исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, естественно-
научных коллекций и т.д. Это было началом музейного дела в России.
Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и
просвещения была подготовка к открытию Академии наук в Петербурге.
Поскольку в стране отсутствовала система общеобразовательной школы, то её
составной частью являлись академический университет и гимназия. Открытие
академии, большинство членов которой составляли приглашенные в Россию
иностранные учёные, состоялось в самом конце 1725 года.
Искусство.
С первой четверти XVIII века осуществляется переход к
градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города определяет
уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных
учреждений и аристократии. Наиболее ярко эти черты выступают в Петербурге,
так как крупное строительство в других городах было на время запрещено. В
живописи на смену иконописи приходит портрет. К тому же времени относятся
попытки создания русского театра, однако профессиональные “комедиальные
храмины” в Москве и Петербурге просуществовали недолго. Прочнее вошли в
жизнь торжественные праздники с иллюминациями, исполнением кантат,
строительством триумфальных арок. В это время были написаны первые
драматургические произведения: трагикомедия Прокоповича “Владимир”, “Слава
Российская” Ф.Жуковского и т.д.
Изменения в быту.
Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами была запрещена
и заменена новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки,
башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Большое
сопротивление и недовольства вызвало запрещение носить бороды. Особенно
недовольны этим были податные сословия, но введение особого “бородового
налога” и обязательное ношение медного знака об его уплате, хотя и не
сократило недовольства, но резко уменьшило число сохранявших бороду.
Учреждение ансамблей положило начало утверждению в среде русского
дворянства “правил хорошего тона” и “благородного поведения в обществе”, и
разговора на иностранном, преимущественно французском языке.
Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение. Но
они ещё более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное
благородное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в
одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким
распространением галломаний и презрительного отношения к русскому языку и
русской культуре в дворянской среде.
* * *
В 1724 году Петр сильно страдал от нездоровья, но оно не заставило его
отказаться от привычек кочевой жизни, что и ускорило его кончину. 29
октября 1724 г. Петр отправляется водой в Сестербек и, встретив по дороге
севшую на мель шлюпку, по пояс в воде помогает снимать с неё солдат.
Лихорадка и жар заставляют его 2-го ноября вернуться в Петербург, 5-го он
сам себя приглашает на свадьбу булочника, 16-го казнит Монса, 24-го
празднует обручение дочери Анны. Веселия возобновляются по поводу выбора
нового князя-папы 3-го и 4-го января 1725 г. Суетливая жизнь идёт своим
чередом до конца января, когда наконец, приходиться прибегать к помощи
врачей, которых до этого времени Петр не хотел и слушать. Но время
оказывается упущенным, а болезнь неисцелимой; 22-го января воздвигают
алтарь возле комнаты больного и причащают его, 26-го “для здравия”
выпускают из тюрем колодников, а 28-го января, в четверть шестого утра Петр
умирает, не успев распорядиться судьбой государства.
ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Мнения о реформе Петра чрезвычайно расходились уже при его жизни.
Небольшая кучка ближайших соратников Петра держалась мнения, которое
впоследствии Ломоносов формулировал словами: “он Бог твой, Бог твой был,
Россия”. Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением
раскольников, что Петр был антихристом. И те, и другие исходили из того
общего представления, что Петр совершил радикальный переворот и создал
новую Россию, не похожую на прежнюю. Новая армия, флот, сношения с Европой,
наконец, европейская внешность, европейская техника - всё это были факты,
бросавшиеся в глаза: их признавали все, расходясь лишь коренным образом в
их оценке. То, что одни считали полезным, другие признавали вредным для
русских интересов; что одни считали великой заслугой перед отечеством, в
том другие видели измену другим преданиям; наконец, где одни видели
необходимый шаг по пути прогресса, другие признавали простое отклонение,
вызванное прихотью деспота. Оба взгляда могли приводить фактические
доказательства в свою пользу, так как в реформе Петра были перемешаны оба
элемента - и необходимости, и случайности. Элемент случайности больше
выступал наружу, пока изучение реформы Петра ограничивалось внешней
стороной реформы и личной деятельностью преобразователя. Другие результаты
должно было дать изучение той же реформы в связи с её прецедентами, а также
в связи с условиями современной ей действительности. Изучение прецедентов
Петровской реформы показало, что во всех областях общественной и
государственной жизни - в развитии учреждений и сословий, в развитии
образования, в обстановке частного быта - задолго до Петра обнаруживаются
те же самые тенденции, которым даёт торжество Петровская реформа. Являясь,
таким образом, подготовленной всем прошлым развитием России и составляя
логический результат этого развития, реформа Петра, с другой стороны, и при
нём ещё не находит достаточной почвы в русской действительности, а потому и
после Петра остаётся формальной и видимой. Новые платья и ассамблеи не
ведут к усвоению европейских привычек и приличий; точно так же новые
заимствованные из Швеции учреждения не опираются на соответственное
экономическое и правовое развитие массы. Россия входит в число европейских
держав, но на первый раз только для того, чтобы почти на полвека сделаться
орудием в руках европейской политики. Из 42 цифирных провинциальных школ,
открытых в 1716 - 1722 годах, только 8 доживают до середины века; из 2000
навербованных, большей частью силой, учеников действительно выучиваются к
1727 году только 300 на всю Россию. Высшее образование, несмотря на проект
Академии, и низшее, несмотря на все приказания Петра, остаются надолго
мечтой.
Масштабы изменений, произошедших за время правления Петра огромны.
Значительно выросла территория страны, которая после многих веков борьбы
получила выход к морю и ликвидировала состояние политической и
экономической изоляции, вышла на международную арену, заняла видное место в
системе международных отношений и превратилась в великую европейскую
державу. В России в это время возникла мануфактурная промышленность, в
которой особое значение приобрела мощная металлургия. Коренным образом
изменился характер и размеры внутренней и внешней торговли и объём
экономических связей с другими странами. Были созданы мощная регулярная
армия и флот, сделан огромный шаг в развитии культуры и просвещения. Был
нанесён сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и
других областях жизни страны. Осуществлялась ломка старого рутинного
патриархального быта.
Все эти изменения происходили в условиях вступления феодально-
крепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их недрах
новых буржуазных отношений. Направленная на ликвидацию технико-
экономической и культурной отсталости страны, на ускорение и развитие, они
имели огромное прогрессивное значение.
Очевидно, также и сопротивление, которое вызвала каждая из реформ,
недовольство ими со стороны самых различных социальных сил и слоев:
боярства - тем, что его оттеснили “худородные”, и тем, что перестало
существовать “самодержавие с Боярской думой”; дворянства - постоянной и
тяжёлой службой; церкви - утратой самостоятельной политической роли и
господствующего положения в культуре и просвещении, изъятием государством
значительной части её доходов; купцов и посадского люда - ростом налогов,
повинностей и служб; народных масс - усилением крепостнического гнёта и
тем, что реформы осуществлялись за их счёт. К этому добавлялось общее
недовольство новшествами, которые разрушали укоренившиеся традиции и
средневековую косность патриархального быта и уклада жизни.
Их осуществление было в немалой степени связано с деятельностью и
личностью Петра Первого, - пожалуй, самого крупного государственного
деятеля дореволюционной России, с его исключительной целеустремлённостью,
энергией смелостью, с которой он ломал рутинные порядки и преодолевал
бесчисленные трудности, Выдающийся политик, военный деятель и дипломат, он
умел правильно оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные
выводы из ошибок и неудач, из изменения внутри- и внешнеполитической
обстановки.
Обладавший широкими знаниями, проявлявший большой интерес к
литературе, истории, праву, искусству, ремёслам и естественным наукам, он
прекрасно знал военное дело, кораблестроение, кораблевождение и артиллерию.
Пушкинские строки “то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник”
метко выразили всю многогранность кипучей деятельности Петра I. Он умел
подбирать деятельных и энергичных поклонников в каждой из отраслей и сфер
государственной деятельности. В числе “птенцов гнезда Петрова” были такие
крупные государственные и военные деятели своего времени, как А.Д.
Меньшиков, В.П. Шереметьев, Ф.М. Апраксин, А.А. Сенявин, Б.А. Куракин,
Феофан Прокопович, В.Н. Татищев.
Но все изменения и реформы осуществлялись на крепостнической основе,
крепостническими методами, и были направлены на сохранение и укрепление
феодально-абсолютистского строя, сословной структуры общества, сословных
прав и привилегий господствующего класса. Они сопровождались
распространением крепостнических отношений на новые территории и новые
категории населения, на новые сферы экономической жизни, насаждением
наиболее грубых и тяжёлых форм крепостничества, распространением деспотизма
и произвола царя, чиновничье-бюрократического аппарата и помещиков. Это
тормозило формирование капиталистических отношений в стране, экономическое
и культурное развитие народа и не позволяло ликвидировать технико-
экономическую и культурную отсталость нации. Негативная сторона изменений и
преобразований была органически связана и с деятельностью самого Петра I,
для которого была характерна крайняя жестокость, произвол, обоснование и
осуществление принципов ничем не ограниченного самодержавного произвола.
Думаю, что девизом того времени могли бы стать строчки Пушкина: “Мой
друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!” Петр Великий не жалел ни
сил, ни здоровья во имя процветания России, старался, чтобы его сподвижники
и весь российский народ следовал его примеру.
ИСТОЧНИКИ:
1. Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. I – YI. Спб 1887 – 1912:
т. YII – XI – Л., 1946 – 1962
ЛИТЕРАТУРА:
1. Анисимов Е.В. Петр Великий: рождение империи // Вопросы истории – 1989.
- № 7.
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.
3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.
4. Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до
конца XYIII в. – М., 1984. (Раздел: Не прихоти ради).
5. Башилов Б. История русского масонства. – М., 1992. Разд.: Робеспьер на
троне.
6. Буганов В.И. Петр I и его времена. – М., 1989.
7. Буганов В.И. Петр Великий. – М., 1990.
8. Валишевский К. Петр Первый. – М., 1989.
9. Володарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. – 1993. - № 6.
10. Энциклопедический словарь. Издание Брокгауза и Ефрона. Т. XVII Б, С.-
Пб, 1858.
11. История СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Под ред.
Б.А.Рыбакова. М., Изд-во “Высшая школа”, 1975.
12. Соловьев С.М. “Чтения и рассказы по истории России”, М., Изд-во
“Правда”, 1989.
13. Платонов С.Ф. “Учебник русской истории для средней школы. Курс
систематический”, М., Изд-во “Звено”, 1994.
14. Ключевский В.О. “Исторические портреты”, М., Изд-во “Правда”, 1991.
15. Сыров С.Н. “Страницы истории”, М., Изд-во “Русский язык”, 1983.
16. Павленко Н.И. “Петр I и его время”, М., Изд-во “Просвещение”, 1989.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8