роме Нила указаны р. Дарадус (ныне Сенегал), Нигейр (Нигер) многие
другие.
В той же IV книге Птолемей описывает острова Красного моря
(перечислено 29 островов), а также острова Средиземного моря, прилегающие к
африканскому материку.
Более половины «Географии» (книги V – VII) посвящено описанию Азии.
При этом если страны Передней Азии, Ближнего и Среднего Востока описаны
довольно правильно, то по мере перехода к более восточным странам сведения
Птолемея становятся все менее и менее точными.
Вот какие «епархии» Птолемей относит к Азии: Понт, Вифиния, собственно
Азия, Ликия, Галатия, Пафлагония и Писидия, Памфилия и Исаврия,
Каппадокия, Армения малая, Киликия, Азиатская Сарматия, Колхида, Иверия,
Албания, Армения великая, о-в Кипр, Сирия дольная, Сирия Финикия, Сирия
Палестина и Иудея, Аравия Каменистая, Месопотамия, Аравия Пустынная,
Вавилония, Ассирия, Мидия, Сузиана, Персида, Парфия, Кармания Пустынная,
Аравия Счастливая, другая Кармания, Гиркания, Маркиана, Бактриана,
Согдиана, страна саков, Снифия, Серика, Ария, Паропамис, Дрангиана,
Арахосия, Гедросия, Индия, страна синов, о-в Тапробана.
Большинство из этих названий требуют пояснений. Понт и Вифиния – это
части черноморского побережья нынешней Турции, прилегающие к Босфору.
Галатия расположена южнее. Каппадокия находится восточнее, также на
территории современной Турции. Южная часть Турции вдоль побережья
Средиземного моря называлась тогда Киликией. Остальные части современной
Турции Птолемей называет «собственно Азией». Колхида и Иверия –
черноморское побережье и горные районы Грузии соответственно, Албания – это
теперь Азербайджан.
Армения в эпоху Птолемея занимала не только нынешнюю территорию
Армянской ССР, но и значительную часть Восточной Турции. Западная ее часть
называлась Малой Арменией. Гиркания прилегала к южному берегу Каспийского
моря (часть современного Ирана), Мидия была расположена к юго-западу от
нее, дальше на юг простиралась Сузиана, а у побережья Персидского залива -
Персида. Все эти «епархии» тоже находились на территории современного
Ирана. Восточнее Мидии находилась Парфия (Восточный Иран), а восточнее
Персиды - Кармания. Еще дальше на восток от Кармании, вдоль северного
берега Аравийского моря, располагалась Гедросия, захватывающая юго-
восточную часть Ирана и западную часть Пакистана. Арахосия располагалась к
северу от нее, на территории современного Афганистана. Еще севернее
находилась Бактриана (северный Афганистан), а затем Согдиана (на территории
нынешнего Узбекистана). На северо-восток от нее простиралась страна саков
(юг Казахстана, по берегам Сырдарьи). Под Скифией подразумевалась часть
территории России от Волги до озера Балхаш, Маркиана - часть Туркмении.
Азиатской Сарматией назывался тогда Северный Кавказ. Тапробана - это остров
Шри-Ланка.
Птолемей считал Индийский океан замкнутым морем, ограниченным с запада
и с юга берегами Африки, с севера - Счастливой Аравией, Персидой, Гедросией
и Индией, с востока - страной синов. Юг Малаккского полуострова Птолемей
называл Золотым Херсонесом. Серика - это Китай («страна шелка»), а страна
синов - Индокитай. Несмотря на многочисленные ошибки в изображении тех или
иных географических регионов, труд Птолемея сохранил свое значение почти до
XVII в. Хотя в работах арабских и среднеазиатских ученых (особенно
Мухаммеда аль-Хорезми и Абу-Райхана Бируни) многие ошибки Птолемея были
исправлены и координаты ряда азиатских городов определепы заново,
«География» Птолемея продолжала использоваться, а в ХП в., как и
«Альмагест», попала в Европу.
Работы Птолемея в области оптики
Клавдий Птолемей оставил после себя не только выдающиеся труды по
астрономии и географии – ему принадлежит также монография по оптике, прочно
во шедшая в историю мировой науки.
Термин «оптика» происходит от греческого опсис (зрение) и в античную
эпоху означал собственно науку о зрении. Кроме того, существовала
катоптрика – наука об отражении лучей света от зеркальных поверхностей и
диоптрика – наука об оптических измерениях.
Примерно в V в. до н. э. сложились два противоположных представления о
свете и его восприятии зрением человека. Согласно одному из них, развитому
древними атомистами, свет и цвета – это материальные истечения, выходящие
из предмета и достигающие глаза. Переносчиками изображения служат
мельчайшие частицы («атомы света»). Известный римский поэт Лукреций Кар (I
в. до н. э.) в поэме «О природе вещей» так излагает эту точку зрения. На
поверхности предметов находится
Множество крохотных тел, что способны от них отрываться
В точном порядке, всегда сохраняя их облик и форму.
Другое представление (которого придерживался, например, Евклид)
основано на том, что лучи исходят из наших лаз и как бы «ощупывают»
предмет. Такая точка зрения лучше соответствовала представлениям
геометрической (лучевой) оптики. Угловые размеры и расстояния между
объектами также легко истолковывались с этих позиций. В качестве
обоснования сторонники этого взгляда приводили тот факт, что у кошек и
некоторых других животных глаза ночью светятся, как бы испуская «лучи
зрения».
Независимым от этих двух представлений было учение о свете Аристотеля.
В нем подчеркивалось значение промежуточной прозрачной среды в передаче
света и цветовых ощущений. Этой средой может быть воздух, вода и даже
некоторые твердые вещества (например, стекло). Цветовые свойства предметов
Аристотель связывал с изменением свойств промежуточной среды и ее
воздействием на наш глаз.
Наиболее старой, дошедшей до нас работой в этой области является
«Оптика» Евклида. Он развил основные положения геометрической оптики и
теории перспективы. Евклид выводит законы перспективы из четырнадцати
положений, основанных на данных наблюдений.
К сожалению, «Катоптрика» Евклида до нас не дошла. Сочинение с таким
названием, некоторое время приписывавшееся Евклиду, оказалось компиляцией
IV в. н. э., автором которой является, возможно, Теон Александрийский.
Подлинная «Катоптрика» Евклида вскоре была оттеснена на второй план
«Катоптрикой» Архимеда (также не дошедшей до нас). Известно, однако, что
книга Архимеда содержала строгое изложение достижений геометрической оптики
того времени. Архимед был не только теоретиком в области оптики, но и
экспериментатором. Однако версия о том, что Архимед якобы сжег вражеский
флот, направив на него лучи Солнца с помощью вогнутых зеркал,– всего лишь
красивая легенда, хотя и основанная на том, что Архимед, возможно, проводил
какие-то опыты с вогнутыми зеркалами.
По сравнению с оптическими трактатами Евклида и Архимеда «Катоптрика»
Герона Александрийского (ок. 150 – ок. 250 г. н. э.) содержала ряд новых
элементов. В ней Герон обосновывал прямолинейность световых лучей
бесконечной скоростью их распространения.
В своем трактате Герон рассматривает различные формы зеркал (в
частности, цилиндрические) и вызываемые ими искажения изображений.
Любопытно, что «Катоптрика» Герона первоначально приписывалась... Птолемею.
Кроме «Катоптрики» Герон написал трактат «О диоптре», в котором
описывается визирное устройство для угловых измерений.
Большинство античных авторов уделяли основное внимание отражению
света. Вопрос о преломлении света находился в менее ясном положении,
Аристотель писал о «переламывании» луча (называя это явление термином
анакласис), но включал в это понятие и отражение, и преломление. Клеомед
считал, что при насыщенном влагой воздухе Солнце можно видеть даже тогда,
когда оно находится ниже горизонта. Это явление – астрономическая
рефракция. Клеомед основывался на представлении о лучах, исходящих из
глаза. По его мнению, проходя через влажный воздух, лучи тяжелеют от
проникающей в них влаги и потому скривляют свой путь.
Той же концепции лучей, испускаемых глазом, придерживался и Птолемей.
В вопросах отражения света и природы зрения он не пошел дальше своих
предшественников. С проблемой рефракции дело обстояло иначе.
В «Альмагесте» явление рефракции только упоминается (в книге IX, гл.
2) . Кроме того, в книге I, гл. 3 Птолемей обсуждает вопрос о кажущемся
увеличении видимых диаметров Солнца и Луны у горизонта. Там он объясняет
это явление «увеличением влажности в атмосфере» на пути горизонтального
луча. В «Оптике» этому явлению дается совершенно правильное объяснение –
как чисто психологическому эффекту. В сочетании с тем, что в «Оптике»
подробно рассматривается явление рефракции, это дает все основания считать,
что «Оптика» – более позднее произведение Птолемея, чем «Альмагест».
История дальнейшей судьбы этого произведения Птолемея не менее
интересна, чем история судьбы «Альмагеста». По-видимому, в IX в. «Оптика»
была переведена с греческого на арабский язык. В XIIв. эмир Евгений
Сицилийский (ок. 1125 – ок. 1195) выполнил ее перевод с арабского языка
на латынь.
Об «Оптике» Птолемея сообщали в своих произведениях Дамиан (IV в.),
Симпликий (VI в.), Олимпиодор (VI в.) и Симеон Сет (XI в.). Приводимые
ими отрывки из «Оптики» на греческом языке хорошо согласуются с текстом
Евгения Сицилийского.
Латинский перевод «Оптики» (тогда еще рукописный) использовали в своих
трудах по оптике Роджер Бэкон (ок. 1214 – 1292) и Вителло (ок. 1225 – он.
1280) . Но если Бэкон прямо ссылается на труд Птолемея и высоко оценивает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13