Хрущев и десталинизация на Украине

государства 108 тыс. тракторов, около 43 тыс. комбайнов и другой техники на

сумму 4,2 млрд. рублей. Большая часть колхозов оказалась не в состоянии

купить сразу и выплачивала деньги в рассрочку, что по началу ухудшило

финансовое положение значительной части колхозов и породило недовольство

колхозников. Механики и ремонтники МТС, по закону, должны были перейти в

колхозы, что означало для многих из них понижение жизненного уровня, и они

находили себе работу в районных центрах и городах. Отношение к технике

ухудшилось, так как колхозы не имели, как правило, парков и укрытий для её

хранения в зимнее время. Сказывались и традиционные недостатки в ценах на

сельскохозяйственную продукцию, которые были чрезвычайно низки и не окупали

затрат. Господствовала непреклонная уверенность в абсолютном совершенстве

колхозно-совхозной системы, находившейся под пристальной опекой партийно-

государственных органов.

Сельское хозяйство оказалось на грани кризиса. Увеличение денежных

доходов населения в городах стал опережать рост аграрного производства. И

вновь выход был, казалось, найден, но не в путях экономических, а в новых

бесконечных реорганизационных перестановках. В 1961г. было реорганизовано

Министерство сельского хозяйства СССР, превращённое в консультативный

орган. Хрущёв сам объезжал десятки областей, давая личные указания, как

вести сельское хозяйство, но все усилия были тщетны. Желаемого рывка так и

не произошло.

У многих колхозников подрывалась вера в возможность изменений.

Усиливался отток сельского населения в города; не видя перспектив, деревню

стала покидать молодёжь. С 1959г. возобновились гонения на личные подсобные

хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам, что выручало снабжение

жителей маленьких городов. Затем гонению подверглись хозяйства и сельских

жителей. За четыре года поголовье скота в личном подворье сократилось в два

раза.

Это был настоящий разгром только начавшего оправляться от сталинщины

крестьянства. Снова зазвучали лозунги, что главное – общественное, а не

личное хозяйство, что главным врагом являются «спекулянты и тунеядцы»,

торгующие на рынках. Колхозники были изгнаны с рынков, а настоящие

спекулянты начали вздувать цены. Однако чудо не наступило и в 1962г.

правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в

полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количество мяса, но

вызвали волнения в городах.

В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом,

но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов.

Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из

кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта «временная» мера стала

органической частью государственной политики вплоть до кончины СССР.

В целом в 1959 – 1965 гг. объем сельскохозяйственной продукции в

Украине увеличился на 11% вместо запланированных 70% по плану. На

невыполнение плановых заданий сказались неурожаи 1969, 1963, 1965 гг.,

серьезные недостатки в управлении сельским хозяйством, а также то, что из

Украины на целину были направлены тысячи тракторов и другой техники,

десятки тысяч работников.

Реформы в области системы образования

Одна из реформ Хрущёва коснулась системы образования. Наиболее

заметно попытка реформировать систему обучения проявилась в законе о

народном образовании. В основе реформы 1959 г. лежали два мероприятия.

Хрущёв ликвидировал систему «трудовых резервов», т.е. сеть военизированных

училищ, существовавших за государственный счёт. Их заменили обычными

профессиональными училищами, в которые можно было поступать после 7-го

класса. Средняя школа получила «политехнический» профиль, предполагавший

сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся

получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток

средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а

предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку. В целом

реформа была проникнута идеей русификации школьного дела, что привело к

массовому переходу школ с украинского на русский язык обучения. Нерешенной

проблемой остались основные принципы воспитательного процесса. В

действующей тогда концепции оставалось мало места индивидуальному

воспитанию, вниманию к личности учащегося и уважения к нему. Такие идеи

отстаивал и осуществлял на практике выдающийся украинский педагог

В.Сухомлинский.

Реформы в науке, культуре и искусстве

Развитие экономики и решение социальных проблем были невозможны без

научных открытий. В развитых странах в это время проходила научно-

техническая революция. На передовые рубежи науки выходили и украинские

ученые. В частности они много сделали для развития ракетно-космической

техники и были непосредственно причастны к запуску первого искусственного

спутника земли и полету в космос Ю.Гагарина. Достижения украинских ученых в

электросварке (Б.Патон), в кибернетике (В.Глушков), в медицине (Н.Амосов)

были известны уже тогда во всем мире. Развивались в Украине теоретические и

практические проблемы материаловедения, математики, химии, геологии

биологии, сельскохозяйственных наук, разработки которых имеют научную

ценность и в наши дни.

Однако в те годы общественные науки не избавились от своих основных

недостатков: они продолжали комментировать и обосновывать все положения,

содержавшиеся в партийных документах, в выступлениях руководителей партии и

правительства. А это приводило к засилью догматизма и схоластики в

деятельности обществоведов, к отстаиванию общественных наук от запросов

практики. А наряду с этим атмосфера 50-х годов вызывала повышенный

общественный интерес к истории. Однако обществоведы не могли глубоко

изучать природу и истоки явления, названного на ХХ съезде КПСС «культом

личности». Переосмысление роли Сталина было сложным и противоречивым

процессом. Партийное руководство Украины не поддерживало подобных

исследований, обвиняло их авторов в преувеличении того трагического, что

происходило во времена сталинщины. Искажение истории, процветание

начетничества были результатом давления консерваторов сталинистов из

высшего эшелона партаппарата. Они же заставляли ученых приукрашивать в

исторических трудах деятельность Хрущева. В частности преувеличивалась его

роль в Украине и вместе с тем замалчивалась его причастность к массовым

репрессиям 30-40 годов.

Некоторая «оттепель» в общественно-политической жизни создавала

благоприятные условия для национально-культурного возрождения, развития

литературы и искусства на Украине, повышение творческой и гражданской

активности интеллигенции, увеличение интереса людей к их творчеству.

Украинское слово продолжали обогащать писатели старшего поколения:

П.Тычина, М.Рыльский, М.Бажан, В.Сосюра и др. Плодотворно трудились

М.Стельмах, О.Гончар, Г.Тютюнник. Обогащали украинскую поэзию и прозу

произведения А.Малышко, Л.Первомайского, П.Загребельного и др. Значительный

вклад в общую сокровищницу художественного творчества вносили представители

молодого поколения. Во весь голос заявили о себе поэты и прозаики

Д.Павлычко, В.Коротич, Б.Олийнык, И.Драч, Ю.Мушкетик и многие другие. В

Украине формировались ростки той культуры, представителей которых позже

стали называть «шестидесятниками». Это были люди нового политического и

эстетического мышления, люди с такими мыслями и чувствами, на которые было

не способно терроризируемое сталинизмом старшее поколение.

«Шестидесятничество» имело значительное влияние на общественно-

политическую мысль. Оно предвещало возрождение национального самосознания,

демократизацию.

Но постепенно в республике в адрес творческих работников поднималась

новая волна необоснованных идеологических обвинений, прежде всего в

национализме. Так в 1958 году по указанию ЦК Компартии Украины была

запрещена и уничтожена только то напечатанная поэтическая книга Д.Павлычко

«Правда зовет», в которой автор разоблачал рецидивы сталинской эпохи. На

республиканском совещании актива творческой интеллигенции и идеологических

работников в апреле 1963 года аппаратчики утверждали, что «формалистические

выкрутасы» искажают идейно-художественное содержание произведений

М.Винграновского, И.Драча, Л.Костенко. Недопустимым идеологическим грехом

они считали то, что некоторые молодые литераторы в своем творчестве

отдавали предпочтение общечеловеческим ценностям. Таким закрывали дорогу к

печати.

ХХ съезд КПСС весьма разочаровал интеллигенцию в отношении

открывавшихся перед ней творческих перспектив. Разоблачение культа

личности принципиально ничего не изменило в представлениях о "функциях"

гуманитариев в социалистическом обществе. Согласно Хрущеву, история,

литература и другие виды искусства должны были отражать роль Ленина, а

также грандиозные достижения коммунистической партии и советского народа.

Директивы были четкими: интеллигенция должна была приспособиться к

"новому идеологическому курсу" и служить ему. Однако съездовские

разоблачения привели к мучительной переоценке ценностей среди людей,

которые особенно скомпрометировали себя при Сталине.

В такой обстановке одни писатели, например А.Корнейчук,

приспосабливались к всеобщей атмосфере критики различных «отклонений» в

литературе или использовали такое средство, как анонимный донос, а то и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать