Лишь после потрясших весь мир нападений террористов на башни нью-йоркского Международно-торгового центра и Пентагона в г. Вашингтоне США резко изменили свой курс в отношении Афганистана, приняв смелое решение покончить с режимом талибов и схватить Осаму бин Ладена. Массированное вторжение США в регион обернулось развертыванием американских войск в Афганистане, Узбекистане и Кыргызстане, а также отправкой вооруженных частей либо военных советников США в Таджикистан и Грузию. Таким образом, после российского (Таджикистан) и китайского (Синцзянь-Уйгурская автономная область) военного присутствия США превратились в третью военную державу в Центральной Азии.
Если мировое сообщество прислушается к предупреждениям этих и множества других мудрых ученых, то поймет, что афганская дилемма - дело рук как внутренних, так и внешних сил, превративших эту прекрасную землю (джаннат) в ад (джаханнам)[11]. Поэтому для мирного решения этого затянувшегося конфликта требуется подлинная добрая воля со стороны всех сторон по трем нижеследующим пунктам:
1. Признание Афганистана многоэтнической страной, которое не приведет к ее фрагментации по этническому признаку, но сохранит ее единство, обеспечив всем национальным группам равное участие в государственных делах на всех уровнях. Говоря о национальных группах Афганистана, один немецкий ученый указывает на то, что "они ведут борьбу за сохранение своей культурной и религиозной автономии на местном уровне, а не за дезинтеграцию" страны.
2. Переход к федеративной структуре управления, основанной на демократических принципах, который способен предоставить всем национальным группам полное самоуправление, тем самым сохранив единство страны и способствовав уменьшению раздоров между этими группами.
3. Региональное сотрудничество вместо регионального соперничества: вражда между Ираном и Пакистаном, Ираном и США, Пакистаном и Индией вокруг Афганистана и республик Центральной Азии неизменно оборачивается бедой - как в прошлом, так и в настоящем. Афганистан мог бы стать опытным полигоном сотрудничества между США, Пакистаном, Ираном, Туркменистаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Китаем, Индией, Саудовской Аравией, Турцией, Россией, а, возможно, и другими странами в восстановлении страны.
После того, как афганские авантюры Советского Союза и Пакистана на тяжком опыте доказали, что вмешательство на стороне лишь одной из сил в долгосрочном плане не способно никому принести выгоды, сегодня у стран, причастных к афганской трагедии, имеется реальная возможность направить ход истории по пути долгожданного регионального сотрудничества и безопасности на азиатском континенте. Будем надеяться, что прозвучавшая в словах афгано-таджикского лидера Ахмада шаха Масуда убежденность впервые станет реальностью: "Мы не будем пешками в чужой игре, мы всегда будем Афганистаном!"[12].
События прошлого могут помочь в решении сегодняшних проблем, если мы извлечем уроки из истории. Центральноазиатский регион связан с Афганистаном географически, этнически, исторически, политически и экономически. На протяжении последней четверти века после советского вторжения в Афганистан политические судьбы Центральноазиатских республик и Афганистана были в определенной степени взаимосвязаны.
Последние два года продемонстрировали угрозы для безопасности республик Центральной Азии исламских повстанцев, базирующихся на афганской земле и поддерживаемых талибами. Сотрудничество между государствами Центральной Азии и Афганистаном жизненно необходимо для обеспечения обоюдной безопасности и развития в различных сферах, включая политическую, экономическую и культурную.
Во-первых, обе стороны на протяжении древней и средневековой истории были связаны знаменитым Шелковым путем. Земли Афганистана и Центральной Азии породили множество царств и империй - Белых гуннов, Саманидов, Караханидов, Газневидов, Тимуридов, Бабура. Сегодня имеющиеся у государств Центральной Азии гигантские запасы нефти и природного газа требуют наличия многочисленных путей, включая афганский. Экономическое сотрудничество - назревшая необходимость для обеих сторон.
Второй жизненно важный аспект национального вопроса в Афганистане заключается в том, что у многих национальных групп этой страны есть собратья в Центральной Азии: ближайшие родичи афганцев - таджики, узбеки и туркмены - проживают в трех независимых государствах Центральной Азии, граничащих на севере с Афганистаном (Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан). В силу этого северные районы Афганистана веками в культурном и языковом отношении тесно связаны с южными районами Центральной Азии. Этот факт чрезвычайно важен для установления сотрудничества между двумя регионами в различных областях.
Политически, государства Центральной Азии на ранней стадии советской власти были созданы как многонациональные республики. Затяжная гражданская война в Афганистане, развернувшаяся во время и после советского вторжения, в политическом плане способствовала обострению этнического самосознания всех населяющих страну групп. Поэтому государства Центральной Азии могли бы послужить для сегодняшнего Афганистана очень хорошим образцом достижения равновесия этнических сил в многоэтническом контексте.
В то время как в государствах Центральной Азии процесс национального строительства продолжается со времени распада бывшего Советского Союза, в пост-талибском Афганистане он только начинается. Развитие этих процессов в ближайшем будущем зависит от соотношения двух "наборов" игроков. К первому из них, разумеется, относятся народы Центральной Азии и Афганистана, которые должны сами распорядиться своей судьбой. Ко второму - внешние силы, действующие как в самих Афганистане и Центральной Азии, так и вокруг них, которые будут стремиться к реализации собственных интересов в обоих регионах. На самом деле оба они нуждаются друг в друге. Однако, Афганистан и государства Центральной Азии испытывают потребность в значительно более тесном взаимодействии. Но необходимое сотрудничество между Афганистаном и Центральной Азией может строиться лишь на взаимном доверии и уважении, а также на основе демократии и прав человека.
Список использованной литературы
1. Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр.
2. Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации.- Алматы: АО «САК», НП ПИК «GAUHAR» 2000.- 584 с.
3. Решение от 22 января 1993 года «О мерах по стабилизации обстановки на участке государственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном»
4. Соглашение о совместной деятельности по розыску и освобождению граждан бывшего Союза ССР, попавших в плен и пропавших без вести в период войны в Афганистане и военных конфликтов в других странах (Минск, 28 апреля 1993 г.)
5. Соглашение о государственной социальной помощи членам семей военнослужащих, погибших в Афганистане и других государствах, в которых велись боевые действия (г. Москва, 24 сентября 1993 года)
6. Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 28 февраля 1995 года № 315-XIII «О ратификации Соглашения о государственной социальной помощи членам семей военнослужащих, погибших в Афганистане и других государствах, в которых велись боевые действия»
7. Протокол рабочей встречи Председателя Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан М. Нукенова с Поверенным в делах Исламского государства Афганистан в г. Алматы г-ном Азизуллой (г. Астана, 28 июня 2000 г.)
8. Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года №855 «Об открытии Дипломатической миссии Республики Казахстан в Афганистане»
9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2002 года № 1353 «О создании Межведомственной комиссии по выработке предложений по оказанию помощи Афганистану»
10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2003 года № 261 «О заключении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Переходного Исламского Государства Афганистан о торгово-экономическом сотрудничестве»
11. Проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Переходного Исламского Государства Афганистан о торгово-экономическом сотрудничестве (18 марта 2003 года)
12. Американцы и не могли за год решить все проблемы Афганистана // Известия, 2 декабря 2002
13. Верстяков В. «Афганский дневник» - Москва, Воениздат. 1993 г.
14. Вестад О. А. Накануне ввода советских войск в Афганистан. / Новая и новейшая история, № 2, 1994 г.
15. Виноградов Б., «Афганистан после нас» // Известия 1995. 11.11.
16. Высказывание Ахмада Шаха Масуда // “Quotes from Afghan Personalities of Yesterday and Today”
17. Д. Гай, В. Снегирев «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны» - Москва СП «ИКПА» 1991;
18. Гареев «Моя последняя война» - Москва, ИНСАН, 1996. 432 стр.
19. Давыдов А. Талибы стремятся к власти. / Азия и Африка сегодня, № 7, 1996 г.
20. Документы советского руководства о положении в Афганистане. / Новая и новейшая история, № 3, 1996 г.
21. Г. Егорова, Ю. Филатов. «Афганистан в нашей судьбе» - Москва, Издательство Агенства печати Новости, 1989 г.
22. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. - М., 1989
23. Из ответов А. Д. Сахарова на вопросы корреспондентов после возвращения из Горького в Москву. // Известия. 20.12.89.
24. История Афганистана с древнейших времен до наших дней. / Отв. ред. Ю. В. Ганковский. - М., 1982
25. Коргун В. «Страна, уставшая от войн» // Азия и Африка сегодня – 1995 г. № 10.
26. Корниенко Г. М. Как принималось решение о вводе советских войск в Афганистан и их выводе. / Новая и новейшая история, № 3, 1993 г.
27. Кузьмин О. Не столь таинственные талибы. / Азия и Африка сегодня, № 2, 1996 г.
28. Международная жизнь" 1992 г. №2
29. Международные экономика и международные отношения" 1988 г. №7
30. Меримский В. А. Война в Афганистане. Записки участника. / Новая и новейшая история, № 3, 1995 г.
31. На земле Афганистана. Сост. И.М. Дырин, - Москва, Воениздат 1988.
32. "Независимая газета", 1999г., 10 февраля.
33. О международной конференции в Токио. // Казахстанская правда, (21.01.02)
34. В. Островский, А. Уткин «История России 20 век» - Москва «Дрофа» 1999;
35. Пивоваров С. Талибский орнамент на исламском ковре. / Итоги, 8 октября 1996 г.
36. Пономарев В. А. Ислам в Узбекистане, 1989-1995. / Полис, № 2, 1996 г.
37. США делят мир - "Коммерсант-Daily", 1998г., №35.
38. "США и региональные конфликты." - М.:Наука, 1990 г.
39. Советская военная энциклопедия Москва Воениздат 1976;
40. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - Спб, 1996
41. Умнов А. «Больше, чем ошибка» // Независимая газета 25.04.1998 г. 4. 09.1998 г.
42. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? / Полис, № 1, 1994 г.
43. "Figaro", 13.08.1998г.
44. Foreign Affairs 1979 №3
45. Ian Bremmer and Ray Taras, New States New Politics: Building the Post-Soviet Nations. Cambridge: Cambridge University Press, 1997, p. 82.
46. Sreedhar & Mahendra Ved, Afghan Buzkashi: Power Games and Gamesmen, Vol. 1. Delhi: Wordsmiths, 2000, p. 116.
47. Timur Kocaoglu, “Could Afghanistan Be A Key For Asian Cooperation And Security?” Perceptions (Journal of International Affairs), Volume V, Number 4 (Dec. 2000-Feb. 2001), pp. 106-115.
[1] Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации.- Алматы: АО «САК», НП ПИК «GAUHAR» 2000.- с.64.
[2] "Figaro", 13.08.1998г.
[3] США делят мир - "Коммерсант-Daily", 1998г., №35.
[4] "Независимая газета", 1999г., 10 февраля.
[5] Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр.
[6] Из ответов А. Д. Сахарова на вопросы корреспондентов после возвращения из Горького в Москву. // Известия. 20.12.89.
[7] Американцы и не могли за год решить все проблемы Афганистана // Известия, 2 декабря 2002
[8] О международной конференции в Токио. // Казахстанская правда, (21.01.02)
[9] Территория Афганистана составляет 647,500 кв. с общей протяженностью границ 5,529 км. - с Пакистаном (2,430 км.), Ираном (936 км.), Туркменистаном (744 км.), Узбекистаном (137 км.), Таджикистаном (1,206 км.) и Китаем (76 км.). См. “UN Non-Paper: A Review of the Options on Embargo of Military Supplies to the Warring Factions in Afghanistan”, цитируемый в: Sreedhar & Mahendra Ved, Afghan Buzkashi: Power Games and Gamesmen, Vol. 1. Delhi: Wordsmiths, 2000, p. 116.
[10] 25 декабря в Кремле был спущен Советский флаг и поднят трехцветный российский. Произошедшая в тот же день отставка Михаила Горбачева означала официальный распад Советского Союза. Российский парламент проголосовал за изменение названия республики с РСФСР на Российскую Федерацию. Россия заняла место СССР в Совете Безопасности ООН. См. Ian Bremmer and Ray Taras, New States New Politics: Building the Post-Soviet Nations. Cambridge: Cambridge University Press, 1997, p. 82.
[11] Timur Kocaoglu, “Could Afghanistan Be A Key For Asian Cooperation And Security?” Perceptions (Journal of International Affairs), Volume V, Number 4 (Dec. 2000-Feb. 2001), pp. 106-115.
[12] Высказывание Ахмада Шаха Масуда // “Quotes from Afghan Personalities of Yesterday and Today”