Роль личности в истории. И. Сталин

себе силы и мужества признать собственную ответственность за то, что ими

было содеяно в 1937 году. Все это и привело к поражению антисталинского

сопротивления, искоренению всякой возможности сопротивления Сталину и

сталинщине.

Наличие оппозиции - это признак демократичности о6шества и любая

попытка ее уничтожения - это уничтожение демократии.

Это сопротивление, оказавшись не в силах противостоять сталинизму,

вместе с тем имело огромное нравственное значение, готовило последующее

отрицание и осуждение этой системы.

Таким образом, общество, которое провозгласило своей целью достижение

высших идеалов социальной справедливости, по сути дела выродилось в

общества высшей социальной несправедливости, террора и беззакония -

сталинскую модель социализма. В ее основе, как считает академик РАН В. Н.

Кудрявцев, лежали следующие положения:

- подмена социализации основных средств производства их

огосударствлением, подавление демократических форм общественной жизни -

деспотизм и произвол "вождя", хотя и опирающегося на партийный и

государственный аппарат, но фактически стоящего над партией и аппаратом;

административно-командные методы принудительной.

- (внеэкономической) организации труда, вплоть до государственного

террора;

- неспособность к само коррекции, тем более я внутренним реформам из-

за отсутствия как экономических, таки политических (демократических)

регуляторов общественной жизни;

- закрытость страны, тенденции к автаркии во всех сферах жизни;

- идеологический конформизм и послушание масс, догматизм в науке и

культуре.

Сталинизм, по сути, дискредитировал социалистическую идею в глазах

трудящихся всего мира.

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые

аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия

порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление.

Это, конечно, не способствовало сплочению рядов партии, всех слоев

трудового народа, а, наоборот, приводило к уничтожению, отсечению от

партии честных, но неугодных Сталину работников.

Культ личности и борьба с ним

Большой ущерб нашему делу наносят

зазнавшиеся руководители.

Н. С. Хрущев

После смерти Сталина Центральный комитет партии стал строго и

последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу

марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения её в какого-

то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие

бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может

сделать; он непогрешим в своих поступках.

Такое понятие о человеке, и говоря конкретно, о Сталине,

культивировалось в СССР много лет.

В декабре1922 года в своем письме к очередному съезду партии Владимир

Ильич Ленин писал:

"Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках

необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно

пользоваться этой властью".

Это письмо - важнейший политический документ, известный в истории

партии как "Завещание" Ленина. Он был оглашен по делегациям XІІІ съезда

партии, которые обсуждали вопрос о перемещении Сталина с поста

генерального секретаря. Делегации высказались за оставление Сталина на этом

посту, имея в виду, что он учтет критические замечания Владимира Ильича и

сумеет исправить свои недостатки, которые внушали серьезные опасения

Ленину.

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом

потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его

персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее

характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности

у Сталина является издание его "Краткой биографии", вышедшей в свет в 1948

году.

Эта книга представляет собой выражение самой безупречной лести,

образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца,

самого "великого вождя" и "непревзойденного полководца всех времен и

народов".

Сам Сталин признал лучшим тот текст Государственного гимна Советского

Союза, в котором ни слова нет о Коммунистической партии, но зато есть

следующее беспримерное славословие Сталину:

"Нас вырастил Сталин - на верность народу,

На труд и на подвиги нас вдохновил".

А разве без ведома Сталина его имя присваивалось многим крупнейшим

городам, разве без его ведома по всей стране устанавливались монументы

Сталина - эти "памятники при жизни"? Ведь это же факт, что сам Сталин 2

июля 1951 года подписал постановление министров СССР, в котором

предусматривалось сооружение на Волго-Донском канале монументальной

скульптуры Сталина, а 4 сентября того же года издал распоряжение об отпуске

на сооружение этого монумента 33 тонн меди. На его сооружение было

затрачено много средств, и это в то время, когда наши люди в этих районах

после войны еще жили в землянках.

Сталин решает, какова должна быть архитектура дворца Советов -

чудовищного здания, которое своей тяжелой ненужностью, своей брутальной

грандиозностью дает выражение брутальному режиму без идей, без перспектив.

Сталин просматривает фильмы, дабы давать не только политические, но и

технические указания режиссерам и артистам. Назначение фильмов -

прославлять вождя. Так была убита советская кинематография, которая имела

такое обещающее начало.

Единовластие Сталина привело к особо тяжким последствиям в ходе

Великой Отечественной войны.

Если взять многие наши романы, кинофильмы и исторические

"исследования", то в них совершенно неправдоподобно изображается вопрос о

роли Сталина в Отечественной войне. Обычно рисуется такая схема. Сталин все

и вся предвидел. Советская Армия чуть ли не по заранее начертанным Сталиным

стратегическим планам проводила тактику так называемой "активной обороны",

то есть ту тактику, которая, как известно, допустила немцев до Москвы и

Сталинграда. Применив такую тактику, Советская Армия только - де благодаря

гению Сталина перешла в наступление и разгромила врага. Всемирно -

историческая победа, одержанная Вооруженными Силами Советской страны, нашим

героическим народом, приписывается в такого рода романах, кинофильмах и

"исследованиях" всецело полководческому гению Сталина.

До войны в печати и во всей воспитательной работе преобладал

хвастливый тон: если враг нападет на священную советскую землю, то мы

ответим на удар врага тройным ударом, войну будем вести на территории

противника и выиграем ее малой кровью. Однако эти декларативные заявления

далеко не во всем подкреплялись практическими делами, чтобы обеспечить

действительную неприступность советских границ.

Культ личности в 30-40х годах ХХ в. нанёс ущерб нашей стране, нашему

народу. Но он не изменил и не мог изменить сущности социалистического

общественного и политического строя именно потому, что решающую роль в

определении хода истории играет не личность, а соотношение классов,

деятельность народных масс. «Думать, что отдельная личность, даже такая

крупная, как Сталин, могла изменить наш общественно-политический строй,

значит впасть в глубокое противоречие с фактами, с марксизмом, с истиной,

впасть в идеализм. Это значило бы приписывать отдельной личности такие

непомерные, сверхъестественные силы, как способность изменить строй

общества, да ёще такой общественный строй, в котором решающей силой

являются многомиллионные массы трудящихся». (О преодолении культа личности

и его последствий. Постановление ЦК КПСС).

Выдвигая вопрос о борьбе с культом личности, КПСС исходила из того,

что он противоречит марксизму-ленинизму и природе социалистического строя,

что он тормозил развитие советской демократии и продвижение советского

общества к коммунизму. Восстановление и дальнейшие развитие ленинских норм

партийной жизни и принципов руководства открыли простор для развития

творческих сил и инициативы партии и народа, ускорили движение страны к

коммунизму, ещё более укрепили связи партии с массами. «Закон жизни партии

– неукоснительное соблюдение ленинских норм партийной жизни и принципа

коллективности руководства, - отмечается в программе КПСС - …С ленинскими

принципами партийн6ой жизни несовместим культ личности и связанные с ним

нарушения коллективности руководства, внутрипартийной демократии и

социалистической законности».

Решительно выступая против культа личности, Коммунистическая партия в

то же время считает необходимым поддерживать и укреплять авторитет

руководителей в коммунистическом и рабочем движении. Недопустимо смешивать

с культом личности заслуженный авторитет руководителей, борющихся за

коренные интересы трудящихся. В. И. Ленин писал: «Марксисты не могут стоять

на обычной точке зрения интеллигента-радикала с его якобы революционной

отвлечённостью: «никаких авторитетов». Нет. Рабочему классу, ведущему во

всём мире трудную и упорную борьбу за полное освобождение, нужны

авторитеты». Авторитет руководителей неотделим от авторитета партии, от

принципов коллективности руководства.

Внешняя политика Сталина накануне

Великой Отечественной Войны

…надо ясно знать своего врага.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать