Несколько лет назад нам удалось разыскать судебный
документ 1909 года, где указан возраст Тенишевой 45 лет, что
отодвигает ее рождение на 1864 год. Эта дата ближе к
действительности. Прослеживая биографию Марии Клавдиевны, эту
дату можно “подвинуть” назад года на два, если учесть, что она
вышла замуж шестнадцати лет, вскоре у нее родилась дочь, а в
начале 1882 года уже занималась в парижской студии Маркези,
которую посетил А.Г. Рубинштейн. Два ее известных современника
писали о возрасте Тенишевой: А.Н. Бенуа- в 1895 году “около 40
лет”, К.А. Сомов- в 1898 году “от 35 до 40 лет”. Таким образом,
Мария Клавдиевна могла родится между 1862-1864 годами. К
сожалению, даты нет и на надгробии могилы Тенишевой. В книги
воспоминаний она лишь один раз упоминает имя отца- Георгий. О
матери известно, что она была в первом замужестве за Клавдием
Пятковским, а затем за Морицем Петровичем фон Дезен (в
воспоминаниях О. де Клапье-Дрезен-Л.Ж.). в доме последнего
девочка росла и воспитывалась.
Первые уроки девочка получила дома, это было типично для
дворянских семей, и в прошении 1910 года о зачислении в
Московский археологический институт Тенишева написала:
“домашнего образования”.Уроки музыки ей давала
гувернантка Софья Павловна, “безжалостно вконец убивая во мне
охоту своим бездушным преподаванием. Я ненавидела эти уроки и
бросила музыку при первой же возможности. Кроме того, ко мне
стала приходить учительница пения, с которой я начала
сольфеджио. Она предсказала мне хороший голос. Пение мне
нравилось”. Закрывшись в своей комнате, девочка даже рисковала
петь романсы “На заре туманной юности”, “Как сладко с тобой мне
быть”, “Не скажу никому”.
Быстро подошло и время учебы. Девочку отдают сначала
приходящей, затем полной пансионеркой в открывшуюся в 1869 году
гимназию М.П. Спешневой и М.Д. Дурново. Общество было озабочено
поднятием образования женщин, и новое учебное заведение было
приближено к курсу мужских гимназий, а это открывало путь к
высшему образованию, “ко всякой серьезной деятельности”.
Отметим одну примечательную деталь: в гимназию поступали
девочки исключительно из семей интеллигенции. К гимназии были
привлечены выдающиеся педагоги того времени: Василий Иванович
Водовозов, Александр Яковлевич Герд, Павел Александрович
Лачинов, Иван Федорович Рашевский, Федор Федорович Резенер,
Александр Николаевич Страннолюбский, а также Л.С. Таганцев,
Е.А. Латышева, В. Яковлева, впоследствии П.П. Полевой. Сама
Мария Петровна Спешнева обладала редкой наблюдательностью и
отзывчивостью, а также “...даром незаметно, но сильно влиять на
пробуждение хороших начал в юных душах учениц”.
Она преследовала цель не только дать девочкам специальные
знания, но и воспитать в них патриотические чувства,
нравственную основу для семьи и общественной деятельности.
Марией Клавдиевной все ценное, что она получила в
гимназии, осознается позже, пока для нее- это смена обстановки.
Она вдруг проявила резвость и даже непослушание. “Вначале я
училась неровно, плохо: внимание отсутствовало. Меня за это
журили, увещевали, но так как у на баллов не ставили, полагаясь
на совесть учащихся, журение оставляло меня равнодушной,
-слыхивала дома и похуже, а совесть относительно алгебры и
бедного Страннолюбского, которого я приводила в отчаяние, ни
минуты не мучила меня. Русская история и естественные науки
были моими любимыми предметами”.
Вскоре у молодой женщины проявляются вокальные
способности, и по совету известного педагога и солиста
Мариинского театра И.П. Прянишникова (1847-1921) она едет в
Париж брать уроки пения в известную студию Матильды Маркизе. В
студии Тенишева провела три года. В этот период она знакомится
с композитором и пианистом А.Г. Рубинштейном (1829-1894), с
актрисой Александрийского театра М.Г. Савиной (1854-1915), с
великим русским писателем И.С. Тургеневым, который тогда жил в
Париже.
В 1880-м годам относятся первые уроки рисования, которые
она получила в Лувре у французского художника Габриэля Виктора
Жильбера. Позже непродолжительное время занимается в студии
Штиглица в Петербурге, в парижской академии Жюльена, у Жана
Поля Лоранса, и Бенжамена Констана. В Петербурге Тенишева брала
частные уроки акварели у Н.А. Гоголинского, пользовалась
советами Я.Ф. Ционглинского и И.Е. Репина.
М.К. Тенишева “Впечатления моей жизни”
Москва 1987 г.
Собирательская деятельность М.К. Тенишевой.
М.К. Тенишева была крупнейшим коллекционером; она оставила
нам три коллекции: русской графики (Государственный Русский
музей), декоративно- прикладного и народного искусства, эмалей
и инкрустаций (обе в Смоленском музее-заповеднике).
В 1890-е годы Тенишева собрала уникальную коллекцию
русской и западноевропейской графики, которая показала
исключительную зрелость новых сил, вступивших в искусство в
конце Х!Х века. Ценность этой коллекции определяется и тем, что
рисунок и даже акварель еще не были предметом широкого
собирательства и только после тенишевского опыта в Росси стали
коллекционировать графику.
Анализ искусства рубежа веков невозможен и без Талашкина.
С этим центром связано начало смоленского музея, здесь была
собрана одна из лучших в России коллекций русского народного
искусства.
М.К. Тенишева, организатор талашкинского художественного
центра, сыграла большую роль в русском искусстве конца Х!Х
-начала ХХ века. По размаху ее деятельность близка С.И.
Мамонтову, С.П. Дягилеву. С ними она была не только знакома, но
и соотрудничила. В Талашкине открылась замечательная страница
жизни и деятельности М.К. Тенишевой, связанная с предпринятым
ею в крупных масштабах собирательством русских древностей и
этнографических коллекций. Здесь заполнялась знаменитая
“Скрыня”-вначале так называли талашкинцы созданный Марией
Клавдиевной историко-этнографический музей “Русская старина”.
Л.С. Журавлева “Талашкино”
Москва “Изобразительное искусство” 1989 г.
Тенишева знала и видела, что вокруг по городам и селам,
по монастырям и храмам, по деревенским избам и погостам
таились, а чаще всего просто гибли несметные сокровища,
созданные русским народом. Мария Клавдиевна обратилась за
добрым советом и к помощи тех, кто имел отношение к изучению
истории России и памятников ее материальной культуры. Первым
откликнулся профессор- археолог Владимир Ильич Сизов,
основатель Исторического музея в Москве, участник
археологических раскопок знаменитых Гнездовских курганов под
Смоленском. Сизов обратил внимание Тенишевой на чрезвычайно
интересные этнографические ценности, сохранившиеся в Смоленской
губернии, особенно в ее отдаленных, глухих деревнях. Советы
ученого решили многое. Тенишева окончательно посвятила себя
поискам, изучению и собиранию русских древностей и народного
искусства. Поездки в Ростов и Ярославль помогли Тенишевой
серьезно определить себя в начатом собирательстве, глубже
понять истоки искусства русской старины и национальных
художественных промыслов.
По поручениям Тенишевой неутомимый Барщевский- доверенное
лицо Тенишевой по поискам и приобретению уникальных предметов и
целых коллекций русских древностей и народного творчества и как
составитель и хранитель поначалу еще скромной талашкинской
“Скрыни”, снова и снова колесил по России, наведываясь в
заповедные места и добывая редчайшие, поистине бесценные
экспонаты для талашкинской “Скрыни”. Труды и страдания
Барщевского не пропали даром. Примерно к 1898 году талашкинские
сундуки, чуланы, чердаки и прочие закутки, по свидетельству
самой Тенишевой, оказались заполненными несметными богатствами.
Это прежде всего шедевры живописи- уникальные иконы “старого
пошиба”, первопечатные книги, от объемистых фолиантов, до
миниатюрных изданий.
Здесь были собраны удивительные образцы народной резьбы и
росписи по дереву: украшения крестьянских изб- их наружный
декор (резные наличники окон и дверей, детали фронтонов,
карнизов и фризов, надворотные и надколиточные щиты с
изображением на многих из них фантастических зверей, птиц, рыб,
чудовищ, в компонованных в богатый растительный орнамент);
внутреннее убранство избы ( столы, лавки и скамьи, висячие
шкафчики, стоячие шкафы для посуды, сундуки, ларцы, шкатулки,