Афганистан и Казахстан

В качестве безвозмездной гуманитарной помощи наша страна намерена поставить в Афганистан 3 тыс. тонн пшеницы.

Казахстан также готов поставлять цемент, шифер, трубы, рубероид, окна, двери, необходимые для возведения объектов жилья и инфраструктуры.

Среди участников конференции распространен официальный документ делегации Республики Казахстан с указанием объемов возможных поставок и списком казахстанских специалистов, которые могут быть задействованы в восстановительном процессе Афганистана.

В заключении К.Абусеитов отметил, что настоящая конференция, состав ее участников является позитивным примером реализации новых подходов в мировой политике, концептуально основанных на необходимости развития диалога цивилизаций.

После пленарных заседаний делегация Казахстана планирует принять участие в работе специальной сессии, связанной с вопросами военных сил и полиции.


5. Внешнеполитические связи Афганистана и Казахстана


12-15 января с.г. состоялся официальный визит делегации Казахстана в Кабул. Делегацию, в которую входили представители внешнеполитического ведомства и министерства обороны, возглавил Вице-Министр иностранных дел К.Абусеитов.

Основная цель визита заключалась в установлении политических контактов с новым руководством страны и налаживании двусторонних отношений. Важно подчеркнуть беспристрастный подход Республики Казахстан к урегулированию в Афганистане и чистые намерения нашего государства способствовать продолжению межафганского диалога по государственному строительству, достижению мира и согласия в стране.

В ходе визита состоялись переговоры казахстанской делегации с главой Временного правительства Афганистана Х.Карзай, руководителями министерств иностранных дел, обороны, внутренних дел, планирования, восстановительных работ. Также проведены встречи с главами дипломатических миссий США, России, Ирана, Турции, Китая, Великобритании и специальным представителем Генерального секретаря ООН по Афганистану – главой специальной миссии ООН в Афганистане Л.Брахими.

В ходе переговоров и встреч афганское руководство было ознакомлено с ходом политических и социально-экономических преобразований в Казахстане, подходами Республики Казахстан к урегулированию ситуации в Афганистане, изложенными в «Позиции Казахстана в урегулировании ситуации в Афганистане» от 24.12.2001 и распространенном в качестве официального документа в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН. Отмечалась важность для Казахстана вопроса борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, нелегальной миграции. Состоялся заинтересованный обмен мнениями о дальнейшем развитии афганского общества, планах и намерениях руководства Временного правительства Афганистана, в том числе относительно перспектив взаимоотношений с международными миротворческими силами и международного сотрудничества в постконфликтный период. В этой связи отмечалась возможность участия казахстанского миротворческого батальона «Казбат» в рамках международных сил содействия безопасности в Афганистане. Предположительно в состав Казбата войдут инженерно-саперный, медицинский взвода и взвод связи.

Также в ходе встреч обсуждался вопрос об открытии дипломатического представительства Республики Казахстан в Кабуле.

Одной из главных тем состоявшихся переговоров и встреч являлось участие Казахстана в оказании гуманитарной помощи Афганистану.

Как известно, Республика Казахстан приглашена для участия в Токийском форуме, посвященном вопросам будущего государственного обустройства страны и оказанию гуманитарной помощи Афганистану международным сообществом.

Республика Казахстан исходит из того, что Афганистан стоит на грани гуманитарной катастрофы и мировому сообществу, наряду с завершением антитеррористической операции, необходимо приложить максимум усилий для решения этого аспекта афганской проблемы. При этом акцентировалось внимание на территориальной близости к Афганистану и потенциальных возможностях нашей республики. В частности, практическим вкладом Казахстана в действие коалиции в Афганистане, особенно в их экономической и гуманитарной фазах, могут быть поставки продовольствия, топлива, стройматериалов, отечественной промышленной продукции и товаров, направление гражданских специалистов, подготовка кадров для Афганистана.

На сегодняшний день Казахстан заключил контракты с ООН на поставку в Афганистан 70 тысячи тонн пшеницы, из которых уже поставлено 25 тыс.тонн. В качестве безвозмездной продовольственной гуманитарной помощи Казахстан поставит в Афганистан 3 тысячи тонн пшеницы. В перспективе возможно, и это отмечалось в ходе переговоров, участие Афганистана в специальной программе ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА), нацеленной на укрепление экономических связей между центральноазиатскими государствами и экономическую интеграцию стран региона с Европой и Азией, с выделением сельского хозяйства в качестве приоритетного направления афганской экономики.

Следует подчеркнуть, что несмотря на представительство во Временном правительстве Афганистана различных фракций и группировок и существующие между ними противоречия, их лидеры едины в необходимости установления мира и спокойствия в стране, консолидации всех сил афганского общества. Первостепенной задачей Афганистана в настоящее время является обеспечение безопасности, что включает в себя послевоенное восстановление и искоренение угроз для мирного развития.

Для Казахстана мир в Афганистане означает мир вне Афганистана, то есть в этом заключен основной фактор устойчивого мира и стабильности в региональном и глобальном контекстах. Именно поэтому Казахстан будет продолжать активное содействие в благополучном разрешении афганской проблемы. В целом визит казахстанской делегации – первой официальной делегации из стран региона - вновь подтвердил неизменность позиций РК по вопросам региональной безопасности и нашу готовность оказать всемерное содействие становлению мирного и процветающего Афганистана.

Заключение


Со времени вторжения советских войск в Афганистан в конце декабря 1979 г. интерес международного сообщества к проблемам Афганистана и Средней Азии неизменно возрастал. После беспрецедентных террористических актов в ряде городов США 11 сентября 2001 г. отношение мирового сообщества к этой отдаленной части азиатского континента в корне изменилось. Напомню вкратце основные события, благодаря которым возросло значение как Афганистана, так и пяти среднеазиатских республик.

Взятие Кабула крупным контингентом советских воздушно-десантных войск возвестило захват Советским Союзом этого со всех сторон окруженного сушей азиатского государства, зажатого между Ираном, среднеазиатской частью СССР, Китаем и Пакистаном[9]. Мир воспринял советскую наступательную операцию в Афганистане как уверенный шаг для достижения давно вынашиваемых Москвой имперских планов расширения своих границ в сторону Юго-Восточной Азии для получения выхода к Индийскому океану. Поэтому не только ближайшие соседи Афганистана, такие, как Пакистан и Иран, но и более или менее отдаленные участники событий в регионе, например, Саудовская Аравия и США, закачивали в Афганистан огромные суммы денег, оружия и опыта для противодействия советскому продвижению.

14 апреля 1988 г., почти десятилетие спустя со времени своего неудачного, но чрезвычайно дорогостоящего, кровавого и разрушительного вторжения, начался вывод советских войск из Афганистана. Он знаменовал крупнейшее международное поражение советской военной машины. В то же время, это военное поражение также было и важнейшим политическим провалом колониального владычества Москвы над многими национальными республиками СССР и странами Варшавского договора. Таким образом, афганская авантюра ускорила распад Советского Союза и крах коммунистических режимов в находившихся под пятой Москвы странах Восточной Европы.

Хотя многие республики Советского Союза провозгласили независимость в 1991 г., официальное объявление о прекращении существования Советского Союза относится к 25 декабря 1991[10]. В марте 1992 г. пять республик Средней Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), наряду с другими бывшими советскими республиками, стали членами ООН. Огромные энергетические ресурсы (нефти и природного газа) государств Центральной Азии привлекли внимание многих стран, в том числе США, стран ЕС, Японии, Китая, России, Ирана и Турции. Такие крупнейшие нефтяные компании США, как "Шеврон" и "Юнокал", приобрели значительные доли акций нефтяных месторождений, соответственно, Казахстана и Туркменистана. Несмотря на появление на международной политической арене новых независимых государств Центральной Азии, Афганистан глубоко увяз в гражданской войне между различными этническими вооруженными группировками, в основном выступавшими под знаменами Ислама. В эти затяжные внутренние афганские раздоры в той или иной степени были вовлечены Пакистан (поддерживаемый США и Саудовской Аравией), Иран, Россия, Китай, Индия и Турция.

Вооруженная группировка талибов, на которую ранее мало кто обращал внимание, 5 ноября 1994 г. взяла город Кандагар на юге Афганистана и с удивительной быстротой захватила многие другие города, а затем 27 сентября 1996 г. взяла столицу - Кабул. Позднее стало известно, что за созданием движения "Талибан" и его приходом к власти в Афганистане стоял Пакистан. Устав от затяжной борьбы группировок в Афганистане, США взяли курс на поощрение пакистанского плана предоставления широкой военной поддержки талибам и прихода к власти в Кабуле зависимого от Пакистана режима. В то время считалось, что талибы - единственная сила, которая может обеспечить единство Афганистана. Американская нефтяная компания "Юнокал" активно спонсировала режим талибов в надежде провести безопасный нефтепровод от месторождений в Туркменистане через территорию Афганистана и Пакистана к Индийскому океану.

Явным поворотным моментом в политике США в Афганистане стали взрывы, прогремевшие 7 августа 1998 г. в посольствах США в столице Танзании Дар-Эс-Саламе и в столице Кении Найроби, предполагаемый организатор которых - Осама бин Ладен. С этого дня США отмежевались от пакистанского плана поддержки режима талибов, но не смогли добиться от пакистанского руководства эту поддержку прекратить. 26 февраля 2001 верховный глава Мулла Мухаммед Омар объявил о планирующемся уничтожении всех скульптур до-исламского периода на территории контролируемых талибами районов Афганистана.

Среди подлежавших уничтожению скульптур находились две огромные статуи стоячего Будды, высеченные в скале у Бамийана, которые были взорваны 2 марта 2001 г. после пятничных молитв. Ни взрывы американских дипломатических учреждений в Африке, ни уничтожение гигантских буддийских статуй в Афганистане не смогли открыть международному сообществу глаза на опасность, которую представляли для всего мира режим талибов и его главный защитник Осама бин Ладен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать