Роль Александра Невского в жизни России

зимой и летом на торжественные празднества являлся как божество, сидя с

одною из своих жен на возвышении, украшенном массой золота и серебра. Но

оседлая жизнь в одном месте была не во вкусе монголов. Только иногда

являясь в столицу, великий хан, как и волжские ханы, проводил жизнь,

переезжая с места на место с огромным обозом: там, где ему нравилось,

располагались станом, раскидывались бесчисленные палатки и одна из них,

обитая внутри листовым золотом и украшенная драгоценностями, отнятыми у

побежденных народов, служила местопребыванием властелина. Возникал

многолюдный город и исчезал, появляясь снова в ином месте. Все носило вид

крайнего варварства, смешанного с нелепой пышностью. Безобразные и

нечистоплотные монголы, считавшие опрятность даже пороком, питавшиеся такой

грязною пищей, которой одно описание вызывает омерзение, безвкусно украшали

себя несметными богатствами и считали себя по воле Бога обладателями всей

вселенной.

Нам неизвестно, где именно князья поклонились великому хану, но они

были приняты ласково и возвратились благополучно домой. Андрей получил

княжение во Владимире, Александру дали Киев; по-видимому, в этом было

предпочтение Александру, так Киев был старше Владимира, но киевская земля

была в те времена до такой степени опустошена и малолюдна, что Александр

мог быть только по имени великим князем. Вероятно, монголы сообразили, что

Александр, будучи умнее других, мог быть для них опасен, и потому, не

испытав его верности, не решились дать ему тогда Владимир, с которым

соединялось действительное старейшинство над покоренными русскими землями.

Посещение монголов должно было многому научить Александра и во многом

изменить его взгляды. Он близко познакомился с завоевателями Руси и понял,

с какой стороны с ними возможно ужиться. Свирепые ко всему, что им

сопротивлялось, монголы требовали одного – раболепного поклонения. Это было

в их нравах и понятиях, как и вообще у азиатских народов. Чрезвычайная

сплоченность сил, безусловное повиновение старшим, совершенная безгласность

отдельной личности и крайняя выносливость - вот качества, способствовавшие

монголам совершать свои завоевания, качества, совершенно противоположные

свойствам тогдашних русских, которые, будучи готовы защищать свою свободу и

умирать за нее, еще не умели сплотиться для этой защиты. Чтобы ужиться

теперь с непобедимыми завоевателями, оставалось и самим усвоить их

качества. Это было тем удобнее, что монголы, требуя покорности и дани,

считая себя вправе жить на счет побежденных, не думали насиловать ни их

веры, ни их народности. Напротив, они оказывали какую-то философскую

терпимость к вере и приемам жизни побежденных, но покорных народов.

Поклоняясь единому Богу, с примесью грубейших суеверий, естественно

свойственных варварскому состоянию умственного развития, они не только

дозволяли свободное богослужение иноверцам, но и отзывались с известным

уважением о всех верах вообще. Проницательный ум Александра, вероятно,

понял также, что покорность завоевателям может доставить такие выгоды

князьям, каких они прежде не имели.

До тех пор князья волею-неволею должны были разделять власть свою с

народной властью вече или подбирать себе сторонников в рядах народа.

Собственно, они были только правителями, а не владельцами, не вотчинниками,

не государями. Монголы, как по своим понятиям, так и по расчету естественно

усиливали власть и значение князей на счет вече: легче и удобнее им было

вести дело с покорными князьями, чем с непостоянными собраниями вече. Вот

отчего все русские князья, побивши челом хану, получали тогда свои княжения

в вотчину и власть их в большей части русских земель очень скоро подавила

древнее вечевое право. Звание старейшего князя было прежде почти

номинальным: его слушались только тогда, когда хотели, теперь же это

звание вдруг получило особую важность потому, что старейшего сам хан

назначал быть выше прочих князей.

Александр не поехал в данный ему Киев, а отправился в Новгород Пока он

не был старейшим, еще он ладил с новгородской вольностью. Новгородцы

считали себя независимыми от татар, но через два года на Руси произошел

переворот.

Андрей не удержался на владимирском княжении. Этот князь не мог так

скоро изменить понятия и чувствования, свойственные прежнему русскому строю

и шедших в разрез с потребностями новой политической жизни. Ему тяжело было

сделаться рабом. В 1250 году князь Андрей Ярославович женился на дочери

Даниила Галицкого, заключив направленный против Золотой Орды династический

союз. Батый отправил свои войска одновременно против Даниила и Андрея.1

Летописные известия об этих событиях до того сбивчивы, что не дают

возможности понять, как и чем Андрей вооружил против себя победителей. Но

известно, что в 1252 году Александр отправился в волжскую орду и там

получил старейшинство и владимирское княжение от Сартака, управлявшего

делами за дряхлостью отца своего Батыя. Андрей, посоветовавшись со своими

боярами, счел лучшим бежать в чужую землю, нежели «служить царю». Но татары

уже шли на него под начальством Неврюя и других предводителей, догнали его

под Переславлем и разбили. Андрей убежал в Новгород, но там его не приняли;

изгнанник через Псков и Колывань убежал с женой в Швецию. Татары опустошили

Переславль и рассеялись по земле, истребляя людей и жилища, уводя пленных и

скот, так как по правилу монгольскому, да и вообще как везде делалось в те

времена, за вину князя должна была расплачиваться вся земля. В это время

была схвачена и убита жена князя Ярослава Ярославовича. Александр, получив

старейшинство, сел во Владимир и на первый раз пришлось ему отстраивать

церкви и людские жилища, разоренные полчищем Неврюя.

С этих пор Александр, чувствуя свое старейшинство и силу, готовый найти

поддержку в Орде, поднял голову и иначе показал себя, что в особенности

видно в его отношениях к Новгороду. Живя во Владимире, Александр поставил

князем в Новгороде сына своего Василия. В 1255 году новгородцы невзлюбили

Василия и прогнали его, призвав вместо него брата Александра Ярослава,

князя тверского, жившего тогда в Пскове. Явление совершенно обычное,

множество раз повторявшееся; и сам Александр, испытывая тоже в былое время,

уходил из Новгорода, когда его прогоняли, и опять являлся в Новгород по

призыву и мирился с новгородцами. Но на этот раз Александр уже не спустил

Великому Новгороду. Василий убежал в Торжок, где жители были за него. Отец

тотчас собрал в своей владимирской земле рать и отправился в Торжок с тем,

чтобы по своей воле опять восстановить сына на княжение. Призванный князь

Ярослав убежал из Новгорода. Новгород остался без князя, об этом дали знать

великому князю. Александр с Василием пошел на Новгород.

Между тем внутри Новгорода происходила неразбериха. Прорвалась не раз

проявлявшаяся в его истории вражда лучших или вящих людей и меньших, -

иначе бояр и черни. Посадником был тогда Анания, представитель и любимец

меньших людей, прямодушный ревнитель новгородской старины и вольности.

Ожидая приближения великого князя, новгородцы вооружились, выставили полки

за церковью Рождества и от св. Ильи против Городища, ограждая Торговую

сторону, которая была, главным образом, местопребыванием меньших людей. Но

некоторые вящие люди замышляли иное: из них составилась партия под

начальством Михалки Степановича, человека коварного и корыстного,

смекнувшего, что наступают иные времена, и сообразившего, на чьей стороне

сила. В тревоге собрались новгородцы на вече на обычном месте у св. Николая

(Дворищенского). «Братья – говорили они между собою – а что если князь

скажет: выдайте моих врагов?» Тогда меньшие по прадедовскому обычаю

«целовали Богородицу» на том, чтобы стоять всем на живот и на смерть за

правду новгородскую, за свою отчизну. Но Михалка, замышлявший убить Ананию

и какими бы то ни было путями сделаться самому посадником, убежал со своими

единомышленниками в Юрьев монастырь. Разнеслась весть, что вящие хотят

напасть на Новгород и бить меньших. Новгородцы кричали, что нужно убить

Михалку и ограбить его двор, но тут заступился за него посадник Анания. Он

послал предостеречь своего тайного врага и когда рассвирепевшие новгородцы

кричали: убить Михалку, Анания сказал им: « Братья, если его убьете, убейте

прежде меня».

Приехал в Новгород посол от Александра с такими словами: « Выдайте мне

Ананию посадника, а не выдадите, я вам не князь: иду на город ратью!»

Новгородцы послали к Александру владыку Далмата и тысячского Клима: «князь,

иди на свой стол, а злодеев не слушай; не гневайся на Ананию и на всех

мужей новгородских».

Владыка и тысячский возвратились с отказом. Александр упорно добивался

своего. Тогда новгородцы приговорили на вече: «Если князь такое задумал с

нашими клятвопреступниками, - пусть им судит Бог и св. Софья, а на князя мы

не кладем греха!» Все вооружились и три дня стояли наготове. Выдавать миром

своих было для новгородцев неслыханным бесчестным делом. Александр

рассудил, что раздражать далее народ и доводить дело до драки нет нужды,

когда главная цель его может быть достигнута более мирным соглашением, и

послал сказать новгородцам: «я не буду держать на вас гнева; пусть только

Анания лишится Посадничества».

Анания лишился посадничества и новгородцы примирились с Александром.

Александр прибыл в Новгород и был радушно встречен народом, издавна знавшим

его. Василий был восстановлен на княжении. Новгородцы в угодность

Александру поставили посадником Михалка.

Это событие, слишком обычное в новгородском строе жизни, имело однако

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать