существующую систему власти.
В Хрущевские времена предпринималось немало попыток осуществить
реформы во многих сферах жизни, особенно большое внимание уделялось
установлению демократических норм руководства. Одни из этих реформ были
обоснованы, другие готовились наспех, а то и без достаточных оснований, но
все они усилиями пропагандистского аппарата получали единогласное
одобрение. Так, в Украине с «одобрением» была принята третья программа КПСС
(1961 г.), содержащая множество научно необоснованных цифр и прогнозов. Так
же с «восторгом» встретили жители республики провозглашение программы
«развернутого строительства коммунизма». В 1959 году на XX съезде КПСС
Н.Хрущёв выдумал самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США,
как в повышении промышленного производства, так и сельскохозяйственного на
душу населения к 1970г. Но в отличие от американской экономики СССР не мог
сконцентрировать все ресурсы на повышение благосостояния народа. Очень
много средств требовала гонка вооружений и космическое соревнование.
Люди привыкли к стереотипным лозунгам о том, что Советы – это школа
управления для трудящихся, профсоюзы – школа коммунизма, а комсомол –
самодеятельная молодежная организация.
В общественно-политической жизни страны проходили сложные и
противоречивые перемены. Начатые реформы не подкреплялись глубокими
демократическими преобразованиями, а это сводило на нет все прогрессивные
начинания. Будучи представителем административно-командной системы Хрущев
не решался отойти далеко от ее канонов, а некоторые из них продолжал
использовать в своей практической работе.
Реформы в организации управлением народного хозяйства
После прихода к власти Н.Хрущева в Украине был осуществлен ряд мер по
реорганизации управления народным хозяйством, наукой, культурой, в
частности были созданы союзно-республиканские министерства (угольной и
текстильной промышленности, связи, высшего образования и др.) Но эти меры,
разрекламированные как расширение суверенных прав республик, на самом деле
способствовали укреплению административно-командной системы.
В 1955г. население УССР достигло предвоенного уровня, в 1959г.
численность городского населения сравнялась с численностью сельского, а в
1969 году превысило его. Во второй половине 50-х годов Украина вновь
заняла весомое место в хозяйственном организме страны и выполнила задачи
индустриализации, особенно по машиностроению и металлургии. Строились новые
доменные и мартеновские печи, прокатные и трубопрокатные станы, химические,
цементные и другие заводы. Вместе с тем бессистемное и безответственное
перенасыщение Украины промышленными предприятиями пагубно отразилось на ее
природе и поставило ее практически на грань экологической катастрофы.
Однако по качеству и своему техническому уровню выпускаемая продукция
отставала от технически развитых стран. Проявились тенденции и в снижении
эффективности производства. Харьковский профессор-экономист через газету
«Правду» обратился к Н.Хрущеву с предложением отбросить догматические
установки экономической доктрины СССР и взять на вооружение проверенные
мировой практикой принципы материальной оценки труда человека. Однако,
прогрессивные идеи не нашли поддержки среди политэкономистов-догматиков.
Во второй половине 50-х годов Украине, как и другим союзным
республикам, было дано больше прав в регулировании хозяйства. Были
расширены права и местных Советов, но главные вопросы по-прежнему решались
в Москве. Формально принимались меры по сокращению управленческого
персонала, однако его численность продолжала расти.
Новые начинания в жизни чаще всего выполнялось старыми, испытанными
административно-командными методами. Хрущёв стремился к децентрализации
управления промышленностью, так как становилось всё труднее управлять
предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные
предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами
советами народного хозяйства (совнархозами). Н.С. Хрущёв надеялся, таким
образом, рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить
изолированность и ведомственные барьеры. В действительности же совнархозы
стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не
справились. Реформа свелась к бюрократической реорганизации, а в результате
была нарушена вся система планирования и управления промышленностью.
Однако руководство УССР сразу же одобрило это нововведение, а когда в 1965
году в Москве приняли решение о ликвидации совнархозов. А в Киеве
утверждали, что этот шаг имеет большое политическое и народнохозяйственное
значение. Это свидетельство того, что у партийно-государственного
руководства республики отсутствовало собственное мнение о путях развития
Украины и о готовности беспрекословно выполнять распоряжения центра.
Решение проблемы жилищного строительства
В то время самой острой была жилищная проблема. В Украине массового
жилищного строительства не вели, в иные периоды просто не строили жилья.
Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, в бараках, в
«коммуналках». Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих было
почти не сбыточной мечтой. Темпы ведения жилищного строительства в первой
половине 60-х годов наша страна не знала ни до, ни после этого периода.
Если за все довоенные годы в республике было построено 78,6 млн. кв. метров
жилья, то за 1956 – 1965 гг. – свыше 182 млн. кв. метров. Жилые пятиэтажки,
построенные в те годы, в народе до настоящего времени называются
«хрущевками».
Реформы аграрного сектора хозяйства
Несмотря на все трудности во второй половине 50-х годов Украина
выполнила задачи индустриализации, однако, сельское хозяйство давало только
16% национального продукта, в то время как промышленность – 62% и
строительства – 10%. Украина по-прежнему оставалась одним из основных в
Союзе производителей сельскохозяйственной продукции – продуктов питания для
населения и сырья для промышленности
Однако село все еще было полуразрушенным, а колхозники - практически
бесправными. Поэтому гораздо значительнее на структуру производства
повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Н.С. Хрущёв, вопреки
сопротивлению, изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь
колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой
регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать
собственные ресурсы и организовать производство. Произошло сокращение числа
колхозов и рост числа совхозов. Характерной чертой было укрупнение хозяйств
за счёт не перспективных деревень. Этими рамками и ограничилась новая
реформа Н.С. Хрущёва. Поспешность в осуществлении реформы не дала желаемых
результатов. Достигнутый за счет интенсификации крестьянского труда
небольшой рост производства сельскохозяйственной продукции преподносился
партийно-государственным руководством Украины как «огромное достижение
социалистического строя». В 1958 году на республику хлынул поток наград.
Украина и 15 ее областей были награждены орденом Ленина. Многим работникам
сельского хозяйства были присвоены звания Героя Социалистического Труда. В
условиях этой эйфории первый секретарь ЦК КП Украины Н.Подгорный в угоду
московскому руководству, не имея на это никаких оснований, заверил, что
Украина может уже в 1958 году перегнать Америку по производству молока и
мяса на душу населения. Эти обещания естественно оказались невыполненными,
но это не помешало Подгорному, вопреки здравому смыслу, повторить подобные
обещания и на следующий год. Руководство Украины не смогло критически
оценить скромные и нестабильные достижения и на 1959 – 1965 г.
запланировало нереальные темпы роста производства сельхозпродукции. С
трибуны ХХ съезда КПУ (1959 г.) Подгорный пообещал, что республика выполнит
задания семилетки в отрасли сельского хозяйства за 5 лет. Но ни за 5, ни за
7 лет взятые обязательства не были выполнены. Это объяснялось рядом
факторов, прежде всего порочностью самой колхозно-совхозной системы.
Огромный вред развитию сельского хозяйства нанесли административно-
командные методы и некомпетентность его руководства, ставка не на
экономические методы управления, а на перестановку кадров, принятие
нереальных планов и лживые рапорты об их выполнении. Значительно усложнили
положение дел попытки упразднить травопольную систему, внедрение в
земледелие непродуманных технологий, бездумное распространение посевов
кукурузы и засуха 1963 года.
Первый секретарь ЦК Компартии Украины П.Шелест, не остановившись перед
уничтожением испокон веков существующих на Украине севооборотов, принимал и
другие решения, которые приводили к деградации черноземов. Шелест, как и
его предшественник Подгорный, форсировали строительство Каневского и
Киевского водохранилищ, в результате чего был нанесен ущерб не только
сельскому хозяйству Украины, но и причинен огромный вред водному бассейну
Днепра.
В этих условиях в конце 1958г. по инициативе Хрущёва принимается
решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам. До этого техника
находилась в руках МТС (машинно-тракторных станций). Такая система
сложилась с конца 20-х годов, и являлось следствием глубокого недоверия к
крестьянству в целом, которому не позволено было владеть сельхозтехникой. К
концу 1958 г. реорганизация МТС на Украине была завершена. На основе 1647
МТС была создана 731 РТС. Колхозы Украины должны были приобрести у