себе силы и мужества признать собственную ответственность за то, что ими
было содеяно в 1937 году. Все это и привело к поражению антисталинского
сопротивления, искоренению всякой возможности сопротивления Сталину и
сталинщине.
Наличие оппозиции - это признак демократичности о6шества и любая
попытка ее уничтожения - это уничтожение демократии.
Это сопротивление, оказавшись не в силах противостоять сталинизму,
вместе с тем имело огромное нравственное значение, готовило последующее
отрицание и осуждение этой системы.
Таким образом, общество, которое провозгласило своей целью достижение
высших идеалов социальной справедливости, по сути дела выродилось в
общества высшей социальной несправедливости, террора и беззакония -
сталинскую модель социализма. В ее основе, как считает академик РАН В. Н.
Кудрявцев, лежали следующие положения:
- подмена социализации основных средств производства их
огосударствлением, подавление демократических форм общественной жизни -
деспотизм и произвол "вождя", хотя и опирающегося на партийный и
государственный аппарат, но фактически стоящего над партией и аппаратом;
административно-командные методы принудительной.
- (внеэкономической) организации труда, вплоть до государственного
террора;
- неспособность к само коррекции, тем более я внутренним реформам из-
за отсутствия как экономических, таки политических (демократических)
регуляторов общественной жизни;
- закрытость страны, тенденции к автаркии во всех сферах жизни;
- идеологический конформизм и послушание масс, догматизм в науке и
культуре.
Сталинизм, по сути, дискредитировал социалистическую идею в глазах
трудящихся всего мира.
Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые
аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия
порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление.
Это, конечно, не способствовало сплочению рядов партии, всех слоев
трудового народа, а, наоборот, приводило к уничтожению, отсечению от
партии честных, но неугодных Сталину работников.
Культ личности и борьба с ним
Большой ущерб нашему делу наносят
зазнавшиеся руководители.
Н. С. Хрущев
После смерти Сталина Центральный комитет партии стал строго и
последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу
марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения её в какого-
то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие
бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может
сделать; он непогрешим в своих поступках.
Такое понятие о человеке, и говоря конкретно, о Сталине,
культивировалось в СССР много лет.
В декабре1922 года в своем письме к очередному съезду партии Владимир
Ильич Ленин писал:
"Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках
необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно
пользоваться этой властью".
Это письмо - важнейший политический документ, известный в истории
партии как "Завещание" Ленина. Он был оглашен по делегациям XІІІ съезда
партии, которые обсуждали вопрос о перемещении Сталина с поста
генерального секретаря. Делегации высказались за оставление Сталина на этом
посту, имея в виду, что он учтет критические замечания Владимира Ильича и
сумеет исправить свои недостатки, которые внушали серьезные опасения
Ленину.
Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом
потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его
персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее
характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности
у Сталина является издание его "Краткой биографии", вышедшей в свет в 1948
году.
Эта книга представляет собой выражение самой безупречной лести,
образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца,
самого "великого вождя" и "непревзойденного полководца всех времен и
народов".
Сам Сталин признал лучшим тот текст Государственного гимна Советского
Союза, в котором ни слова нет о Коммунистической партии, но зато есть
следующее беспримерное славословие Сталину:
"Нас вырастил Сталин - на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил".
А разве без ведома Сталина его имя присваивалось многим крупнейшим
городам, разве без его ведома по всей стране устанавливались монументы
Сталина - эти "памятники при жизни"? Ведь это же факт, что сам Сталин 2
июля 1951 года подписал постановление министров СССР, в котором
предусматривалось сооружение на Волго-Донском канале монументальной
скульптуры Сталина, а 4 сентября того же года издал распоряжение об отпуске
на сооружение этого монумента 33 тонн меди. На его сооружение было
затрачено много средств, и это в то время, когда наши люди в этих районах
после войны еще жили в землянках.
Сталин решает, какова должна быть архитектура дворца Советов -
чудовищного здания, которое своей тяжелой ненужностью, своей брутальной
грандиозностью дает выражение брутальному режиму без идей, без перспектив.
Сталин просматривает фильмы, дабы давать не только политические, но и
технические указания режиссерам и артистам. Назначение фильмов -
прославлять вождя. Так была убита советская кинематография, которая имела
такое обещающее начало.
Единовластие Сталина привело к особо тяжким последствиям в ходе
Великой Отечественной войны.
Если взять многие наши романы, кинофильмы и исторические
"исследования", то в них совершенно неправдоподобно изображается вопрос о
роли Сталина в Отечественной войне. Обычно рисуется такая схема. Сталин все
и вся предвидел. Советская Армия чуть ли не по заранее начертанным Сталиным
стратегическим планам проводила тактику так называемой "активной обороны",
то есть ту тактику, которая, как известно, допустила немцев до Москвы и
Сталинграда. Применив такую тактику, Советская Армия только - де благодаря
гению Сталина перешла в наступление и разгромила врага. Всемирно -
историческая победа, одержанная Вооруженными Силами Советской страны, нашим
героическим народом, приписывается в такого рода романах, кинофильмах и
"исследованиях" всецело полководческому гению Сталина.
До войны в печати и во всей воспитательной работе преобладал
хвастливый тон: если враг нападет на священную советскую землю, то мы
ответим на удар врага тройным ударом, войну будем вести на территории
противника и выиграем ее малой кровью. Однако эти декларативные заявления
далеко не во всем подкреплялись практическими делами, чтобы обеспечить
действительную неприступность советских границ.
Культ личности в 30-40х годах ХХ в. нанёс ущерб нашей стране, нашему
народу. Но он не изменил и не мог изменить сущности социалистического
общественного и политического строя именно потому, что решающую роль в
определении хода истории играет не личность, а соотношение классов,
деятельность народных масс. «Думать, что отдельная личность, даже такая
крупная, как Сталин, могла изменить наш общественно-политический строй,
значит впасть в глубокое противоречие с фактами, с марксизмом, с истиной,
впасть в идеализм. Это значило бы приписывать отдельной личности такие
непомерные, сверхъестественные силы, как способность изменить строй
общества, да ёще такой общественный строй, в котором решающей силой
являются многомиллионные массы трудящихся». (О преодолении культа личности
и его последствий. Постановление ЦК КПСС).
Выдвигая вопрос о борьбе с культом личности, КПСС исходила из того,
что он противоречит марксизму-ленинизму и природе социалистического строя,
что он тормозил развитие советской демократии и продвижение советского
общества к коммунизму. Восстановление и дальнейшие развитие ленинских норм
партийной жизни и принципов руководства открыли простор для развития
творческих сил и инициативы партии и народа, ускорили движение страны к
коммунизму, ещё более укрепили связи партии с массами. «Закон жизни партии
– неукоснительное соблюдение ленинских норм партийной жизни и принципа
коллективности руководства, - отмечается в программе КПСС - …С ленинскими
принципами партийн6ой жизни несовместим культ личности и связанные с ним
нарушения коллективности руководства, внутрипартийной демократии и
социалистической законности».
Решительно выступая против культа личности, Коммунистическая партия в
то же время считает необходимым поддерживать и укреплять авторитет
руководителей в коммунистическом и рабочем движении. Недопустимо смешивать
с культом личности заслуженный авторитет руководителей, борющихся за
коренные интересы трудящихся. В. И. Ленин писал: «Марксисты не могут стоять
на обычной точке зрения интеллигента-радикала с его якобы революционной
отвлечённостью: «никаких авторитетов». Нет. Рабочему классу, ведущему во
всём мире трудную и упорную борьбу за полное освобождение, нужны
авторитеты». Авторитет руководителей неотделим от авторитета партии, от
принципов коллективности руководства.
Внешняя политика Сталина накануне
Великой Отечественной Войны
…надо ясно знать своего врага.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9