действовать дружно и легко попадают в зависимость от иностранцев. Главные
причины этой неустойчивости -- недостаток капиталов, взаимное недоверие и
отсутствие удобного кредита.
На устранение этих недостатков и были направлены статьи псковского
положения о торговле с иноземцами. Маломочные торговцы распределяются «по
свойству и знакомству» между крупными капиталистами, которые наблюдают за
их промыслами. Земская изба выдает им из городских сумм ссуды для покупки
русских вывозных товаров. Для торговли с иноземцами учреждаются под Псковом
две двухнедельные ярмарки с беспошлинным торгом, от 6 января и от 9 мая.
К этим ярмаркам мелкие торговцы на полученную ссуду при поддержке
капиталистов, к которым приписаны, скупают вывозные товары, записывают их в
земской избе и передают своим принципалам; те уплачивают им покупную
стоимость принятых товаров для новой закупки к следующей ярмарке и делают
им «наддачу» к этой покупной цене «для прокормления», а продав иноземцам
доверенный товар по установленным большим ценам, выдают своим клиентам
причитающуюся им «полную прибыль», компанейский дивидент. Такое устройство
торгового класса должно было сосредоточить обороты внешней торговли в
немногих крепких руках, которые были бы в состоянии держать па надлежащей
высоте цены туземных товаров.
Такие своеобразные торговые товарищества рассчитаны были на возможность
дружного сближения верхнего торгового слоя с посадской массой, значит, на
умиротворение той общественной вражды, какую нашел Нащокин в Пскове.
Расчет мог быть основан на обоюдных выгодах обеих сторон, патронов и
клиентов: сильные капиталисты доставляли хорошую прибыль маломочным
компанейщикам, а последние не портили цен сильным. Важно и то, что эти
товарищества состояли при городской управе, которая становилась ссудным
банком для маломочных и контролем для их патронов: посадское общество
города Пскова, при зависимости от него пригородов, получало возможность
через свой судебно-административный орган руководить внешней торговлей
всего края. Но общественная рознь помешала успеху реформы. Маломочные
посадские псковичи приняли новое положение, как царскую милость, но
«прожиточные люди», богачи, городские воротилы, оказали ему противодействие
и нашли себе поддержку в столице.
Нащокин не любил сдаваться ни врагам, ни враждебным обстоятельствам. Он
так верил в свою псковскую реформу, что впал в самообольщение при своем
критическом уме, так хорошо выправленном на изучении чужих ошибок.
В псковском городовом положении он выражает надежду, что, когда эти
псковские «градские права в народе поставлены и устроены будут», на то
смотря, жители и других городов будут надеяться, что и их прижалуют таким
же устроением. Но в Москве решили прямо наоборот: в Пскове не подобает быть
особому местному порядку: «такому уставу быть в одном Пскове не уметь».
Однако в 1667 г., став начальником Посольского приказа, во вступлении к
проведенному им тогда Новоторговому уставу[2] Нащокин не отказал себе в
удовольствии, хотя совершенно бесплодном, повторить свои псковские мысли о
выдаче ссуд недостаточным торговцам из московской таможни и городовых
земских изб, о том, чтобы маломочные торговые люди складывались с крупными
капиталистами для поддержания высоких цен на русские вывозные товары и т.
д.
В этом уставе Нащокин сделал еще шаг вперед в своих планах устроения
русской промышленности и торговли. Уже в 1665 г. псковские посадские люди
ходатайствовали в Москве, чтобы их по всем делам ведали в одном приказе, а
не волочиться бы им по разным московским учреждениям, терпя напрасные обиды
и разорение. В Новоторговом уставе Нащокин провел мысль об особом приказе,
который ведал бы купецких людей и служил бы им в пограничных городах
обороной от других государств и во всех городах защитой и управой от
воеводских притеснений. Этот Приказ купецких дел имел стать
предшественником учрежденной Петром Великим Московской ратуши или
Бурмистерской палаты, ведавшей все городское торгово-промышленное население
государства.
Таковы преобразовательные планы и опыты Нащокина. Можно подивиться
широте и новизне его замыслов, разнообразию его деятельности: это был
плодовитый ум с прямым и простым взглядом на вещи. В какую бы сферу
государственного управления ни попадал Нащокин, он подвергал суровой
критике установившиеся в ней порядки и давал более или менее ясный план ее
преобразования.
Он сделал несколько военных опытов, заметил недостатки в военном
устройстве и предложил проект его преобразования. Конную милицию городовых
дворян он признавал совсем непригодной в боевом отношении и считал
необходимым заменить ее обученным иноземному строю ополчением из пеших и
конных «даточных людей», рекрутов. Очевидно, что это мимоходом высказанная
мысль о регулярной армии, комплектуемой рекрутскими наборами из всех
сословий.
Что бы ни задумывалось нового в Москве, заведение ли флота на
Балтийском или Каспийском море, устройство заграничной почты, даже просто
разведение красивых садов с выписными из-за границы деревьями и цветами, --
при всяком Новом деле стоял или предполагался непременно Ордин-Нащокин.
Одно время по Москве ходили даже слухи, будто он занимается пересмотром
русских законов, перестройкой всего государства и именно в духе
децентрализации, в смысле ослабления столичной приказной опеки над местными
управлениями, с которой Нащокин воевал всю свою жизнь.
Можно пожалеть, что ему не удалось сделать всего, что он мог сделать;
его неуступчивый и строптивый характер положил преждевременный конец его
государственной деятельности. У Нащокина не было полного согласия с царем
во взглядах на задачи внешней политики. Оставаясь вполне корректным
дипломатом, виновник Андрусовского договора крепко стоял за точное его
исполнение, т. е. за возможность возвращения Киева Польше, что царь считал
нежелательным, даже прямо грешным делом. Это разногласие постепенно
охлаждало государя к его любимцу. Назначенный в 1671 г. для новых
переговоров с Польшей, в которых ему предстояло разрушать собственное дело,
нарушать договор с поляками, скрепленный всего год тому назад его присягой,
Нащокин отказался исполнить поручение, а в феврале 1672 г. игумен псковской
Крыпецкой пустыни Тарасий постриг Афанасия в монахи под именем Антония.
Он записал себе на память день своей отставки, 2 декабря 1671 г., когда
царь при всех боярах его «милостиво отпустил и от всее мирские суеты
свободил явно».
Последние мирские заботы инока Антония были сосредоточены на устроенной
им во Пскове богадельне. Он умер в 1680 г.
Ордин-Нащокин во многом предупредил Петра и первый высказал много идей,
которые осуществил преобразователь. Это был смелый, самоуверенный бюрократ,
знавший себе цену, но при этом заботливый и доброжелательный к управляемым,
с деятельным и деловым умом; во всем и прежде всего он имел в виду
государственный интерес, общее благо. Он не успокаивался на рутине, всюду
зорко подмечал недостатки существующего порядка, верно соображал средства
для их устранения, чутко угадывал задачи, стоявшие на очереди. Обладая
сильным практическим смыслом, он не ставил далеких целей, слишком широких
задач. Умея найтись в разнообразных сферах деятельности, он старался
устроить всякое дело, пользуясь наличными средствами. Но, твердя без умолку
о недостатках действующего порядка, он не касался его оснований, думал
поправлять его по частям. В его уме неясные преобразовательные порывы
Алексеева времени впервые стали облекаться в отчетливые проекты и
складываться в связный план реформы; но это не был радикальный план,
требовавший общей ломки: Нащокин далеко не был безрасчетным новатором.
Его преобразовательная программа сводилась к основным требованиям:
1. к улучшению правительственных учреждений и служебной дисциплины;
2. к выбору добросовестных и умелых управителей и к увеличению
казенной прибыли и государственных доходов посредством подъема
народного богатства путем развития промышленности и торговли.
Используемые источники:
1. Ключевский В.О. Сочинения. М., 1957. Т.Ш, с. 334-351.
2. А. Л. Ордин-Нашокин, московский государственный человек ХVIIв.,
"Научное слово" Кн. Ш. М., 1904. С.121—138.
3. www.peter-club.spb.ru/point/kluzevskii.html, Точка зрения – портрет
либерала, статья.
-----------------------
[1] Валиесарское перемирие – договор между Россией и Швецией о перемирии на
три года, заключенный в декабре 1658 года в Эстляндии, недалеко от г. Нарва
в деревне Валиесари; по этому договору Россия получала выход к Балтийскому
морю, владение городами, занятыми русскими войсками на момент договора на
три года и право на восстановление торговых отношений между Россией и
Швецией. Русскую сторону на переговорах и при подписании договора
представляла делегация, руководимая А.Л. Ординым-Нащекиным.
[2] Новоторговый устав -- закон о принципах внутренней и внешней российской
торговле был написан в 1667 г. по инициативе А. Л. Ордина-Нащокина и
представлял собою протекционистский документ, состоявший из трех частей:
введение, основная часть (94 статьи) и приложение (7 статей). Приложение
называлось "Устав торговле" иностранцам и в 7 статьях строжайшим образом
регламентировало иностранцам, особенно из стран Западной Европы, место и
время торговли (только приграничные города и только на время ярмарок), а
также и перечень товаров, допущенных к торговле с Россией; разрешена была
только розничная торговля; этим же законом резко увеличивались таможенные
пошлины для иностранцев.
-----------------------
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2