курсу конца XIX века.
При царе Михаиле появились полки иноземного строя – солдатские,
драгунские, рейтарские. Переход к регулярному срою, который он знаменовали,
начался с 1630 года, перед русско-польской войной. Составили устав для
обучения иноземному строю ратных людей. Большинство их во время Смоленской
войны
составляли русские воины
Нельзя не отметить один несомненный успех во внешней политике двух
«великих государей», сыгравших большую роль в судьбе России: быстрое
продвижение в Сибирь. Началось оно раньше, ещё с конца XV века. Новый этап
в этом процессе – поход Ермака и царских воевод столетие спустя. В первый
половине XVII века продвижение это продолжалось. Обширные пространства за
Уралом, где обитали «человецы незнаемые», включались в состав Российского
государства.
К началу правления русские землепроходцы осваивали земли уже в районе
Енисея. Здесь они основали Енисейск (1619 год); затем далее на востоке –
Усть-Кут (1631 год), Якутск (1632 год). В тридцатых годах вышли к устьям
рек Лена, Яна, Индигирка, Оленек; в сороковых – обследовали земли в
бассейнах Алазеи, Колымы, Чаунской губы. Всего три года спустя после
кончины царя Михаила устюжские и холмогорские купцы Усовы, Попов, казак
Дежнев проплыли по проливу, разделявшему Азию и Америку, позднее, три
четверти столетия спустя, заново «открытому» Берингом.
В Сибири появлялись русские люди. Налаживали контакты с местными
жителями, начали добычу полезных ископаемых (соли в Якутии, железа в Нице).
Культура времени Михаила Фёдоровича и Филарета, оставаясь во многом
традиционалистской, испытала всё же, как и политическая, хозяйственная
жизнь, некоторые сдвиги. Появлялись новации, которые, в комплексе с другими
факторами развития, позволяют говорить о XVII веке как эпох начала новой
истории России. Если в хозяйстве появляются новые завязи, элементы
буржуазных отношений, государственно-политическом плане – расцвет, хотя бы
временный, сословно-представительного начала в лице Земских соборов, то в
культурной жизни – это начало демократизации, усиления западного влияния. В
ряде случаев элементы нового выражены ещё слабо, но за ними будущее.
Смута «вытолкнула» к активной деятельности большие массы людей, и они
проявляли себя и в деле спасения Отечества и его восстановления, и в
политической жизни, и в культуре. Если в предыдущие столетия главным
субъектом культурной, духовной жизни были представители Церкви, то в XVII
веке выдвигается целая плеяда мастеров из среды дворян, приказных людей,
посадского сословия. Будучи людьми верующими, конечно, они больше
склонялись к светским сочинениям, мотивам. Они
интересовались не только житиями святых, но и переживаниями, внутренним
миром обыкновенных людей, мирян. Тем самым церковный традиционализм в
культуре дополнялся светскими сюжетами, стремлениями.
Всё шире распространялась грамотность. Чтение, письмо, счётную
премудрость передавали ученикам священники, дьячки, посадские грамотеи,
площадные подьячие; по всей Росси трудились десятки, сотни таких учителей.
Много книг издавал московский Печатный двор. Среди них – букварь Василия
Бурцева (первое издание – 1634 год, затем – несколько переизданий),
стоивший всего одну копейку. Его тираж – несколько тысяч экземпляров, для
того времени немалый. Появились и другие книги. В библиотеке царя Михаила,
помимо духовных (их – большинство, монарх был очень богомолен), имелись
сочинения Аристотеля, «О Троицком осадном сидении» (об осаде Троице-
Сергиева монастыря поляками в годы Смуты) и другие.
Нужно сказать, в Смуту печатное дело было, как и многое другое,
разрушено. Сгорел Печатный двор со всеми типографическими приспособлениями.
Немногие мастера, оставшиеся в живых, разошлись по разным городам. Указом
царя Михаила вернули «хитрых людей» (мастеров-печатников) – Н. Ф. Фофанова
из нижнего Новгорода и его товарищей. Архимандриту Дионисию и келарю А.
Палицыну государева грамота указала выделить учёных старцев «для
исправления книг служебных и Потребника» – очищения их от ошибок,
накопившихся «от времени блаженного князя Владимира до сих пор». В
частности, «книга Потребник в Москве и по всей Русской земле в переводах
разнится и от неразумных писцов во многих местах не исправлена; в
пригородах и по украинам, которые близ иноверных земель, от невежества у
священников обычай застарел и бесчестия вкоренились» (здесь в грамоте
приводятся слова троицкого старца Арсения и попа Ивана из села
Клементьева). Проверять и исправлять книги поручили тем же Дионисию,
Арсению, Ивану «и другим духовным и разумным старцам, которым подлинно
известно книжное учение, грамматику и риторику знают».
Приведённые данные говорят о том, что в стране, несмотря на потрясения
Смутного времени, имелись и люди, знавшие хорошо «книжное учение», и те,
кто умел это ценить (в данном случае – правящие верхи во главе с молодым
монархом). Работа по исправлению богослужебных книг, проведённая при царе
Алексее и
патриархе Никоне, задумывались при их предшественниках – царе Михаиле и
патриархе Филарете. Была ли она проведена в полном или неполном объёме –
неизвестно. Во всяком случае, типография возобновила печатание книг.
Печатный двор к концу правления первого Романова – крупное по тому
времени предприятие: более полутора десятков работников разных
специальностей (редакторы-справщики, корректоры, наборщики, печатники,
художники), более десятка станков и другое типографское оборудование. К
1648 году, три года спустя после кончины Михаила, в типографии хранилось
около одиннадцати с половиной тысяч экземпляров различных книг.
