Правление Владимира I

первоначального быта, разрозненные, бедные, что выражается названием

лапотников; из народов же более образованных, составлявших более крепкие

общественные тела, богатых промышленностию, не удалось покорить ни одного:

в свежей памяти был неудачный поход Святослава в Болгарию. В предании видим

опять важное значение Добрыни, который дает совет о прекращении войны, и

Владимир слушается; оба народа дали клятву: «Тогда только мы нарушим мир,

когда камень начнет плавать, а хмель тонуть». Под 994 и 997 годами

упоминаются удачные походы на болгар: в первый раз не сказано на каких, во

второй означены именно волжские. Мы не будем отвергать известий о новом

походе на болгар дунайских, если примем в соображение известия византийцев

о помощи против болгар, которую оказал Владимир родственному двору

константинопольскому. Важно также известие о торговом договоре с болгарами

волжскими в 1006 году. Владимир по их просьбе позволил им торговать по Оке

и Волге, дав им для этого печати, русские купцы с печатями от посадников

своих также могли свободно ездить в болгарские города; но болгарским купцам

позволено было торговать только с купцами по городам, а не ездить по селам

и не торговать с тиунами, вирниками, огнищанами и смердами.

При Мечиславе начинаются первые враждебные столкновения Руси с Польшею:

под 981 годом летописец наш говорит, что Владимир ходил к ляхам и занял

города их - Перемышль, Червен и другие. Но завоеванием Червенских городов

дело не кончилось на западе; летописец упоминает в 992 году еще о походе

Владимира на хорватов, а по некоторым спискам в это время Владимир воевал с

Мечиславом (польским королем) «за многие противности его» и одержал над ним

блистательную победу за Вислою;

При сыне Мечислава Болеславе Храбром был заключен мир, скрепленный

дополнительно родственным союзом: дочь Болеслава была выдана замуж за

Святополка.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Преимущества христианства

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего

значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие

христианства. Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей,

была подготовлена предшедствующим развитием русских земель и вызвана к

жизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир

руководствовался исключительно пониманием государственной пользы

христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления

собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог

бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к

крещению жителей огромной языческой державы.

Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи

присылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры.

Первыми послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда

князь узнал что по корану првоверным пологается обрезание и нельзя пить

вино, он сказал:”Руси есть веселие пити”. Послы папы римского так же

потерпели неудачу. Выслушав иудеев Владимир спросил, где отечество их.

Послы же ответили:”В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас

по чужим землям”. На что Владимир ответил:”И вы, наказанные Богом,

осмеливаетесь учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего

отечества”. Наконец греческий философ, опровергнув своей речью другие веры,

рассказал в кратце князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце

разговора он показал картину страшного суда с изображением участи праведных

и грешников. Князь, пораженный, промолвил:”Благо добродетельным и горе

злым”.”Креститесь,-отвечал греческий мудрец,-и бубете в раю с первыми”.

Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те

узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением

отозвались о всех религих, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что

религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили:”Мы не помнили,

где мы находились-на земле или на небе”.

Крещение князя Владимира

Примерно в 987 г. Владимир со своей дружиной появляется на Балканах и в

качестве союзника союзника императора Василия II участвует в подавлении

мятежа Варды Фоки. Эти события способствуют расширению его политического

кругозора и резкому изменению отношения к христианству. Постепенно Владимир

склоняется к решению принять крещение. Но, будучи расчетливым политиком, он

видит, что в создавшейся ситуации, когда от русской дружины зависит судьба

правящей династии, от византийцев можно потребовать очень многого. Даже

того, чего не удалось добиться его предшественникам. В обмен на военную

помощь против мятежников император Василий II обешает выдать за русского

князя свою сестру Анну.

Однако, когда войска Варды Фоки были разгромлены и русская дружина

возвратилась в Киев, византийцы стали затягивать приезд порфирородной

принцессы. Нарушение договора не было следствием прихоти или произвола

императора Василия II. У князя Владимира было много языческих жен и десять

сыновей от них, которые претендовали на киевский трон. Император не желал,

чтобы его сестра пополнила гарем языческого князя. Он мог отпустить царевну

в Киев при одном непременном условии. Все предыдущие браки князя Владимира

должны были быть расторгнуты с тем, чтобы христианский брак был признан

единственно законным. Однако скандинавское семейное право оказалось

несовместимым с христианским правом Византии. С точки зрения христианской

религии, сыновья Владимира, рожденные вне христианского брака, были

незаконнорожденными и не имели никаких прав на трон. Для Владимира такая

точка зрения была неприемлема: старшие сыновья были опорой его власти.

Переговоры о брачном контракте, по-видимому, закончились провалом, после

чего Владимир разорвал союз с Василием II.

Чтобы принудить греков к соблюдению договора, Владимир собрав войско,

пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город.

Заняв его, Владимир отправил послов к Василию и Константину с предложением

отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к

Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него

отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали

ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию,

Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то

вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал

ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от

слепоты.

Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским

домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы

он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы

такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.

Христианизация Руси

Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники корсунские и митрополит

Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью.

Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он

приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр,

а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день

произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.

"На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами

царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в

воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по

грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же

совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле

по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по

домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и

сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих

и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя

христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги,

Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою

силу."

Куда большее сопротивление крещению оказали жители севера и востока

Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима

(991). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян,

возглавленная Добрыней и Путятой. Теперь киевляне в своем добровольном

приобщении к новой вере были склонны видеть преимущество перед

новгородцами, которых "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем".

Разумеется, сопротивление христианизации продолжалось на Руси и после

крещения новгородцев. Очаги язычества сохранялись еще вплоть до XIV в. И

все-таки именно после 990 г. процесс христианизации, начавшийся как минимум

веком раньше, приобрел необратимый характер.

Продолжая политику христианизации, Владимир приглашает греческих

мастеров для строительства храмов, с их помощью в Киеве был построен

величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы

(Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини

Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в

Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".

Другим его важным начинанием было создание церковных школ для детей

"нарочитых людей". При этом Владимиру приходилось прибегать к принуждению,

поскольку родители не хотели отдавать своих чад, "еще бо не бяху ся утверди

верою", как поясняет летописец.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать