Хрущев и десталинизация на Украине

существующую систему власти.

В Хрущевские времена предпринималось немало попыток осуществить

реформы во многих сферах жизни, особенно большое внимание уделялось

установлению демократических норм руководства. Одни из этих реформ были

обоснованы, другие готовились наспех, а то и без достаточных оснований, но

все они усилиями пропагандистского аппарата получали единогласное

одобрение. Так, в Украине с «одобрением» была принята третья программа КПСС

(1961 г.), содержащая множество научно необоснованных цифр и прогнозов. Так

же с «восторгом» встретили жители республики провозглашение программы

«развернутого строительства коммунизма». В 1959 году на XX съезде КПСС

Н.Хрущёв выдумал самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США,

как в повышении промышленного производства, так и сельскохозяйственного на

душу населения к 1970г. Но в отличие от американской экономики СССР не мог

сконцентрировать все ресурсы на повышение благосостояния народа. Очень

много средств требовала гонка вооружений и космическое соревнование.

Люди привыкли к стереотипным лозунгам о том, что Советы – это школа

управления для трудящихся, профсоюзы – школа коммунизма, а комсомол –

самодеятельная молодежная организация.

В общественно-политической жизни страны проходили сложные и

противоречивые перемены. Начатые реформы не подкреплялись глубокими

демократическими преобразованиями, а это сводило на нет все прогрессивные

начинания. Будучи представителем административно-командной системы Хрущев

не решался отойти далеко от ее канонов, а некоторые из них продолжал

использовать в своей практической работе.

Реформы в организации управлением народного хозяйства

После прихода к власти Н.Хрущева в Украине был осуществлен ряд мер по

реорганизации управления народным хозяйством, наукой, культурой, в

частности были созданы союзно-республиканские министерства (угольной и

текстильной промышленности, связи, высшего образования и др.) Но эти меры,

разрекламированные как расширение суверенных прав республик, на самом деле

способствовали укреплению административно-командной системы.

В 1955г. население УССР достигло предвоенного уровня, в 1959г.

численность городского населения сравнялась с численностью сельского, а в

1969 году превысило его. Во второй половине 50-х годов Украина вновь

заняла весомое место в хозяйственном организме страны и выполнила задачи

индустриализации, особенно по машиностроению и металлургии. Строились новые

доменные и мартеновские печи, прокатные и трубопрокатные станы, химические,

цементные и другие заводы. Вместе с тем бессистемное и безответственное

перенасыщение Украины промышленными предприятиями пагубно отразилось на ее

природе и поставило ее практически на грань экологической катастрофы.

Однако по качеству и своему техническому уровню выпускаемая продукция

отставала от технически развитых стран. Проявились тенденции и в снижении

эффективности производства. Харьковский профессор-экономист через газету

«Правду» обратился к Н.Хрущеву с предложением отбросить догматические

установки экономической доктрины СССР и взять на вооружение проверенные

мировой практикой принципы материальной оценки труда человека. Однако,

прогрессивные идеи не нашли поддержки среди политэкономистов-догматиков.

Во второй половине 50-х годов Украине, как и другим союзным

республикам, было дано больше прав в регулировании хозяйства. Были

расширены права и местных Советов, но главные вопросы по-прежнему решались

в Москве. Формально принимались меры по сокращению управленческого

персонала, однако его численность продолжала расти.

Новые начинания в жизни чаще всего выполнялось старыми, испытанными

административно-командными методами. Хрущёв стремился к децентрализации

управления промышленностью, так как становилось всё труднее управлять

предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные

предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами

советами народного хозяйства (совнархозами). Н.С. Хрущёв надеялся, таким

образом, рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить

изолированность и ведомственные барьеры. В действительности же совнархозы

стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не

справились. Реформа свелась к бюрократической реорганизации, а в результате

была нарушена вся система планирования и управления промышленностью.

Однако руководство УССР сразу же одобрило это нововведение, а когда в 1965

году в Москве приняли решение о ликвидации совнархозов. А в Киеве

утверждали, что этот шаг имеет большое политическое и народнохозяйственное

значение. Это свидетельство того, что у партийно-государственного

руководства республики отсутствовало собственное мнение о путях развития

Украины и о готовности беспрекословно выполнять распоряжения центра.

Решение проблемы жилищного строительства

В то время самой острой была жилищная проблема. В Украине массового

жилищного строительства не вели, в иные периоды просто не строили жилья.

Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, в бараках, в

«коммуналках». Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих было

почти не сбыточной мечтой. Темпы ведения жилищного строительства в первой

половине 60-х годов наша страна не знала ни до, ни после этого периода.

Если за все довоенные годы в республике было построено 78,6 млн. кв. метров

жилья, то за 1956 – 1965 гг. – свыше 182 млн. кв. метров. Жилые пятиэтажки,

построенные в те годы, в народе до настоящего времени называются

«хрущевками».

Реформы аграрного сектора хозяйства

Несмотря на все трудности во второй половине 50-х годов Украина

выполнила задачи индустриализации, однако, сельское хозяйство давало только

16% национального продукта, в то время как промышленность – 62% и

строительства – 10%. Украина по-прежнему оставалась одним из основных в

Союзе производителей сельскохозяйственной продукции – продуктов питания для

населения и сырья для промышленности

Однако село все еще было полуразрушенным, а колхозники - практически

бесправными. Поэтому гораздо значительнее на структуру производства

повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Н.С. Хрущёв, вопреки

сопротивлению, изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь

колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой

регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать

собственные ресурсы и организовать производство. Произошло сокращение числа

колхозов и рост числа совхозов. Характерной чертой было укрупнение хозяйств

за счёт не перспективных деревень. Этими рамками и ограничилась новая

реформа Н.С. Хрущёва. Поспешность в осуществлении реформы не дала желаемых

результатов. Достигнутый за счет интенсификации крестьянского труда

небольшой рост производства сельскохозяйственной продукции преподносился

партийно-государственным руководством Украины как «огромное достижение

социалистического строя». В 1958 году на республику хлынул поток наград.

Украина и 15 ее областей были награждены орденом Ленина. Многим работникам

сельского хозяйства были присвоены звания Героя Социалистического Труда. В

условиях этой эйфории первый секретарь ЦК КП Украины Н.Подгорный в угоду

московскому руководству, не имея на это никаких оснований, заверил, что

Украина может уже в 1958 году перегнать Америку по производству молока и

мяса на душу населения. Эти обещания естественно оказались невыполненными,

но это не помешало Подгорному, вопреки здравому смыслу, повторить подобные

обещания и на следующий год. Руководство Украины не смогло критически

оценить скромные и нестабильные достижения и на 1959 – 1965 г.

запланировало нереальные темпы роста производства сельхозпродукции. С

трибуны ХХ съезда КПУ (1959 г.) Подгорный пообещал, что республика выполнит

задания семилетки в отрасли сельского хозяйства за 5 лет. Но ни за 5, ни за

7 лет взятые обязательства не были выполнены. Это объяснялось рядом

факторов, прежде всего порочностью самой колхозно-совхозной системы.

Огромный вред развитию сельского хозяйства нанесли административно-

командные методы и некомпетентность его руководства, ставка не на

экономические методы управления, а на перестановку кадров, принятие

нереальных планов и лживые рапорты об их выполнении. Значительно усложнили

положение дел попытки упразднить травопольную систему, внедрение в

земледелие непродуманных технологий, бездумное распространение посевов

кукурузы и засуха 1963 года.

Первый секретарь ЦК Компартии Украины П.Шелест, не остановившись перед

уничтожением испокон веков существующих на Украине севооборотов, принимал и

другие решения, которые приводили к деградации черноземов. Шелест, как и

его предшественник Подгорный, форсировали строительство Каневского и

Киевского водохранилищ, в результате чего был нанесен ущерб не только

сельскому хозяйству Украины, но и причинен огромный вред водному бассейну

Днепра.

В этих условиях в конце 1958г. по инициативе Хрущёва принимается

решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам. До этого техника

находилась в руках МТС (машинно-тракторных станций). Такая система

сложилась с конца 20-х годов, и являлось следствием глубокого недоверия к

крестьянству в целом, которому не позволено было владеть сельхозтехникой. К

концу 1958 г. реорганизация МТС на Украине была завершена. На основе 1647

МТС была создана 731 РТС. Колхозы Украины должны были приобрести у

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать