ложки,...) итд.
Керамике в ее великолепном многообразии, от простых
гончарных поделок, до высокохудожественной майолике, в виде
хитроумно разрисованных, иногда с назидательными надписями
печных и декоративных изразцов 16,17,18 века.
Это и крестьянская одежда, особенно женская, настолько
убедительная в цветовых и конструктивных решений, что в ней ни
убавить, ни прибавить ничего нельзя, не разрушив неповторимо
трогательной ее красоты. Здесь представлены разные типы
распространенной на Смоленщине традиционной женской одежды:
домотканые шерстяные клетчатые синие или красные поневы
(снованки); сарафаны разного покроя и из разных материалов- из
синей крашенины, набитого масляными красками, с позументом и
камешками; шерстяные андараки (юбки); белые куфайки (женские
безрукавки); полотняные шушпаны (женская нагрудная одежда);
телогрейки; полотняные насовки (женская рабочая летняя одежда);
итд.
Из различных типов верхней одежды можно назвать такие,
например, интересные экспонаты, как шугай (короткополая кофта с
рукавами) из темно-лиловой парчи с золотыми цветами, на
беличьем меху, отороченный хорьковой опушкой (Ярославская
губерния), или белый суконный зипун с цветной вышивкой по
черному бархату.
Были здесь и великолепные пояса, шерстяные и шелковые, том
числе старинные боярские, с разноцветными концами, затканными
цветами. Замечательные смоленские полотняные и холстинные
полотенца с браными красными концами, вышитые строчкой и
настебкой, с травчатыми узорами, иногда с изображением коней и
людей.
Неотразимое впечатление производили собранные в большом
количестве разнохарактерные головные уборы крестьянских девушек
и замужних женщин (из Смоленской, Ярославской, Костромской,
Вологодской, Олонецкой, Новгородской и других губерний):
ширинки или наметки (девичьи полотенчатые головные повязки).
Среди металлических изделий привлекли внимание чеканные
серебряные, позолоченные и медные братины 17 века с богатым
звериным и растительным орнаментом, чеканные медные кумганы 17
века, медные старинные подсвечники, железные расписные кронштейны,
оловянные сосуды для сбитня 18 век, оковка деревянных сундучков
прорезным железом, кресты, большие железные замки с орнаментом “в
прорезь” 18 век.
К этому надо присоединить старинные серьги золотые с
жемчужинами, серебряные с эмалевой росписью, изображающей птиц 17
век, некоторые с яхонтовыми бусами или золоченые со стразом
(поддельным алмазом) и жемчугом, с подвесками в виде листиков и
цветков, с бирюзой и голубыми камнями 18 век.
В развернутой экспозиции и частично в фондах “Русская
старина” насчитывалось около восьми тысяч номеров, значительная
часть которого относится к этнографии и народным промыслам
крестьян Смоленской губернии.
Тенишевская коллекция была очень велика и еще много можно
говорить о ней. Но к сожалению часть коллекции исчезла разными
путями: украдена, уничтожена, утеряна, итд. В Смоленске
тенишевский музей открылся в разгар буйных событий 1905 года. В
городе происходили революционные выступления рабочих, учащейся
молодежи, ширилось крестьянское движение. М.К. Тенишева закрыла
свою школу во Фленове и Талашкинские мастерские и переехала в
Смоленск. Здесь у нее возникли серьезные опасения за целость
экспонатов музея, которому угрожал разгром со стороны орудовавших
в городе черносотенных банд, созданных полицией и монархистами
для борьбы с революцией. Такая попытка нападения на музей была
уже предпринята. Наиболее ценные экспонаты музея были перевезены
Тенишевой в Париж.
В годы Великой Отечественной войны коллекции эвакуировали так
например: В феврале 1942 года было отправлено в Берлин восемь
вагонов редких книг. В апреле оккупанты вывезли из Смоленска в
Вильнюс 11 вагонов музейных ценностей. В марте 1943 года из фонда
смоленских музеев были вывезены археологические коллекции,
фарфор, хрусталь, майолика, образцы резьбы по дереву, картины,
редкие ткани, произведение скульптуры (35 ящиков); древние книги
и гравюры (11 ящиков); древние иконы (4 ящика). Часть этих
коллекций были позднее обнаружена и возвращена в Смоленск, но
многие экспонаты пропали. Все что оставалось в городе расхищали.
Центральный государственный архив в 1947 году сдан на макулатуру.
Вещи из Талашкина, картины, мебель разграблены еще в 20-е годы.
Такова судьба бесценных сокровищ, которые собирала для нас
М.К. Тенишева и ее помощники.
А теперь рассмотрим культурно- просветительскую
деятельность.
Культурно-просветительская деятельность М.К. Тенишевой.
После замужества М.К. Тенишева четыре года прожила в
Бежице, где находились заводы мужа. Ее поразило тяжелое
положение рабочих, их беспросветная нужда, полное бесправие,
темнота и безграмотность- на 28 тысяч жителей рабочего поселка
одна школа с 400 учениками. Учитель, заведовавший школой,
наживался на продаже учебников и тетрадей. В поселке шло почти
поголовное пьянство и картежная игра. И над всем этим горстка
инженеров и мастеров с непомерно большими окладами и мизерными
интересами. Тенишева в 1893 году открыла при заводе ремесленно-
духовное училище на 60 человек. Она организует при заводе
несколько новых школ. Организовала для рабочих столовую со
сценой, где ставила любительские спектакли, был построен и
магазин.
В 1891 году Мария Клавдиевна познакомилась с И.Е. Репиным,
и это имело для нее исключительное значение, она включается в
активную просветительскую работу. Первым начинанием в этом
плане явилась организация в собственном доме бесплатной
рисовальной студии, которая открылась 16 ноября 1894 года.
Л.С. Журавлева “Талашкино”
Москва “Изобразительное искусство” 1989 г.
Руководил ею И.Е. Репин. Ему помогали А.А. Куренной, П.Е.
Мясоедов, Д.А. Щирбиновский. В студию поступали те молодые
художники, которые из-за слабой подготовки не сдали экзаменов в
Академию художеств. Таким образом, путь к академическому классу
И.Е. Репина для многих прошел через студию. Атмосфера студии
была наполнена творческим горением, спорами об искусстве. В
1897 году Тенишева, опять же при содействии И.Е. Репина,
открыла рисовальную школу в Смоленске.
В 1894 году Тенишевы покупают у разорившейся помещицы
Красноленской, хутор Фленово по соседству с Талашкино, для
устройства там сельскохозяйственной школы.
Школа была особой заботой Марии Клавдиевны, поначалу это
была двухклассная школа с сельскохозяйственным уклоном. В нее
принимались крестьянские дети-сироты из близлежащих деревень,
начиная с девятилетнего возраста. Причем в организации школы
исключались всякие любительские мотивы. Были приглашены
учителя, закончившие специальные учебные заведения. Первые
учителя, Панковы, преподавали также детям игру на балалайках, а
при создании оркестра был приглашен профессиональный музыкант,
выпускник Петербургской консерватории, участник андреевского
оркестра народных инструментов В.А. Лидин. Девочкам, помимо
общих предметов, преподавалось еще и рукоделие. Учащимся
полагалось бесплатное питание, одежда и учебные пособия.
Было выстроено новое школьное здание (сохранившиеся до
наших дней) с удобными классами, библиотекой и учебно-
вспомогательными помещениями. Через год двухклассную школу
Мария Клавдиевна реорганизовала в низшую сельскохозяйственную
школу первого разряда. Министерский школьный устав не отвечал
намеченным Тенишевой задачам, и она разработала для своей школы
такие учебные планы, в которых значительное место отводилось
различным ремеслам и рисованию. Для занятий с учениками в
школьных мастерских были приглашены опытные мастера: столяры,
резчики по дереву, гончары, а для обучения девочек рукоделию-
искусные швеи, вышивательницы, кружевницы. В Талашкине всячески
поощрялись и развились художественные наклонности учащихся.
Вполне закономерно, что из Талашкинской школы и мастерских
вышли не только отличные мастера кустарного дела, но и
художники. Так, например, первоначальные навыке живописи и
рисовании получил здесь А.П. Самусов и весьма одаренный А.П.
Мишонов, оба ученики С.В. Малютина.
Как что-то само собой разумеется возник в Талашкине
самодеятельный театр. В его постановках творилось все тоже
большое и радостное, чем жила и дышала эта удивительная колония
энтузиастов обновления старины. Тенишева отлично понимала
большое воспитательное значение театра, особенно деревенского.
Участниками самодеятельных спектаклей в Талашкинском театре
выступали не только учащиеся школы и мастерских, но и мастера,
художники, учителя и сама Мария Клавдиевна, окрестная молодежь.
Ставились в театре небольшие пьесы, устраивались концерты, все
это было бесплатно так, как показывалось крестьянам. Недалеко
от театра в простых деревянных строениях располагались
мастерские.
Постепенно все это преобразилось в своеобразный школьный
городок: школьные постройки, мастерские, фруктовый сад, озеро с
запрудой и купальней, театр и многое другое.
Среди изделий столярных мастерских большое место занимали
балалайки с росписью на деках, выполненной крупными
художниками. Из них можно было составить не один оркестр.
Больше чем кто-либо сделал таких росписей сам Малютин. В его
виртуозных рисунках как бы оживляются с детства знакомые образы
былин и сказок.
В 1900 году на Всемирной выставки в Париже экспонировалось
14 талашкинских балалаек, расписанных К.А. Коровиным, А.Я.
Головиным, М.К. Тенишевой, С.В. Малютиным и М.А. Врубелем,
росписи которого привели наибольшее внимание. Врубель с
удивительным артистизмом расписал для Тенишевой несколько
балалаек на сказочный сюжет, щедро украсив их растительным
узором, в чем-то схожем с его орнаментальными росписями в
боковых приделах Владимирского собора в Киеве. На выставке
Мария Клавдиевна получила целый ряд заманчивых предложений о
продаже своих музыкальных экспонатов. Но она такую сделку
отклонила и передала все балалайки в талашкинскую “Скрыню”.
Красивые и недорогие изделия своих мастерских Тенишева
пыталась противопоставить той мещанской безвкусице, которая
захлестывала тогдашний быт не только малоимущих слоев
населения. Она организовала в Смоленске выставку изделий
талашкинских мастерских, где можно было купить или заказать
любую из выставленных вещей. С этой же целью в 1901 году в
Москве был открыт магазин талашкинских кустарных изделий
“Родник”, на витринах, прилавках и складе которого постоянно
имелся самый разнообразный выбор всего того, что производилось
в мастерских.
О Тенишевой и о ее культурно-просветительской деятельности
писали многие; так например К.Д. Данилевич в 1908 году писал
“Княгиня Тенишева руководила всей этой работой, сама рисовала,
организовала труд, окруженная такими людьми, как Барщевский,
Бекертов, Малютин, Мишинов, Зиновьев (...) Талашкино было
Афинами русских крестьян, а княгиня Тенишева его Периклом”.
С финансами ей помог ее муж Тенишев, у которого было ряд
заводов в Бежице.
Мария Клавдиевна Тенишева провела огромную культурно-
просветительскую деятельность, и мы ей за это благодарны.
Министерство образования Российской Федерации
Экзаменационный реферат по теме:
Собирательская и культурно-просветительская деятельность М.К.
Тенишевой.
Ученика 9 “а” класса
средней школы № 14
г. Смоленска
Лукьянова Алексея Николаевича
Преподаватель:
Прудникова Елена Николаевна
СМОЛЕНСК-2000.
Анализ литературы.
В основном для написания реферата я использовал книгу
“Талашкино”. В ней рассказывается о детстве Тенишевой, о ее учебе,
о круге ее общения. Здесь же подробно описывается ее коллекция:
как выглядит, где нашли, где использовалась и вообще что это было.
Также говорится о ее культурно-просветительской деятельности: где,
в каком году, при помощи кого М.К. Тенишева арганизовавола то или
иное меценатское общество и чем в этом обществе занимались.
Выбор темы.
В качестве экзаменационной работы по истории Смоленщины я
выбрал для своего реферата тему “Собирательская и культурно-
просветительская деятельность М.К. Тенишевой”. Меня давно
интересует этот вопрос. Я хотел подробней рассмотреть ее
коллекции, как и при помощи кого ей удалось собрать такие
“несметные сокровища Русской старины”.
Разобраться что посветило началом ее культурно-просветительской
деятельности, более подробней увидеть что и как она делала для
этого и к чему это привело.
Также рассмотреть ее нелегкое детство, что ее увлекало, а что
нет и как она стала таким известным человеком.
План:
1) Выбор темы.
2) М.К. Тенишева- великий меценат.
3) Детство Тенишевой.
4) Собирательская деятельность М.К. Тенишевой.
5) Культурно-просветительская деятельность М.К. Тенишевой.
6) Вывод.
7) Что мне дала работа над рефератом.
8) Анализ литературы.
9) Литература.
Литература:
Л.С. Журавлева “Талашкино”. Москва. Изобразительное искусство.
1989г.
Л.С. Журавлева “Княгиня Мария Тенишева”. Смоленск. Полиграмма.
1994г.
Смоленск. Краткая энциклопедия 1994. Траст- имаков. Смоленск
1994г.
М.К. Тенишева “Впечатление моей жизни” Москва. 1987.
Что мне дала работа над рефератом.
Работа над рефератом значительно расширила мои знания в вопросе
культуры Смоленщины и вообще России. Особенно было интересно
работать по этой теме в силу ее актуальности. Актуальность данной
проблемы является очевидной, потому, что она связана с одной из
самых замечательных страниц в истории культуры нашего края. Мы не
можем пройти мимо этого особенно сейчас, вступив в ХХ1 век, важно
сохранить культурное наследие оставленное нашими прдками.
Особенно хочется обратить внимание на саму личность М.К.
Тенишевой, ее жизнь, деятельность, отношение к искусству, отметить
ее меценатскую деятельность роль в истории культуры города
Смоленска.
Этот беглый образ, обозначающий основные проблемы и вопросы
предполагает то, что мой реферат будет интересен и позволит мне
создать основу для будущего исследования.
Вывод:
Мария Клавдиевна Тенишева была меценаткой, прославившая свою
малую родину и Отечество в целом.
Имя М.К. Тенишевой передается и будет передаваться из уст в
уста, от поколения в поколения, потому что она вела активную
просветительскую работу, стараясь просветить свой народ дать
бедным образование. А таких людей, которые служат своему
народу, народ не забывает никогда.
Она оставила нам в наследие великолепные коллекции.
И при всем этом в годы советской власти имя Марии Клавдиевны
Тенишевой почти не упоминалось, это было запрещено.
И лишь сейчас она действительно приобрела признание потомков.
Об этом говорит и тот факт, что в 1990 году ее именем была
снова названа улица.