Страстный паломник и объявил его целиком принадлежащим перу Шекспира –
первая , но не последняя попытка сбыть чужие произведения под этим именем.
В 1598 году братья Бербеджи разобрали старый театр – постройку на
северной окраине Лондона – и из бревен соорудили театр «Глобус» на южном
берегу Темзы , в Саутуорке. Шекспир стал одним из акционеров нового театра.
Такое же право он получил и в 1608году , когда труппе достался еще более
прибыльный театр «Блэкфрайерз» , в городской черте. В 1603 году король Яков
взял труппу Шекспира под прямое покровительство и она стала называться
«Слуги его величества короля» , а актеры считались такими же придворными ,
как и камердинеры. «Слуг его величества» особенно любили при дворе , труппа
выступала там часто и за хорошее вознаграждение , долю которого ,
безусловно , получал и Шекспир.
Рост доходов позволил ему широко вкладывать деньги в откупы и
недвижимость и в Лондоне , и в Стратфорде. Он понемногу отдалялся от театра
и конец жизни провел в Стратфорде.
В марте 1616 года Шекспир составил завещание. Умер он в этом же
году , в день , когда ему исполнилось 52 года. Он был похоронен в церкви
родного Стратфорда , куда до сих пор приезжают почитатели его таланта со
всех концов мира , чтобы поклониться могиле великого драматурга , посетить
дом , где он жил , посмотреть его пьесы в Стратфордском мемориальном театре
, где ставят только пьесы Шекспира , больше половины которых увидели свет
лишь после смерти автора.
Творчество Уильяма
Шекспира
В предыдущем разделе мы коснулись темы творчества Шекспира,
упоминая его как автора и постановщика своих гениальных пьес. Но он писал
не только пьесы.
Шекспиру принадлежит цикл из 154 сонетов, опубликованный (без
ведома и согласия автора) в 1609 году , но написанный по-видимому, еще в
1590-х годах . Во всяком случае уже в 1598 г. промелькнуло сообщение о его
«сладостных сонетах , известных близким и друзьям» и явившихся одним из
самых блестящих образцов западноевропейской лирики эпохи Возрождения.
Успевшая стать популярной среди английских поэтов форма под пером Шекспира
засверкала новыми гранями, вместив в себя огромнейшую гамму чувств – от
интимных переживаний до глубоких философских раздумий и обобщений.
Исследователи давно обратили внимание на тесную связь сонетов и
драматургических произведений Шекспира. Эта связь проявляется не только в
органическом соединении лирического с трагическим, но и в том ,что идеи ,
одухотворяющие шекспировские трагедии , живут и в его сонетах.
Так же, как и в трагедиях, Шекспир затрагивает в сонетах
постоянно волновавшие человечество проблемы бытия , ведет речь о счастье и
смысле жизни , о соотношении времени и вечности , о бренности человеческой
красоты и о ее величии. об искусстве , способном преодолеть неумолимый бег
времени , о высокой миссии поэта.
Вечная, неисчерпаемая тема любви, одна из центральных в
сонетах, тесно переплетена с темой дружбы. В любви и дружбе поэт обретает
подлинный источник творческого вдохновения независимо от того , приносят
ли они ему радость и блаженство или же муки ревности , печаль , душевные
терзания.
Тематически весь цикл сонетов принято делить на две группы :
считается , что первая (1-126) обращена к другу поэта , вторая (127-154) –
к его возлюбленной – «смуглой леди».
В произведениях Шекспира, впрочем как и большинства поэтов и
писателей эпохи Возрождения, важное место занимает тема дружбы . Она
рассматривается как высшее проявление человечности. В такой дружбе
гармонично сочетаются веления разума с душевностью.
Не менее значительны сонеты, посвященные любви. Если в сонетах
Петрарки и его английских последователей обычно воспевалась златовласая
англоподобная красавица, гордая и недоступная, то Шекспир , напротив ,
посвящает ревнивые упреки смуглой брюнетке – непоследовательной ,
повинующейся только голосу страсти.
Шекспир писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще
сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в
знаменитом 66-м сонете находит оптимистический выход в «сонетном ключе».
Любовь и дружба пока выступают, как в «Ромео и Джульетте» , силой ,
утверждающей гармонию противоположностей. Разрыв Гамлета с Офелией еще
впереди , как и разорванность сознания , воплощенная в принце датском.
Пройдет несколько лет, и победа гуманистического идеала отодвинется для
Шекспира в далекое будущее.
Самое примечательное в шекспировских сонетах – постоянное
чувство внутренней противоречивости человека. То вдруг источник наивысшего
блаженства порождает боль, то , наоборот , в тяжких муках рождается
счастье.
И все-таки главным делом Шекспира , страстью всей его жизни
была работа драматурга , создание пьес. Язык его трагедий отличается
необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное
место в репертуаре театров всего мира.
Ликующая радость жизни , прославление здравого , сильного ,
отважного , ярко чувствующего , смело думающего человека – вот основное в
первых пьесах Шекспира – комедиях «Укрощение строптивой» , «Комедия ошибок»
, «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь»,
написанных в 1593-1600гг. В них выражена важная для эпохи Возрождения
мысль : человека нужно судить не по платью, не по знанию , не по сословию и
богатству , а по его поведению и личным качествам. Трудно найти в мировой
драматургии пьесу такую же сказочно-веселую, ясную, волшебную , как «Сон в
летнюю ночь». Поэтическое воображение Шекспира породило в ней
фантастические , близкие к народным сказкам образы Горчичного Зернышка .
Паутинки , Мотылька. Их участие в судьбе любящих приводит к счастливой
развязке.
Но благородным гуманистическим идеям Возрождения не суждено
было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его
следующих пьесах тоже выражены идеи Возрождения , но краски пьес становятся
мрачнее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Возрождения с
суровой реальностью. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели
героев , особенно дорогих ему . воплощающих светлые гуманистические идеи.
Юные Ромео и Джульетта – герои первой великой трагедии
Шекспира (1594г.) – пламенно любят друг друга. Любовь их наталкивается на
непреодолимую преграду – старинную вражду семейств. В неравном поединке с
вековыми предрассудками , с кровавыми и бессмысленными законами , Ромео и
Джульетта погибают. Но в их любви , не смирившейся с предубеждениями
старины . заключена высокая нравственная победа.
Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра «Глобус» ,
который был похож на круглый загон под открытым небом. Приезжий иностранец
, посетивший в 1599 году первое представление пьесы «Юлий Цезарь» , назвал
этот театр домом с соломенной крышей. Он имел в виду крышу над сценой. Свое
название театр получил от статуи Геркулеса , поддерживающего плечами земной
шар.
После постановки «Юлия Цезаря» с 1601 по 1608 гг. Шекспир
создал самые великие свои трагедии – «Гамлет» , «Король Лир» , «Макбет» ,
«Отелло». Датский принц Гамлет горько скорбит о своем умершем отце. Но
вдруг он с ужасом узнает – отец не умер , он был убит. Убийца- родной брат
убитого , дядя Гамлета – не только унаследовал престол покойного короля ,
но и женился на его вдове – матери Гамлета.
В трагедии изображено , как Гамлет вначале обличает лицемерие
коронованного преступника , а затем и мстит ему за смерть отца. Но это
только внешние события пьесы. Трагедия рисует сложные раздумья благородного
человека о природе зла . о порочном королевском дворе , о лжи . таящейся в
дворцовых стенах . о болезнях , которыми поражен век словно бы «вывихнутый
в своих суставах».
Великий критик В.Г. Белинский писал о Гамлете : «Это душа ,
рожденная для добра и еще в первый раз увидевшая зло во всей его
гнусности». Одиночество Гамлета – это одиночество человека , который
опередил время , находится в трагическом разладе и поэтому погибает.
В последние годы творчества Шекспира (1608-1612гг.) его пьесы
приобретают иной характер. В них звучат сказочные , фантастические мотивы.
Но и в этих пьесах – «Перикл» , «Зимняя сказка» , «Буря» - Шекспир осуждает
деспотизм и своевластие , встает на защиту дорогих ему идеалов ,
прославляет силу любви , веру в лучшие побуждения человека , утверждает
естественное равенство всех людей. Восклицание героя одной из этих пьес:
«Как прекрасно человечество!»- может служить знамением эпохи Возрождения ,
подарившей миру Шекспира.
Шекспир – автор 37 пьес , 2 поэм , а также 154 сонетов ,
отличающихся горячим чувством , насыщенностью мысли. Творчество Шекспира
является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения.
Шекспир пережил разочарование в английском театре , уходившем от того
великого пути , по которому он его вел. А может быть в годы молчания он
вынашивал замыслы новых гениальных созданий , которым так и не суждено было
сбыться из-за смерти поэта.
Загадка личности Шекспира
Двести лет спорят о том , кто был Уильям Шекспир ,
величайший драматург , поэт и писатель всех времен и народов. Почему вообще
возник такой вопрос? Никто же не сомневается , что Микеланджело , Рафаэль
или Софокл, например , существовали вполне реально. Но если двести лет люди
бьются над ответом , значит вопрос , загадка все-таки есть.
Начиная с XIX века шекспироведение разделилось на два
враждующих лагеря : стратфордианцев (т.е. признающих автором Шекспира из
Стратфорда) и нестратфордианцев ( пытающихся найти реального автора ,
скрывающегося под маской). Последние , в свою очередь , выдвинули несколько