Тверская тропа к Пушкину

нет столичных удобств, почта добирается долго. А дороги такие, что упаси

бог путешествовать по ним в осеннюю распутицу—того и гляди,

утонешь в луже. Или, приехав на день-другой, прогостишь против своей воли

целый месяц, пока не поставит мороз большаки, и не полетят по ним быстрые

санки — с седоками, спешащими в уезд, с битой птицей, с яблоками...

Но не распутица, не скверные дороги задержали Александра Сергеевича

Пушкина в Малинниках осенью 1828 года, в тот первый приезд в Тверскую

губернию, где бывал он прежде только проездом и давно уже собирался пожить

здесь более основательно. Погоды-то как раз в тот год стояли хорошие,

тихие, солнечные, дожди выпадали редко для октября, да и те были короткими.

Но не они только сделали дни, проведенные Пушкиным на берегах Тьмы, такими

радостными, счастливыми, что и потом, много лет спустя, он при случае

говорил: «Хоть малиной не корми, да в Малинники возьми!» Другие

обстоятельства были причиной довольно длительного его пребывания в имении

Осиповой.

Права оказалась Прасковья Александровна: и дня не утерпел Пушкин,

достал тетрадь, взялся за перо.

Среди забот, дел, суеты, журнальных склок, в часы тяжелых раздумий о

своем будущем спасался он тем, что мечтал о предстоящей осени. Лето еще не

перевалило и за половину, а Пушкин уже писал Погодину:

«Простите мне долгое мое молчание, любезный Михайло Петрович; право,

всякий день упрекал я себя в неизвинительной лени, всякий день собирался к

вам писать и все не собрался. По сему самому не присылал вам ничего и в

Московский вестник. Правда, что и посылать было нечего; но дайте

сроку—осень у ворот; я заберусь в деревню и пришлю вам оброк сполна».

Предчувствие не обмануло его и на этот раз...

Оно и сегодня такое же тихое и уютное сельцо Малинники. И ягод а

здешних местах не вывелась. В парке шумят вековые деревья, звенит на

перекатах хлопотливая Тьма, только сильно обмелевшая, но такая же чистая,

прозрачная, прохладная даже в жаркие летние дни. А вот дома вульфовского

нет. Обветшал он настолько, что в 1923 году пришлось его разобрать.

А в те времена, о которых наш рассказ, дом этот, хотя и скромный на

вид, был самым большим строением в Малинниках. Документальные записи

прошлого века позволяют воссоздать его облик: главный усадебный дом,

одноэтажные хоромы с небольшими окнами. Комнаты низкие, потолки с матицами.

Мебель составляли кресла и диваны красного дерева с гнутыми спинками. На

стенах—старые зеркала в рамах красного дерева, портреты многочисленных

Вульфов. В одной из комнат—письменный стол- небольшая библиотека. Этот

кабинет сына Прасковьи Александровны—Алексея Николаевича—и отвели Пушкину.

Малинниковская усадьба напоминала в дни пребывания поэта картинку,

описанную в одной из строф «Евгения Онегина»:

С утра дом Лариных гостями

Весь полон; целыми семьями

Соседи съехались в возках,

В кибитках, бричках и в санях.

В передней толкотня, тревога;

В гостинной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

Причиной тому был сам Пушкин. Весть о его приезде быстро облетела

округу, и помещики, знакомые, соседи считали долгом побывать в Малинниках,

поглядеть на столичную знаменитость, пригласить в гости.

Сперва это забавляло и развлекало его, потом стало раздражать: их

провинциальная назойливость была утомительна, разговоры однообразны. Однако

следовало соблюдать приличия. Ему приходилось участвовать в

однообразных, обременительных – обильных ужинах, играть в копеечный вист.

Но для себя же решил: в деревне – до декабря.

Жизнь в Малинниках постепенно наладилась, вошла в привычное русло, и

уже никто не мог помешать ему заполнять эти осенние досуги теми делами,

ради которых и убежал он из столицы. Ведь обещпал же Погодину прислать

оброк свой сполна.

В кабинет его с утра никто не входил: домочадцы знали—Пушкин пишет. К

27 октября не только перебелил «Полтаву», но и написал к ней «Посвящение».

Малинниковская его жизнь текла как бы в двух руслах. В

первом—видимом и открытом для праздных взоров—бурно, шумно. В ней были и

веселые застолья, и «вальсы резвые», и «на узкой лестнице замедленные

встречи», и объяснения с «хорошенькими девчонками»...

И казалось, что нет в жизни этого человека ни тревог, ни забот, что одна

только страсть к развлечениям и увлечениям движет им, что забавы,

праздность, охота единственно и привели его в эту деревеньку. Но меж тем

Пушкин напряженно работал над новыми произведениями…

Здесь нашло на него вдохновение. И вызвало к жизни много прекрасных

строк, среди которых были и несколько сцен для «Онегина». Седьмая глава

романа, лежавшая на столе в черновиках, каждый день «прирастала». «Евгений

Онегин» близился к завершению. Предпоследняя песнь была очень важна для

Пушкина. Он посвятил ее родной Москве, взяв в начало целых три эпиграфа о

старой столице—из Дмитриева, Баратынского и Грибоедова. В поэтическую ткань

главы вошло и давно передуманное и пережитое, и недавние впечатления. Так,

должно быть, живо откликнулись они в XXXIV и XXXV строфах, посвященных

дорогам.

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают…

Зато зимы порой холодной

Езда приятна н легка.

Как стих без мысли в песне модной,

Дорога зимняя гладка…

К началу ноября Пушкин написал девятнадцать новых строф. Особенно

доволен был зимними строчками. Теми, что рождались в долгих одиноких

прогулках. Строчки эти дались удивительно легко, будто слышал он их где-то

раньше, а потом только сел и записал:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Долгие часы провел он в Малинниках над тетрадью с черновиками

«0негина». Здесь завершалось одно из главных дел его жизни, любимое его

создание, в котором, словно в волшебном зеркале, отразились и век, и душа

поэта.

«Седьмая глава—решающая, переломная, где поэт ведет следствие и суд над

своими героями. Над тихими поместьями Лариных, Ленского, Онегина промчался

ураган: Ленский убит, Онегин бросился в байроническое путешествие по

России. Разбита, измята и душа Татьяны».

Четвертого ноября 1828 года он дописал последнюю строфу:

Благослови мой долгий труд,

О ты, эпическая муза!

И, верный посох мне вручив,

Не дай блуждать мне вкось и вкривь.

Довольно. С плеч долой обуза!

Я классицизму отдал честь:

Хоть поздно, а вступленье есть.

В это день в доме Осиповых был праздник.

Здесь же, в Малинникам, написана «Чернь» («Поэт и толпа»!). Это

стихотворение можно рассматривать как ответ поэта на попытки царя и

правительства приручить его, сделать послушным орудием для осуществления

своей воли. Ответ резкий, яростный:

Подите прочь – какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело:

Не оживит вас лиры глас!

Одновременно с седьмой главой «Евгения Онегина» он завершил

стихотворение «В прохладе сладостной фонтанов…» Читал его Прасковье

Александровне. Она хвалила и говорила, что Малинники так же добры к нему,

как и Михайловское.

Здесь Пушкину писалось так, как давно уже не писалось. Он «привозил»

новые строки почти с каждой прогулки. В те дни тетрадь его пополнялась то

строфой, то наброском, то короткой записью – на будущее. Так появился в ней

отрывок, который обещал стать, может быть, главным «малинниковским

пейзажем»:

Печальны лес и дол завялый,

Проглянет день — и уж темно,

И, будто путник запоздалый,

Стучится буря к нам в одно.

Увы, строчки эти остались лишь в черновике…

Здесь Пушкин продолжил работу над «Клеопатрой». Стихотворение с таким

названием уже было написано им четыре года назад в Михайловском. И вот

теперь он возвратился к старой теме и не просто дополнил или исправил

прежнее, но написал совершенно самостоятельный вариант,

который потом включил в оставшуюся незавершенной повесть «Египетские ночи».

Он дописал одно из самых сильных и значительных стихотворений —

«Анчар». Первые наброски его были сделаны еще в конце лета, вскоре после

того, как в одном из журналов прочитал он любопытное сообщение врача

голландской Ост-Индской компании о ядовитом дереве, растущем на Яве.

Журнальная заметка заинтересовала, дала толчок игре воображения. Черновики

множились, но потом были отложены. Он вернулся к ним в деревне, где ничто

не мешало ему довести задуманное до конца. «Анчар» давался трудно. Поэту

так много хотелось вложить в это стихотворение, что иные, вчера еще

казавшиеся удачными и точными строки безжалостно зачеркивались, заменялись

новыми. Но и эти вскоре тоже отвергались. В часы работы над «древом яда»

перо его часто прерывало свой стремительный бег и выводило диковинные

рисунки, которые тут же перечеркивались вдруг пришедшими строчками. Наконец

он переписал новое стихотворение набело. Но потом и эта страница стала

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать