Уильям Шекспир

Страстный паломник и объявил его целиком принадлежащим перу Шекспира –

первая , но не последняя попытка сбыть чужие произведения под этим именем.

В 1598 году братья Бербеджи разобрали старый театр – постройку на

северной окраине Лондона – и из бревен соорудили театр «Глобус» на южном

берегу Темзы , в Саутуорке. Шекспир стал одним из акционеров нового театра.

Такое же право он получил и в 1608году , когда труппе достался еще более

прибыльный театр «Блэкфрайерз» , в городской черте. В 1603 году король Яков

взял труппу Шекспира под прямое покровительство и она стала называться

«Слуги его величества короля» , а актеры считались такими же придворными ,

как и камердинеры. «Слуг его величества» особенно любили при дворе , труппа

выступала там часто и за хорошее вознаграждение , долю которого ,

безусловно , получал и Шекспир.

Рост доходов позволил ему широко вкладывать деньги в откупы и

недвижимость и в Лондоне , и в Стратфорде. Он понемногу отдалялся от театра

и конец жизни провел в Стратфорде.

В марте 1616 года Шекспир составил завещание. Умер он в этом же

году , в день , когда ему исполнилось 52 года. Он был похоронен в церкви

родного Стратфорда , куда до сих пор приезжают почитатели его таланта со

всех концов мира , чтобы поклониться могиле великого драматурга , посетить

дом , где он жил , посмотреть его пьесы в Стратфордском мемориальном театре

, где ставят только пьесы Шекспира , больше половины которых увидели свет

лишь после смерти автора.

Творчество Уильяма

Шекспира

В предыдущем разделе мы коснулись темы творчества Шекспира,

упоминая его как автора и постановщика своих гениальных пьес. Но он писал

не только пьесы.

Шекспиру принадлежит цикл из 154 сонетов, опубликованный (без

ведома и согласия автора) в 1609 году , но написанный по-видимому, еще в

1590-х годах . Во всяком случае уже в 1598 г. промелькнуло сообщение о его

«сладостных сонетах , известных близким и друзьям» и явившихся одним из

самых блестящих образцов западноевропейской лирики эпохи Возрождения.

Успевшая стать популярной среди английских поэтов форма под пером Шекспира

засверкала новыми гранями, вместив в себя огромнейшую гамму чувств – от

интимных переживаний до глубоких философских раздумий и обобщений.

Исследователи давно обратили внимание на тесную связь сонетов и

драматургических произведений Шекспира. Эта связь проявляется не только в

органическом соединении лирического с трагическим, но и в том ,что идеи ,

одухотворяющие шекспировские трагедии , живут и в его сонетах.

Так же, как и в трагедиях, Шекспир затрагивает в сонетах

постоянно волновавшие человечество проблемы бытия , ведет речь о счастье и

смысле жизни , о соотношении времени и вечности , о бренности человеческой

красоты и о ее величии. об искусстве , способном преодолеть неумолимый бег

времени , о высокой миссии поэта.

Вечная, неисчерпаемая тема любви, одна из центральных в

сонетах, тесно переплетена с темой дружбы. В любви и дружбе поэт обретает

подлинный источник творческого вдохновения независимо от того , приносят

ли они ему радость и блаженство или же муки ревности , печаль , душевные

терзания.

Тематически весь цикл сонетов принято делить на две группы :

считается , что первая (1-126) обращена к другу поэта , вторая (127-154) –

к его возлюбленной – «смуглой леди».

В произведениях Шекспира, впрочем как и большинства поэтов и

писателей эпохи Возрождения, важное место занимает тема дружбы . Она

рассматривается как высшее проявление человечности. В такой дружбе

гармонично сочетаются веления разума с душевностью.

Не менее значительны сонеты, посвященные любви. Если в сонетах

Петрарки и его английских последователей обычно воспевалась златовласая

англоподобная красавица, гордая и недоступная, то Шекспир , напротив ,

посвящает ревнивые упреки смуглой брюнетке – непоследовательной ,

повинующейся только голосу страсти.

Шекспир писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще

сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в

знаменитом 66-м сонете находит оптимистический выход в «сонетном ключе».

Любовь и дружба пока выступают, как в «Ромео и Джульетте» , силой ,

утверждающей гармонию противоположностей. Разрыв Гамлета с Офелией еще

впереди , как и разорванность сознания , воплощенная в принце датском.

Пройдет несколько лет, и победа гуманистического идеала отодвинется для

Шекспира в далекое будущее.

Самое примечательное в шекспировских сонетах – постоянное

чувство внутренней противоречивости человека. То вдруг источник наивысшего

блаженства порождает боль, то , наоборот , в тяжких муках рождается

счастье.

И все-таки главным делом Шекспира , страстью всей его жизни

была работа драматурга , создание пьес. Язык его трагедий отличается

необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное

место в репертуаре театров всего мира.

Ликующая радость жизни , прославление здравого , сильного ,

отважного , ярко чувствующего , смело думающего человека – вот основное в

первых пьесах Шекспира – комедиях «Укрощение строптивой» , «Комедия ошибок»

, «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь»,

написанных в 1593-1600гг. В них выражена важная для эпохи Возрождения

мысль : человека нужно судить не по платью, не по знанию , не по сословию и

богатству , а по его поведению и личным качествам. Трудно найти в мировой

драматургии пьесу такую же сказочно-веселую, ясную, волшебную , как «Сон в

летнюю ночь». Поэтическое воображение Шекспира породило в ней

фантастические , близкие к народным сказкам образы Горчичного Зернышка .

Паутинки , Мотылька. Их участие в судьбе любящих приводит к счастливой

развязке.

Но благородным гуманистическим идеям Возрождения не суждено

было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его

следующих пьесах тоже выражены идеи Возрождения , но краски пьес становятся

мрачнее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Возрождения с

суровой реальностью. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели

героев , особенно дорогих ему . воплощающих светлые гуманистические идеи.

Юные Ромео и Джульетта – герои первой великой трагедии

Шекспира (1594г.) – пламенно любят друг друга. Любовь их наталкивается на

непреодолимую преграду – старинную вражду семейств. В неравном поединке с

вековыми предрассудками , с кровавыми и бессмысленными законами , Ромео и

Джульетта погибают. Но в их любви , не смирившейся с предубеждениями

старины . заключена высокая нравственная победа.

Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра «Глобус» ,

который был похож на круглый загон под открытым небом. Приезжий иностранец

, посетивший в 1599 году первое представление пьесы «Юлий Цезарь» , назвал

этот театр домом с соломенной крышей. Он имел в виду крышу над сценой. Свое

название театр получил от статуи Геркулеса , поддерживающего плечами земной

шар.

После постановки «Юлия Цезаря» с 1601 по 1608 гг. Шекспир

создал самые великие свои трагедии – «Гамлет» , «Король Лир» , «Макбет» ,

«Отелло». Датский принц Гамлет горько скорбит о своем умершем отце. Но

вдруг он с ужасом узнает – отец не умер , он был убит. Убийца- родной брат

убитого , дядя Гамлета – не только унаследовал престол покойного короля ,

но и женился на его вдове – матери Гамлета.

В трагедии изображено , как Гамлет вначале обличает лицемерие

коронованного преступника , а затем и мстит ему за смерть отца. Но это

только внешние события пьесы. Трагедия рисует сложные раздумья благородного

человека о природе зла . о порочном королевском дворе , о лжи . таящейся в

дворцовых стенах . о болезнях , которыми поражен век словно бы «вывихнутый

в своих суставах».

Великий критик В.Г. Белинский писал о Гамлете : «Это душа ,

рожденная для добра и еще в первый раз увидевшая зло во всей его

гнусности». Одиночество Гамлета – это одиночество человека , который

опередил время , находится в трагическом разладе и поэтому погибает.

В последние годы творчества Шекспира (1608-1612гг.) его пьесы

приобретают иной характер. В них звучат сказочные , фантастические мотивы.

Но и в этих пьесах – «Перикл» , «Зимняя сказка» , «Буря» - Шекспир осуждает

деспотизм и своевластие , встает на защиту дорогих ему идеалов ,

прославляет силу любви , веру в лучшие побуждения человека , утверждает

естественное равенство всех людей. Восклицание героя одной из этих пьес:

«Как прекрасно человечество!»- может служить знамением эпохи Возрождения ,

подарившей миру Шекспира.

Шекспир – автор 37 пьес , 2 поэм , а также 154 сонетов ,

отличающихся горячим чувством , насыщенностью мысли. Творчество Шекспира

является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения.

Шекспир пережил разочарование в английском театре , уходившем от того

великого пути , по которому он его вел. А может быть в годы молчания он

вынашивал замыслы новых гениальных созданий , которым так и не суждено было

сбыться из-за смерти поэта.

Загадка личности Шекспира

Двести лет спорят о том , кто был Уильям Шекспир ,

величайший драматург , поэт и писатель всех времен и народов. Почему вообще

возник такой вопрос? Никто же не сомневается , что Микеланджело , Рафаэль

или Софокл, например , существовали вполне реально. Но если двести лет люди

бьются над ответом , значит вопрос , загадка все-таки есть.

Начиная с XIX века шекспироведение разделилось на два

враждующих лагеря : стратфордианцев (т.е. признающих автором Шекспира из

Стратфорда) и нестратфордианцев ( пытающихся найти реального автора ,

скрывающегося под маской). Последние , в свою очередь , выдвинули несколько

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать