Николай I

философии. Г как бы хорошо ни зарекомендовала себя новая вла< бы ни была

она далека от уничтоженной ею "аракч ны", она все-таки оставалась для людей

данного на) ния карающей силой. А между тем именно эти люди ли во главе

умственного движения той эпохи. Ко1 сгруппировались в два известных нам

лагеря "западн] "славянофилов", оказалось, что оба эти лагеря оди чужды

правительственному кругу, одинаково дале^ взглядов и работ и одинаково для

него подозрителы удивительно, что в таком положении очутились запа Мы

знаем, как, преклоняясь перед западной культуре судили русскую

действительность с высоты европ философии и политических теорий; они,

конечно, н ли ее отсталой и подлежащей беспощадной реформе нее понять, как

оказались в оппозиции славяноф^ один раз правительство императора Николая 1

(устаг нистра народного просвещения графа С. С. Уварова) ' ляло свой

лозунг: православие, самодержавие, народ Эти же слова могли быть и лозунгом

славянофиле указывали на те основы самобытного русского по церковного,

политического и общественного, выяс которых составляло задачу славянофилов.

Но славяне понимали эти основы иначе, чем представители "офи1 ной

народности". Для последних слова "православие" модержавие" означали тот

порядок, который существ современности: славянофилы же идеал православия и

державия видели в московской эпохе, где церковь им лась независимой от

государства носительницей собо начала, а государство представлялось

"земским", в ко принадлежала, по словам К. Аксакова, "правительств; власти,

земле - сила мнения". Современный же им славянофилы почитали извращенным

благодаря госпс

бюрократизма в сфере церковной и государственной жизни. Что же касается

термина "народность", то официально он означал лишь ту совокупность черт

господствующего в государстве русского племени, на которой держался данный

государственный порядок; славянофилы же искали черт "народного духа" во

всем славянстве и полагали, что государственный строй, созданный Петром

Великим, "утешает народный дух", а не выражает его. Поэтому ко всем тем,

кого славянофилы подозревали в служении "официальной народности", они

относились враждебно; от официальных же сфер держались очень далеко,

вызывая на себя нетолько подозрения, но и гонение.

Таким образом установилось своеобразное отчуждение между властью и теми

общественными группами, которые по широте своего образования и по

сознательности патриотического чувства могли бы быть наиболее полезны для

власти. Обе силы - и правительственная, и общественная - сторонились одна

от другой в чувствах взаимного недоверия и непонимания и обе терпели от

рокового недоразумения. Лучшие представители общественной мысли, имена

которых мы теперь произносим с уважением (Хомяков, Киреевские, Аксаковы,

Белинский, Герцен, Грановский, историк Соловьев), были подозреваемы и

стеснены в своей литературной деятельности и личной жизни, чувствовали себя

гонимыми и роптали (а Герцен даже эмигрировал). Лишенные доверия власти,

они не могли принести той пользы отечеству, на какую были способны. А

власть, уединив себя от общества, должна была с течением времени испытать

все неудобства такого положения. Пока в распоряжении императора Николая 1

находились люди предшествующего царствования (Сперанский, Кочубей,

Киселев), дело шло бодро и живо. Когда же они сошли со сцены, на смену им

не являлось лиц, им равных по широте кругозора и теоретической подготовке.

Общество таило в себе достаточное число способных людей, и в эпоху реформ

императора Александра И они вышли наружу. Но при императоре Николае 1 к

обществу не обращались и от него не брали ничего; канцелярии же давали

только исполнителей-формалистов, далеких от действительной жизни. К концу

царствовчн:"^ императора Николая 1 система бюрократизм?, отчуждавшая власть

от общества, привела к господству именно канцелярского формализма,

совершенно лишенного той бодрости и готовности к реформам, какую мы видели

в начале этого царствования.

мнешняя политика императора Николая 1 имел исходным пунктом принцип

легитимизма, лежавш нове "Священного Союза". Сталкиваясь с обстоят ми,

волновавшими тогда юго-восток Европы, при1 гитимизма подвергался серьезному

испытанию; п лось, наблюдая брожение балканских христиан (с греков),

поддерживать "законную" власть фанат мусульман над гонимыми "подданными" -

христ ,и притом православными, единоверными России ратор Александр так и

поступал: он "покинул дело потому что усмотрел в войне греков революционн

знак времени". Император Николай не мог сохра кой прямолинейности и, в

конце концов, жертву руководящим принципом, стал за христиан проти Вступая

на престол, он застал отношения России и очень недружелюбными; но все-таки

сначала не Б] обходимости воевать с турками из-за греков. Он с( ся лишь на

то, чтобы совместно с Англией и Ф] принять дипломатические меры против

турецких з постараться примирить султана с греками. Только 1 когда стало

ясно, что дипломатия бессильна и чт< допускать дальнейших истязаний

греческого на< Англия, Франция и Россия условились силой пр< борьбу турок с

греками. Соединенные эскадры - английская и французская - заперли турецкий

ф^ ствовавший против греков, в гавани г. Наварина (. Пилос на западном

берегу Пелопоннеса) и сожгли ле кровопролитной битвы (20 октября 1827 г.).

Н екая битва была турками приписана главным обра ждебному влиянию русского

правительства, и Тур ла готовиться к войне с Россией. Война началась

Русские войска перешли Дунай и осадили турецки сти Варну и Шумлу. Взятие

Варны позволило русс лучать припасы морем, при посредстве своего фло крыло

дорогу за Балканы. Но Шумла не сдалась 1 жила оплотом для многих

наступательных движ( рок. Положение русской армии не раз становило ным.

Только тогда, когда русскому главнокомандз генералу Дибичу, удалось

выманить турецкую аистек т лый 1854 год. по мосту через рейд

(залив) на север и все, что могли, уь тожили в самом Севастополе.

Неприятель не преследс и не спеша занял развалины крепости. Так окончилась

на из самых славных кампаний в русской истории.

После падения Севастополя осенью 1855 г. русс; войскам удалось

достигнуть блестящего успеха на аз" ском театре войны. Генералом Н. Н.

Муравьевым б взята важная турецкая крепость Каре. Во всех осталы местах

военные действия шли вяло и к зиме везде наст полное затишье. Александр II

осенью посетил Крым и л но благодарил многострадальную севастопольскую ар^

за ее подвиги и труды. Личное знакомство с положен) дел на юге убедило

Александра в том, что продолжать в ну очень трудно, а победа под Карсом

давала ему возм( ность начать переговоры о мире без ущерба для чести

государства. Со своей стороны, император Наполеон [ желал мира и даже сам

искал случай начать переговорь начале 1856 г. (при посредстве Австрии и

Пруссии) удал собрать в Париже конгресс европейских дипломатов , заключения

мира. Мирный трактат был подписан в ма 1856 г. на условиях, довольно тяжких

для России. По 1 рижскому трактату Россия получала обратно потерянн ею

Севастополь в обмен на Каре, возвращаемый Турции пользу Молдавии Россия

отказалась от своих владени) устьях Дуная (и таким образом перестала быть в

непоср)

прочим, сам знаменитый М. М. Спер седы о законах", послужившие, по-1

составлению его "Руководства к поз маШние кабинетные занятия Алекса?

поднялись образовательными поездк памятно большое путешествие по Ро бири в

1837 г. Двадцати трех лет цеса^ Марией Александровной, принцессе ской, с

которой он познакомился во в ничного путешествия. С этого време ная

деятельность Александра Нике Николай систематически знакомил с) лями

государственного управления и шее руководство делами на время сво цы. В

течение десяти лет наследник п шим помощником своего отца и сввд

вительственной работы.

По всей видимости, Александр Н) под сильнейшим влиянием отца. Отл"

тером, он уступал ему волей. Суровы? Николая порабощал мягкую и доступы его

сына, и Александр, любя отца и во его взгляды и готов был идти ему восл

Николай очень любил Александра, Е ему серьезные дела. В практической 1

выцветали те заветы романтической г вкладывал в душу своего воспитанн"

ский. Но врожденное добродушие и свою очередь, не допустили Александр

каменную крепость духа, какой облада му личность Александра II не отличает

черт и в разные моменты его жизни и ,1 водит неодинаковое впечатление.

Первые годы царстеования императо ли посвящены ликвидации Восточно;

порядков николаевского времени. В о политики новый государь явил себя г чал

Священного Союза", руководивш1 раторов Александра 1 и Николая 1. В :

сказался на первом приеме дипломат показал дипломатам, что готов продол:

достигнет почетного мира. Таким обр вправе считать Александра прямым пр

тики его отца и поборником отживших

ственном соседстве с Турцией). Россия потеряла право иметь военный флот

на Черном море; Черное море было объявлено нейтральным, и проливы Босфор и

Дарданеллы были закрыты для военных судов всех государств. Наконец, Россия

теряла право покровительства над христианами, подданными Турции, которые

были поставлены под протекторат всех великих держав.

Краткий обзор времени императора Александра II и великих реформ

Личность императора Александра Николаевича. Родившийся в 1818 г. сын

великого князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни

всеми почитался как будущий монарх, ибо он был старшим в своем поколении

великим князем. "Это маленькое существо призвано стать императором" - так

выразилась о нем его мать, соображая, что ни у императора Александра 1, ни

у цесаревича Константина нет сыновей. Поэтому и поэт В. А. Жуковский

приветствовал "милого пришельца в Божий свет" как "прекрасное России

упование" и на "высокой чреде" царства желал ему внутренних добродетелей и

внешней славы. Будущего монарха, естественно, старались приготовить

наилучшим образом к высокому жребию, его ожидавшему. Воспитание императора

Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был

гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться

под главным руководством своего "наставника" В. А. Жуковского. Жуковский

предварительно составил глубоко обдуманный план учения цесаревича,

утвержденный Николаем. По этому плану целью всего учения было - сделать

будущего государя человеком просвещенным и всесторонне образованным,

сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела.

Жуковскому удалось осуществить свою программу учения; но уберечь цесаревича

от влияния тогдашней военной "муштры" он не мог. Верный традициям своего

отца и старших братьев, император Николай внушал Мердеру, что Александр

"должен быть военный в душе, без чего он будет потерян в нашем веке". На

Александра поэтому легла печать того века с его наклонностью к плац-параду,

дисциплине и военной торжественности. Но вместе с тем цесаревич много

учился и имел хороших учителей. Между

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать