первоначального быта, разрозненные, бедные, что выражается названием
лапотников; из народов же более образованных, составлявших более крепкие
общественные тела, богатых промышленностию, не удалось покорить ни одного:
в свежей памяти был неудачный поход Святослава в Болгарию. В предании видим
опять важное значение Добрыни, который дает совет о прекращении войны, и
Владимир слушается; оба народа дали клятву: «Тогда только мы нарушим мир,
когда камень начнет плавать, а хмель тонуть». Под 994 и 997 годами
упоминаются удачные походы на болгар: в первый раз не сказано на каких, во
второй означены именно волжские. Мы не будем отвергать известий о новом
походе на болгар дунайских, если примем в соображение известия византийцев
о помощи против болгар, которую оказал Владимир родственному двору
константинопольскому. Важно также известие о торговом договоре с болгарами
волжскими в 1006 году. Владимир по их просьбе позволил им торговать по Оке
и Волге, дав им для этого печати, русские купцы с печатями от посадников
своих также могли свободно ездить в болгарские города; но болгарским купцам
позволено было торговать только с купцами по городам, а не ездить по селам
и не торговать с тиунами, вирниками, огнищанами и смердами.
При Мечиславе начинаются первые враждебные столкновения Руси с Польшею:
под 981 годом летописец наш говорит, что Владимир ходил к ляхам и занял
города их - Перемышль, Червен и другие. Но завоеванием Червенских городов
дело не кончилось на западе; летописец упоминает в 992 году еще о походе
Владимира на хорватов, а по некоторым спискам в это время Владимир воевал с
Мечиславом (польским королем) «за многие противности его» и одержал над ним
блистательную победу за Вислою;
При сыне Мечислава Болеславе Храбром был заключен мир, скрепленный
дополнительно родственным союзом: дочь Болеслава была выдана замуж за
Святополка.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Преимущества христианства
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего
значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие
христианства. Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей,
была подготовлена предшедствующим развитием русских земель и вызвана к
жизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир
руководствовался исключительно пониманием государственной пользы
христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления
собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог
бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к
крещению жителей огромной языческой державы.
Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи
присылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры.
Первыми послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда
князь узнал что по корану првоверным пологается обрезание и нельзя пить
вино, он сказал:”Руси есть веселие пити”. Послы папы римского так же
потерпели неудачу. Выслушав иудеев Владимир спросил, где отечество их.
Послы же ответили:”В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас
по чужим землям”. На что Владимир ответил:”И вы, наказанные Богом,
осмеливаетесь учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего
отечества”. Наконец греческий философ, опровергнув своей речью другие веры,
рассказал в кратце князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце
разговора он показал картину страшного суда с изображением участи праведных
и грешников. Князь, пораженный, промолвил:”Благо добродетельным и горе
злым”.”Креститесь,-отвечал греческий мудрец,-и бубете в раю с первыми”.
Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те
узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением
отозвались о всех религих, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что
религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили:”Мы не помнили,
где мы находились-на земле или на небе”.
Крещение князя Владимира
Примерно в 987 г. Владимир со своей дружиной появляется на Балканах и в
качестве союзника союзника императора Василия II участвует в подавлении
мятежа Варды Фоки. Эти события способствуют расширению его политического
кругозора и резкому изменению отношения к христианству. Постепенно Владимир
склоняется к решению принять крещение. Но, будучи расчетливым политиком, он
видит, что в создавшейся ситуации, когда от русской дружины зависит судьба
правящей династии, от византийцев можно потребовать очень многого. Даже
того, чего не удалось добиться его предшественникам. В обмен на военную
помощь против мятежников император Василий II обешает выдать за русского
князя свою сестру Анну.
Однако, когда войска Варды Фоки были разгромлены и русская дружина
возвратилась в Киев, византийцы стали затягивать приезд порфирородной
принцессы. Нарушение договора не было следствием прихоти или произвола
императора Василия II. У князя Владимира было много языческих жен и десять
сыновей от них, которые претендовали на киевский трон. Император не желал,
чтобы его сестра пополнила гарем языческого князя. Он мог отпустить царевну
в Киев при одном непременном условии. Все предыдущие браки князя Владимира
должны были быть расторгнуты с тем, чтобы христианский брак был признан
единственно законным. Однако скандинавское семейное право оказалось
несовместимым с христианским правом Византии. С точки зрения христианской
религии, сыновья Владимира, рожденные вне христианского брака, были
незаконнорожденными и не имели никаких прав на трон. Для Владимира такая
точка зрения была неприемлема: старшие сыновья были опорой его власти.
Переговоры о брачном контракте, по-видимому, закончились провалом, после
чего Владимир разорвал союз с Василием II.
Чтобы принудить греков к соблюдению договора, Владимир собрав войско,
пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город.
Заняв его, Владимир отправил послов к Василию и Константину с предложением
отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к
Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него
отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали
ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию,
Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то
вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал
ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от
слепоты.
Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским
домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы
он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы
такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.
Христианизация Руси
Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники корсунские и митрополит
Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью.
Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он
приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр,
а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день
произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.
"На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами
царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в
воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по
грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же
совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле
по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по
домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и
сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих
и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя
христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги,
Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою
силу."
Куда большее сопротивление крещению оказали жители севера и востока
Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима
(991). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян,
возглавленная Добрыней и Путятой. Теперь киевляне в своем добровольном
приобщении к новой вере были склонны видеть преимущество перед
новгородцами, которых "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем".
Разумеется, сопротивление христианизации продолжалось на Руси и после
крещения новгородцев. Очаги язычества сохранялись еще вплоть до XIV в. И
все-таки именно после 990 г. процесс христианизации, начавшийся как минимум
веком раньше, приобрел необратимый характер.
Продолжая политику христианизации, Владимир приглашает греческих
мастеров для строительства храмов, с их помощью в Киеве был построен
величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы
(Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини
Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в
Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".
Другим его важным начинанием было создание церковных школ для детей
"нарочитых людей". При этом Владимиру приходилось прибегать к принуждению,
поскольку родители не хотели отдавать своих чад, "еще бо не бяху ся утверди
верою", как поясняет летописец.