с программами перестройки в СССР и модернизации в Китая, ставших в свою
очередь важным внутренним стимулом для обновления внешней политики двух
соседних стран.
Во время своего пребывания в Китае Горбачев встретился с рядом
высших должностных лиц этой страны. Так, 16 мая в здании Всекитайского
собрания народных представителей состоялась беседа М.С. Горбачева с
Председателем Военного совета ЦК КПК и Центрального военного совета КНР Дэн
Сяопином.
Обращаясь со словами приветствия, Дэн Сяопин сказал: "Я давно хотел
встретится с Вами. Особенно подтолкнула меня к этому Ваша речь во
Владивостоке. В ней проявилось новое содержание внешней политики СССР - то,
что получило название нового политического мышления. Я просил передать Вам
о моем желании провести китайско-советскую встречу на высшем уровне.
Сегодня мы можем заявить, что отношения между нашими государствами и
партиями нормализованы". Вот в такой устной форме и было закрыто прошлое и
открыт путь в будущее.
Во время этой встречи в верхах на страницах западной печати
проскальзывали опасения относительно того, что поездка М.С. Горбачева в КНР
может нарушить сложившийся баланс в "треугольнике" США - СССР - Китай,
нанести ущерб военно-стратегическим интересам Соединенных Штатов. Но
подобные опасения были безосновательны. Советско-китайская нормализация не
была направлена против третьих стран. Более того, с этой встречей
повысилась значимость для СССР, США и КНР мер взаимного доверия,
осуществление которых стало возможным как вследствие снижения уровня
международной напряженности (акции СССР-США по линии разоружения), так и
благодаря пересмотру в Советском Союзе и в Китае приоритетов в сфере
экономики и политики.
О значении визита Горбачева в КНР можно говорить долго, но совершенно
очевидно, что эта встреча оказала воздействие на оздоровление обстановки в
АТР.
Преодоление отставания в советско-японских отношениях.
Отношения СССР с Японией всегда отличались большой сложностью. К
середине 80-х гг. накопилось большое количество проблем, которые мешали
развитию как отношений между двумя государствами, так и разрядке в АТР.
Главными среди них можно считать территориальные претензии Японии, японские
заключенные в Сибири, о которых японской стороне ничего не было известно,
вывод советских войск с северных территорий и заключение мирного договора
решением территориальных проблем.
С приходом к власти в Советском Союзе М.С. Горбачева создались
благоприятные условия и для разблокирования сложной ситуации между двумя
государствами.
Внешнюю политику Японии вырабатывает МИД. В МИД Японии отношение к
Советскому Союзу было консервативным, оно не доверяло СССР, поэтому
горбачевскому руководству стоило многих усилий, чтобы изменить отношение
японской стороны к советскому государству и его новой внешней политике.
Уже в 1985 г. новое советское руководство стало последовательно
проводить политику, направленную на улучшение советско-японских отношений.
Так, по приглашению ЦК КПСС СССР с 14 по 21 сентября 1985 г. в
Советском Союзе находилась делегация Социалистической партии Японии.
Делегации обеих стран обсудили вопросы улучшения советско-японских
отношений. Они согласились, что улучшение отношений между двумя странами на
основе принципов равенства, взаимной выгоды и невмешательства во внутренние
дела и установление дружбы и добрососедства выгодно для обоих государств и
благоприятно отразится на обстановке в Азии.
Затем 27 ноября 1985 г. в докладе Горбачева на 4 сессии ВС СССР 11
созыва прозвучали такие слова в отношении Японии: "Мы за улучшение
отношений с Японией, уверены, что такая возможность реальна. Она уже
вытекает из того, что наши страны - непосредственные соседи".
Но нужно было еще время, чтобы Япония поняла, что с новым советским
руководством можно иметь дело, можно решать двусторонние проблемы, а
горбачевскому руководству надо было время подумать над своей позицией по
отношению вопросов, которые стояли между двумя сторонами. В Партаппарате
Горбачева считали, что японской территориальной проблемы нет. Все помнили
знаменитые слова А.А. Громыко: "Страна у нас большая, но свободной земли у
нас нет". С такой безапелляционной позицией решать проблему налаживания
отношений было невозможно. С течением времени в результате активной
восточной политики СССР, некоторые японские политики уловили сигналы
Горбачева и поняли, что с ним можно иметь дело.
22 июля 1988 г. М.С. Горбачев принял бывшего премьер-министра Японии
Я. Накасонэ. Накасоне поставил вопрос о том, что японцев надо
заинтересовать иметь дело с СССР. Прежде всего это касается Дальнего
Востока, где желательны были бы самые различные связи - экономические,
спортивные, туристические, культурные. Горбачев со своей стороны рассказал
об общественной программе связанной с развитием Дальнего Востока. Эта
программа предусматривала более быстрое развитие Сибири и Дальнего Востока
по сравнению с другими регионами страны.
Но это были скорее слова, не желе реальная программа. Во-первых, у
Советского Союза не было денег развивать два таких огромных района как
Сибирь и Дальний Восток. Во-вторых, Дальний Восток оставался территорией с
большой концентрацией военных объектов страны и поэтому об открытие
Владивостока, а тем более о развитии туристических связей и речи быть не
могло.
Тем не менее, оба лидера в конце встречи пришли к выводу, что вывод из
тупика советско-японских отношений отвечает интересам обеих стран.
Во время своего визита Ясухиро Накасонэ выступил в ИМЭМО АН СССР с
лекцией. На ней он заявил, что в сегодняшней реальности приоритетной
задачей следует считать ликвидацию тех нерешенных проблем, которые служат
причиной политической напряженности в регионе. Прежде всего, и это касается
Японии и СССР, должен быть решен вопрос северных территорий, а отсутствие
мирного договора, который бы заложил бы основу взаимного доверия, служит
самой главной причиной такого положения.
Да, вопрос о северных территориях прочно вошел в повестку дня всех встреч
между двумя странами. В самой Японии он принял огромную популярность.
Доходило до того, что по улицам Токио разъезжали автобусы, увешанные
плакатами типа: "Осуществить немедленное возвращение северных территорий
Японии!", "Прекратить незаконную оккупацию Советским Союзом Кунашира,
Итурупа, Хабомаи и Шикотана!", "Четыре северных острова - исконно японские
земли!" И это в целом была не "самодеятельность" - компания направлялась
правительством. Правительство Японии, придерживаясь в политике в отношении
СССР основного курса, направленного на осуществление одновременного
возвращения четырех северных островов, заключение японо-советского мирного
договора и установление стабильных отношений.
Как известно, договоры по заключению мирного договора ведутся между СССР и
Японией с перерывами начиная с 1955г., когда стороны приступили к
обсуждению вопроса о нормализации отношений после второй мировой войны.
Однако мирный договор так и не был заключен из-за расхождения позиций
Москвы и Токио по вопросу о принадлежности островов Кунашир, Итуруп и Малой
Курильской гряды.
Японское правительство заявляло, что подпишет мирный договор только
при том условии, если в нем будет четко определено, что "северные
территории" переходят к Японии. В обосновании данной позиции японской
стороной приводятся различные аргументы. Но с какой решительностью японцы
считают, что "северные территории" являются их, с не меньшим убеждением
советские граждане воспринимают эти территории исконно своими.
В январе 1991г. в Москву с официальным визитом прибыл министр
иностранных дел Японии Таро Накаяма. Визит был посвящен подготовке
пребывания М.С. Горбачева в Японии. Обсуждались конкретные даты визита, ход
подготовки к этому событию. Состоялся предварительный обмен мнениями по
наиболее трудному вопросу разработки мирного договора - территориальному.
Президент и министр условились продолжать интенсивную по всем направлениям
подготовку советско-японской встречи в верхах. Во время визита А.А.
Бессмертных отметил, что в последние годы между СССР и Японией наметилась
определенное отставание. Темпы диалога отстают от общестремительной
динамики демонтажа структур и стереотипов "холодной война". Он выразил
надежду, что предсаящий визит Горбачева откроет реальные возможности
предать принципиально новые качества отношениям между СССР и Японией. Курс
на улучшение отношений с Японией - это стратегическая линия советской
внешней политики. Это линия Президента СССР. Это воплощение консенсусного
мнения советского общества, - подытожил он. Т. Накаяма сообщил, что
парламент, общественность и деловые круги приветствуют приезд М.С.
Горбачева.
В совместном советско-японском сообщении для печати цель визита была
охарактеризована как обеспечение кардинального улучшения советско-японских
отношений, вывести их на качественно новый уровень и внести важный вклад в
дело обеспечения мира и процветания АТР и во всем мире.
25 марта 1991г. Горбачев встретился с Генеральным секретарем Либерльно-
демократической партии Японии Итиро Одзавой. Во время встречи И. Одзава,
согласившись с такой оценкой, с тем, что улучшение советско-японских
отношений принесло бы большую пользу не только двум странам, но и всему
миру, сослался на единственное препятствие - проблему "северных
территорий". Горбачев признал наличие проблемы, но предложил искать новые
пути для достижения развития отношений между СССР и Японией.
Заключение.
Часто М.С. Горбачева упрекают за его внешнеполитический курс, причем
один из аргументов критиков при этом заключается в том, что последний
советский лидер был западником. Конечно, это в определенной степени
правильно, если речь идет о мировоззрении, однако региональный аспект курса
Горбачева был в достаточной мере сбалансирован, и его нельзя обвинить в
интересе лишь в западном направлении. Это, в частности, доказывается
активностью советской дипломатии на афганском, китайском и японском
направлениях. Активность на этих направлениях обуславливалась как общими
установками курса НПМ, так и внутренними факторами (последнее особенно
заметно в случае с Афганистаном). В целом необходимо отметить, что
урегулирование на всех этих трех направлениях отвечало интересам СССР: в
отношениях с Китаем и Афганистаном надо было создать условия для
нормализации обстановки на границах СССР, в отношениях с Японией важное
значение имел экономический фактор. Безусловно, нельзя сказать, что все из
задуманного получилось: в случае с Японией по сути дела было топтание на
месте; действия на китайском направлении, в значительной степени,
нормализовали двусторонние отношения, но отнюдь не сделали их "теплыми";
что касается Афганистана, то не удалось решить главной геополитической
задачи - убрать или отодвинуть конфликт от границ СССР. Так что ошибки были
на восточном направлении (впрочем как и на других) Советского
внешнеполитического курса. Однако, были и положительные черты. Во-первых -
правильно выбрали стратегическое направление: разрешать конфликты и
нормализовать отношения. Во-вторых - в случае с Афганистаном СССР наконец
вылез из бесперспективной военной авантюры, в случае с Китаем и Японией
поняли, что неразрешимых проблем нет - надо работать. Итак, несмотря на
просчеты, в целом, курс был выбран правильно - он отвечал интересам СССР.
Используемая литература:
1. Геллер М. "Россия на распутье: 1990-1995"
2. Геллер М. "Седьмой секретарь: 1985-1990"
3. Гозман Л. О Михаиле Сергеевиче Горбачеве
4. Клямкин И. Последние дни СССР М.С. Горбачев
5. Овсяников А. Михаил Горбачев
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка М. 1992г.
7. Рябикин С. "Новейшая история России (1991-1997)"
8. Сорос Д. Концепция Горбачева
9. Шалаева Г. П. Все обо всех М.1997