Заметно продвинулись русские люди в накоплении научных знаний,
технических навыков. Успешно работали они в металлообработке, литейном
деле. Так, русский мастер в 1615 году изготовил первую пушку с винтовой
нарезкой. Делали и нарезные ружья (3пищали винтовальные»). «Боевые часы»
на Спасской башне Московского Кремля сделали устюжские кузнецы крестьяне
Вирачевы – Ждан (дед), Шумила (отец) и Алексей (внук); прект подготовил
англичанин Христофор Галлоуэй.
Русские мастера делали водяные двигатели для мануфактур. «Книга сошного
письма» (1628 – 1629 годы) даёт указания о способах измерения земельных
площадей; «Роспись» начала XVII века – об установке труб для подъёма с
разных глубин соляного раствора. Существовали руководства по изготовлению
красок, олифы, левкаса, чернил; травники, лечебники. Географические
познания русские люди черпали из «Нового чертежа» (1627 год) – карты земель
между Доном и Днепром; «Книги Большому чертежу» (1627 год – список городов
и расстояний между ними). А «землепроходцы» и «мореходцы» в первой половине
века прошли всю Восточную Сибирь, Забайкалье, вышли к Тихому океану.
Описание обширных пространств, их чертежи они присылали в Москву. А в
статейных списках русские послы, их помощники сообщали сведения об
иноземных государствах. Царь Михаил, Посольский приказ отправляли довольно
много посольств к государям ближних и дальних стран – с извещениями о
восшествии на престол, предложениями о союзе, мире, сватовстве (например, о
женитьбе принца Вольдемара Датского на дочери Михаила Фёдоровича Ирине) и
т. д.
По случаю воцарения Михаила Романова составили «грамоту утверждённую»,
«Новый летописец» (1630 год) и другие памятники. В них прославляются Михаил
и Филарет, обосновываются права
Романовых на престол. Те же идеи развивают некоторые повести и сказания о
Смутном времени.
Усилиями властей послесмутной поры возобновляется, по мере ликвидации
разрухи, строительство в Москве и других городах. Приводятся в порядок
кремлёвские стены и башни; одна из них, Спасская, получает шатровое
покрытие и меняет свой суровый крепостной облик на парадный, торжественный,
нарядный. В подмосковной царской усадьбе возводят церковь Покрова – в честь
освобождения России от иноземцев-захватчиков. Храм под тем же названием
строит Д. М. Пожарский в своём Медветкове под Москвой. Замечательные
шатровые здания появляются в Нижнем Новгороде, Угличе. Все они отличаются
нарядностью декоративного убранства, изяществом, стройностью пропорций.
Живописность и нарядность характерны и для жилых построек. Прежде всего
в этом плане следует отметить кремлёвские царские терема (архитекторы А.
Константинов, Б. Огурцов, Т. Шарутин, Л. Ушаков; 1635 – 1636 годы). Фасады
Теремного дворца украшены яркими цветными изразцами, резным белым камнем.
Покрыт он золоченой крышей, окружён несколькими златоглавыми церквушками –
придворными, «домашними». Столь же красочно и внутреннее убранство дворца.
С 1643 года начинается расширение патриаршего двора в Московском Кремле.
В разных городах строят пятиглавые соборы.
В целом в архитектуру той поры всё решительней проникают светские
реалистические черты, стремление к декоративности, отделке деталей.
То же относится к живописи. Иконы Строгановской школы, фрески в храмах,
гравюры, миниатюры – во всех этих жанрах, в той или иной мере, присутствуют
элементы нового.
Чаще всего невозможно говорить о политике правительства «двух государей»
в области культурной жизни, однако можно отметить, что в ряде случаев их
внимание, одобрение прослеживается при составлении некоторых литературных,
исторических памятников, в строительстве культовых и дворцовых зданий, их
влияние на привлечение к работе тех или иных мастеров (тех же Вирачевых при
обновлении Спасской башни в Кремле).
В культуре времени царя Михаила в России было сделано немало – и в
продолжении старых традиций, и в разработке новых идей, подходов.
Время длительного царствования Михаила Фёдоровича (1613 – 1645 годы)
отмечено первыми шагами в восстановлении России
после полутора десятилетней Смуты и войн. Заботясь об укреплении власти на
местах, царь ввёл новую систему управления – воеводскую. При нём созывались
Земские Соборы, основные политические вопросы он решал совместно с думой.
Наряду с привычным дворянским ополчением стали появляться полки нового
строя – предшественники регулярной армии.
В истории Михаил Фёдорович остался как кроткий, легко поддающийся
влиянию своего окружения монарх. Обычно все успехи его царствования относят
на счёт энергичного патриарха Филарета. Но последние двадцать лет Михаил
правил сам, и эти годы по важности и сложности решения государственных дел
мало чем отличались от предыдущих.
Уклад царского быта почти не изменился по сравнению с временами прежних
царей. Большое место здесь занимали церковь и воспитанию детей. Михаил
Фёдорович и его сын Алексей были религиозными людьми, и для них
естественным было жить по законам веры. Члены царской семьи считали своей
обязанностью ежедневное посещение богослужений, строгое соблюдение
установленных обрядов, поездки на богомолье.
К концу жизни царя Михаила, остался лишь один наследник – Алексей. Он и
сменил умершего царя на престоле.
________________________________15_________________________