. В один из своих отпускных
периодов Милюков специально съездил в Англию, чтобы познакомиться с
системой образования в Кембридже и использовать опыт этой работы в России.