Петр I - великий полководоц, pефоматоp

между Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал

стремление церкви починить себе светскую власть- это и обусловило те

мероприятия , которые были проведены в этой сфере. В 1700 г. умер патриарх

Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство делами

церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили

блюстителем патриаршего престола. Хоть в лице Яворского Петр и не видел в

лице Яворского Петр и не видел активного сторонника, но, по крайней мере,

Яворский не очень яростно выступа против политики Петра.

На дороге Петра стала еще одна проблема - раскольничество.”

Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея

большими богатствами, отказывались принимать участие в общих повинностях :

поступать на службу военную или гражданскую. Петр нашел решение этому

вопросу- он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить-

разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли.“[7]

Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает

ограничивать права церкви и его ее главы: был содан совет епископов,

собиравшийся периодически в Москве, а затем , в 1711г. , после создания

Синода- глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом

церковь была полностью подчинена государству. Н царь прекрасно понимал ,

что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в

1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. ”Синод был

поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и

административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры

любой коллегии. В Синод входили 12 человек. Возглавлял Синод президент , 2

вице-президента, 4 советника , 5 ассесоров.“[8] В 1722г. названия были

изменены . Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти

Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек,

по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с

1716г. ,когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и

вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным

помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры

он защищал идеи и стремления царя - преобразователя.

“По указу от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27

января , заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721

г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства

деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и

одобрен царем.”[9]

Духовный регламент это законодательный акт, определявший функции

,права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной

церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных

учреждений.

Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась

даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам

предписывалось доносить властям о намерении исповедавшегося совершить

измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением

должности обер-прокурора Синода. Таким образом Церковь лишилась

самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть

бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие

нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они

были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.

Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри

церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни “белых“ ни

”черных“ монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов,

царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет

монахам путь к святости не осетрами , медами и винами ,а хлебом, водой и

работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены

определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься: столярным

делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было

противопоказано монашеству.

Создание такого вида управления и организации церкви сам Петр

объяснил следующим образом:” От соборного правления можно не опасаться

Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного

правления духовного...“1

Таким образом Петр устранил угрозу покушения духовной власти на

светскую, и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась

частью той опоры на ,которой стояла абсолютная монархия.

Заключение

Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В

1699 г. Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось

по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699

года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу.

Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось

от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить

только через 8 лет.

В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых

аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или

ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде

указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать

голову зимой , проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования

семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными

нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о

гостеприимстве.

Радикально изменяется положение женщины в обществе. Петр

попытался приобщить ее к современной светской жизни, по примеру Запада,

обеспечить высшие круги к новым формам обхождения.

Список литературы

1. Князьков С. Из прошлого земли русской .М.:Планета 1991г.--712с.

2. Буганов В.И. Зырянов П.Н. История России,конец ХVII-ХIХв.:Учебник для 10

кл. / под ред. А.Н.Сахарова- М.:Просвещение 1995-304с.

3. Буганов В.И. Петр Великий и его время./ отв. ред. А.А.Новосильцев.

АНСССР-М.:Наука 1989-187с.

4. Мавродин В.И. ПетрI -Л.:Госполитиздат 1945г.--176с.

5. Павленко Н.И. Петр Великий- М.Мысль 1990- 592с.

6. Валишевский Казимир Петр Великий : Исторический очерк в 3-х частях ч-1

Воспитание; 2-Личность; ч-3 Дело- М.:СП КВАДРАТ 1993-448с.

7. . Баггер х. Реформы ПетраI обр. исслед.. Перев. с дат. В.Е.Возгрина,

Вступ. ст. и общ. введение В.И.Буганова- М.:ПРОГРЕСС, 1985- 199с

8. Заичкин И.А. Почкарев И.Н. Русская история IХ-ХVIII. популярный очерк\

ред.: А. А, Преображенский -М.:Мысль 1992-797с.

9. Восстание московских стрельцов 1698г.:/Материалы следств. дела. сб.

документов/ АНСССР ИН-ТА Истории СССР:[сост. авт. ист.-археогр. обзора и

комент. А. Казакевич, предисл. В.И.Буганов]-М.:Наука-1980 с.-306. стр. -

51.

10. Кофенгауз Б.Б. Россия при Петре I -М.:УЧпедгиз -1995.-176с.

11. Политическая история : Россия - СССР -Российская Федерация : В 2-

х т.Т-1--М.: Терра 1996 - 656с.

-----------------------

[1] Политическая история : Россия - СССР -Российская Федерация : В 2-

х т.Т-1--М.: Терра 1996 - 656с.-стр.87-88.

1 Павленко Н.И. Петр Великий - М.:1990-592 с. ст. -41.

2 Кофенгауз Б.Б. Россия при Петре I -М.:УЧпедгиз -1995.-176с. стр. -67

1 Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра I.:М.:Планета. 1991г.-

712с.-- стр.-70.

[2] Восстание московских стрельцов 1698г.:/Материалы следств. дела. сб.

документов/ АНСССР ИН-ТА Истории СССР:[сост. авт. ист.-археогр. обзора и

комент. А. Казакевич, предисл. В.И.Буганов]-М.:Наука-1980 с.-306. стр. -

51. 2.-стр.-59.

[3] Заичкин И.А. Почкарев И.Н. Русская история IХ-ХVIII. популярный очерк\

ред.: А. А, Преображенский -М.:Мысль 1992-797с. стр.-491.

1 Павленко Н.И. Петр Великий.- М.:1990.-592с. стр.-571.

2 Павленко Н.И.Петр Великий. -М.: 1990.- 592с. стр.-573.

1 Валишевский Казимир Петр Великий: Исторический очерк в 3-х частях :ч-1

Воспитание; ч-2 Личность; ч-3 Дело--М.:СП “КВАДРАТ” 1993--448с. стр.-240.

1 Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России ХVII-ХIХв. Учебник для 10кл.

под ред. А.Н.Сахорова-М.: Просвещение. 1995-- 304с. стр.- 41.

1 Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль 1990-592с. стр.-320

1 Баггер х. Реформы ПетраI обр. исслед.. Перев. с дат. В.Е.Возгрина, Вступ.

ст. и общ. введение В.И.Буганова- М.:ПРОГРЕСС, 1985- 199с. стр.--81

1 1. Баггер Х. Реформы Петра Великого. обр. исслед.. Перев. с дат. В.Е.

Возгрина.Вступ. ст. и общ. ред.

[4] Валишевский Казимир Петр Великий : Исторический очерк в 3-х частях ч-1

Воспитание; 2-Личность; ч-3 Дело- М.:СП КВАДРАТ 1993-448с. стр.-286.

[5] Валишевский к. Петр Великий:Исторический очерк В 3-х частях 1-

Воспитание; 2- Личность; 3- дело;СП КВАДРАТ- 448с. стр.-283.

[6] Павленко Н.И. Петр Великий- М.Мысль 1990- 592стр. стр.-- 471.

1 Буганов В.И. Петр Великий и его время./ отв. ред. А.А.Новосильцев. АНСССР-

М.:Наука 1989-187с. стр.--73.

2 Мавродин В.И. ПетрI -Л.:Госполитиздат 1945г.--176с. стр.-- 73.

[7] Князьков С. Из прошлого земли русской : Время Петра Великого: Книга для

чтения по русской истории. М.: Планета 1991-712с. стр.--180.

[8] Буганов В.И. Зырянов П.Н. История России,конец ХVII-ХIХв.:Учебник для

10 кл. / под ред. А.Н.Сахарова- М.:Просвещение 1995-304с. стр.- 43.

[9] Князьков С. Из прошлого земли русской .М.:Планета 1991г.--712с. стр.-

-182.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать