Тенишева М.К. - великий меценат

Несколько лет назад нам удалось разыскать судебный

документ 1909 года, где указан возраст Тенишевой 45 лет, что

отодвигает ее рождение на 1864 год. Эта дата ближе к

действительности. Прослеживая биографию Марии Клавдиевны, эту

дату можно “подвинуть” назад года на два, если учесть, что она

вышла замуж шестнадцати лет, вскоре у нее родилась дочь, а в

начале 1882 года уже занималась в парижской студии Маркези,

которую посетил А.Г. Рубинштейн. Два ее известных современника

писали о возрасте Тенишевой: А.Н. Бенуа- в 1895 году “около 40

лет”, К.А. Сомов- в 1898 году “от 35 до 40 лет”. Таким образом,

Мария Клавдиевна могла родится между 1862-1864 годами. К

сожалению, даты нет и на надгробии могилы Тенишевой. В книги

воспоминаний она лишь один раз упоминает имя отца- Георгий. О

матери известно, что она была в первом замужестве за Клавдием

Пятковским, а затем за Морицем Петровичем фон Дезен (в

воспоминаниях О. де Клапье-Дрезен-Л.Ж.). в доме последнего

девочка росла и воспитывалась.

Первые уроки девочка получила дома, это было типично для

дворянских семей, и в прошении 1910 года о зачислении в

Московский археологический институт Тенишева написала:

“домашнего образования”.Уроки музыки ей давала

гувернантка Софья Павловна, “безжалостно вконец убивая во мне

охоту своим бездушным преподаванием. Я ненавидела эти уроки и

бросила музыку при первой же возможности. Кроме того, ко мне

стала приходить учительница пения, с которой я начала

сольфеджио. Она предсказала мне хороший голос. Пение мне

нравилось”. Закрывшись в своей комнате, девочка даже рисковала

петь романсы “На заре туманной юности”, “Как сладко с тобой мне

быть”, “Не скажу никому”.

Быстро подошло и время учебы. Девочку отдают сначала

приходящей, затем полной пансионеркой в открывшуюся в 1869 году

гимназию М.П. Спешневой и М.Д. Дурново. Общество было озабочено

поднятием образования женщин, и новое учебное заведение было

приближено к курсу мужских гимназий, а это открывало путь к

высшему образованию, “ко всякой серьезной деятельности”.

Отметим одну примечательную деталь: в гимназию поступали

девочки исключительно из семей интеллигенции. К гимназии были

привлечены выдающиеся педагоги того времени: Василий Иванович

Водовозов, Александр Яковлевич Герд, Павел Александрович

Лачинов, Иван Федорович Рашевский, Федор Федорович Резенер,

Александр Николаевич Страннолюбский, а также Л.С. Таганцев,

Е.А. Латышева, В. Яковлева, впоследствии П.П. Полевой. Сама

Мария Петровна Спешнева обладала редкой наблюдательностью и

отзывчивостью, а также “...даром незаметно, но сильно влиять на

пробуждение хороших начал в юных душах учениц”.

Она преследовала цель не только дать девочкам специальные

знания, но и воспитать в них патриотические чувства,

нравственную основу для семьи и общественной деятельности.

Марией Клавдиевной все ценное, что она получила в

гимназии, осознается позже, пока для нее- это смена обстановки.

Она вдруг проявила резвость и даже непослушание. “Вначале я

училась неровно, плохо: внимание отсутствовало. Меня за это

журили, увещевали, но так как у на баллов не ставили, полагаясь

на совесть учащихся, журение оставляло меня равнодушной,

-слыхивала дома и похуже, а совесть относительно алгебры и

бедного Страннолюбского, которого я приводила в отчаяние, ни

минуты не мучила меня. Русская история и естественные науки

были моими любимыми предметами”.

Вскоре у молодой женщины проявляются вокальные

способности, и по совету известного педагога и солиста

Мариинского театра И.П. Прянишникова (1847-1921) она едет в

Париж брать уроки пения в известную студию Матильды Маркизе. В

студии Тенишева провела три года. В этот период она знакомится

с композитором и пианистом А.Г. Рубинштейном (1829-1894), с

актрисой Александрийского театра М.Г. Савиной (1854-1915), с

великим русским писателем И.С. Тургеневым, который тогда жил в

Париже.

В 1880-м годам относятся первые уроки рисования, которые

она получила в Лувре у французского художника Габриэля Виктора

Жильбера. Позже непродолжительное время занимается в студии

Штиглица в Петербурге, в парижской академии Жюльена, у Жана

Поля Лоранса, и Бенжамена Констана. В Петербурге Тенишева брала

частные уроки акварели у Н.А. Гоголинского, пользовалась

советами Я.Ф. Ционглинского и И.Е. Репина.

М.К. Тенишева “Впечатления моей жизни”

Москва 1987 г.

Собирательская деятельность М.К. Тенишевой.

М.К. Тенишева была крупнейшим коллекционером; она оставила

нам три коллекции: русской графики (Государственный Русский

музей), декоративно- прикладного и народного искусства, эмалей

и инкрустаций (обе в Смоленском музее-заповеднике).

В 1890-е годы Тенишева собрала уникальную коллекцию

русской и западноевропейской графики, которая показала

исключительную зрелость новых сил, вступивших в искусство в

конце Х!Х века. Ценность этой коллекции определяется и тем, что

рисунок и даже акварель еще не были предметом широкого

собирательства и только после тенишевского опыта в Росси стали

коллекционировать графику.

Анализ искусства рубежа веков невозможен и без Талашкина.

С этим центром связано начало смоленского музея, здесь была

собрана одна из лучших в России коллекций русского народного

искусства.

М.К. Тенишева, организатор талашкинского художественного

центра, сыграла большую роль в русском искусстве конца Х!Х

-начала ХХ века. По размаху ее деятельность близка С.И.

Мамонтову, С.П. Дягилеву. С ними она была не только знакома, но

и соотрудничила. В Талашкине открылась замечательная страница

жизни и деятельности М.К. Тенишевой, связанная с предпринятым

ею в крупных масштабах собирательством русских древностей и

этнографических коллекций. Здесь заполнялась знаменитая

“Скрыня”-вначале так называли талашкинцы созданный Марией

Клавдиевной историко-этнографический музей “Русская старина”.

Л.С. Журавлева “Талашкино”

Москва “Изобразительное искусство” 1989 г.

Тенишева знала и видела, что вокруг по городам и селам,

по монастырям и храмам, по деревенским избам и погостам

таились, а чаще всего просто гибли несметные сокровища,

созданные русским народом. Мария Клавдиевна обратилась за

добрым советом и к помощи тех, кто имел отношение к изучению

истории России и памятников ее материальной культуры. Первым

откликнулся профессор- археолог Владимир Ильич Сизов,

основатель Исторического музея в Москве, участник

археологических раскопок знаменитых Гнездовских курганов под

Смоленском. Сизов обратил внимание Тенишевой на чрезвычайно

интересные этнографические ценности, сохранившиеся в Смоленской

губернии, особенно в ее отдаленных, глухих деревнях. Советы

ученого решили многое. Тенишева окончательно посвятила себя

поискам, изучению и собиранию русских древностей и народного

искусства. Поездки в Ростов и Ярославль помогли Тенишевой

серьезно определить себя в начатом собирательстве, глубже

понять истоки искусства русской старины и национальных

художественных промыслов.

По поручениям Тенишевой неутомимый Барщевский- доверенное

лицо Тенишевой по поискам и приобретению уникальных предметов и

целых коллекций русских древностей и народного творчества и как

составитель и хранитель поначалу еще скромной талашкинской

“Скрыни”, снова и снова колесил по России, наведываясь в

заповедные места и добывая редчайшие, поистине бесценные

экспонаты для талашкинской “Скрыни”. Труды и страдания

Барщевского не пропали даром. Примерно к 1898 году талашкинские

сундуки, чуланы, чердаки и прочие закутки, по свидетельству

самой Тенишевой, оказались заполненными несметными богатствами.

Это прежде всего шедевры живописи- уникальные иконы “старого

пошиба”, первопечатные книги, от объемистых фолиантов, до

миниатюрных изданий.

Здесь были собраны удивительные образцы народной резьбы и

росписи по дереву: украшения крестьянских изб- их наружный

декор (резные наличники окон и дверей, детали фронтонов,

карнизов и фризов, надворотные и надколиточные щиты с

изображением на многих из них фантастических зверей, птиц, рыб,

чудовищ, в компонованных в богатый растительный орнамент);

внутреннее убранство избы ( столы, лавки и скамьи, висячие

шкафчики, стоячие шкафы для посуды, сундуки, ларцы, шкатулки,

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать