Аграрная пресса
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория и практика средств массовой информации»
«Аграрная пресса».
Работу выполнила: студент гр. СО-324 М.С. Задорина
Работу проверил: доц. Каф. ФиСК
В.М. Слабодян
дата сдачи: _______
дата проверки: _______
Омск 2007
Оглавление:
Введение
Глава 1. Аграрная пресса России
1.1. Становление аграрной прессы и ее современное состояние
1.2. Периодические издания аграрной прессы ...
Глава 2. Место аграрной прессы в системе СМИ
1.1 Анализ аграрной прессы
1.2 Макет журнала
Заключение
Список литературы
Введение:
Аграрный вопрос в России всегда был одним из главных. Этому вопросу не один год своей творческой деятельности отдали такие журналисты как Валентин Овечкин, Борис Можаев, Георгий Радов, Юрий Черниченко, Иван Васильев. Обсуждение в печати проблем деревни всегда вызывало и вызывает общественный резонанс. А сегодня, когда развитие сельского хозяйства является одной из приоритетных задач российского государства и наиболее обсуждаемой темой в российских СМИ, совершенствование аграрной тематики является актуальной проблемой современной журналистики.
Объект – аграрная проблематика.
Предмет – аграрная пресса России.
Цель моей работы проанализировать существующую аграрную прессу.
Выявить плюсы и недостатки изданий, данной тематики;
Предложить вариант аграрного периодического издания, наиболее отвечающего современным требованиям.
Практическая значимость – привлечь внимание к проблеме современной аграрной прессы, расширить читательскую аудиторию, увеличение числа изданий, отражающих данную тематику.
Глава1. Аграрная пресса России
1.1. Становление аграрной прессы и ее современное состояние
Развитие системы аграрной прессы, как и всей российской журналистики, в постсоветский период, носит противоречивый характер, во многом обусловленный кризисными явлениями в жизни общества. Несмотря на потери и трудности, аграрная пресса выжила: в стране издаются десятки специализированных газет и журналов, рассчитанных как на сельских жителей, так и на горожан-землевладельцев. Наряду с традиционной «Сельской жизнью» выходят еженедельник «Крестьянская Россия», хорошо известная читателям газета «Ваши 6 соток». В последние годы появились и новые издания: «АиФ» на даче», «Мой прекрасный сад», «Сельскохозяйственный оптовик» и др. Есть аграрные издания и в регионах.
Если говорить об аграрной теме в современной российской журналистике в целом, то следует отметить две тенденции. С одной стороны, аграрная периодика расширила свою тематику, с другой — общественно-политические издания увеличили объем аграрной проблематики.
Аграрный вопрос в России всегда был одним из главных. Обсуждение в печати проблем деревни всегда вызывало большой общественный интерес. Не случайно имена видных журналистов были связаны в советский период именно с аграрной темой. Достаточно обозначить журналистику 50—80-х гг. такими именами, как Валентин Овечкин, Борис Можаев, Георгий Радов, Юрий Черниченко, Иван Васильев.
Проблемность нынешнего положения аграрной прессы кроется в том, что утрачены многосторонние связи с читателями. Так, одна из самых массовых в прошлом газета «Сельская жизнь» снизила свой тираж с 10 млн. до 100 тыс. экз., а вместо одной тысячи ежедневно получаемых редакцией писем сейчас приходит не более ста. Исчезли когда-то традиционные рубрики «Газета выступила» или «По следам наших выступлений». Издание просто информирует. Аналитические и организующие начала уже не имеют прежней актуальности.
Для советской печати была характерна активная аграрная пропаганда, ведущая свою родословную от «Сельскохозяйственной лаборатории "Бедноты"» и сменных полос «Крестьянской газеты», предназначенных для отдельных республик, краев и областей (позднее этот опыт использовали газета «Сельская жизнь» и некоторые областные и краевые издания). Кроме специализированных газетных изданий, ориентированных на массового сельского читателя, в стране выходили отраслевые издания журнального типа — центральные и республиканские, рассчитанные на специалистов сельскохозяйственного производства. В роли главного пропагандиста аграрных идей партии и арбитра по всем спорным вопросам выступала не «Сельская жизнь» (что было бы логично), а орган ЦК КПСС — газета «Правда». Так, в середине 70-х гг. «Правда» публиковала по 3—4 сельскохозяйственных передовых статьи в месяц (до 40 и более в год).
Аграрная пропаганда была рассчитана одновременно на все слои населения и на отдельные группы представителей сельскохозяйственного труда и специалистов сельского хозяйства. Соответственно аграрной проблематикой занимались как общеполитические, так и специализированные и отраслевые издания.
1.2. Периодические издания аграрной прессы
Современная аграрная периодика достаточно представительна. Сами названия изданий говорят о разнообразии прессы, пишущей для села и о селе: «Сельская жизнь», «Нива России», «Крестьянские ведомости», «Крестьянская Россия», «Сельский коммерсант» и т.д. Среди десятков крупных российских аграрных изданий можно назвать как традиционные журналы («Животновод», «Земледелие»), так и новые («Фермер», «Новый фермер»). В большинстве своем эти издания распространяются по подписке.
Во многих областях появились специализированные, рассчитанные на село издания. В Ярославле вышла «Северная пчела», заявленная издателями как «крестьянская газета России». Популярным стал у горожан и «Ярославский садовод и животновод», выходящий с приложениями. Сельская тематика занимает значительный объем газетной площади в районных изданиях. Ярославская районная общественно-политическая газета и название взяла исходя из сути проблематики — «Ярославский агрокурьер».
Среди других региональных изданий можно упомянуть пермскую «Крестьянскую газету», газеты «Притяжение земли» (Иваново), «Сотка» (Тверь), «Земля Нижегородская» (Нижний Новгород), «Сам хозяин» (Казань), «Фазенда» (Самара). Эти издания, рассчитанные на садоводов и огородников, фермеров и дачников, выходят тиражом от 5-7 до 10—15тыс. экз. Они дают информацию о специфике сезонных работ, полезные советы, публикуют материалы в помощь агрохимическому самообразованию и т.п.
Стремление горожан самим хозяйствовать на земле отразилось в появлении целого ряда специализированных изданий: «Дачники», «Наша дача», «Ваши 6 соток», «Граунд» и др. Такие прикладные, как правило, издания подчеркнуто аполитичны и носят сугубо «инструментальный» характер.
Для развития современной аграрной прессы большое значение имеют издания, которые принято считать одновременно и общественно-политическими. Назовем некоторые из них. На информационном рынке закрепилась «Сельская жизнь». Практически весь тираж газеты распространяется через подписку. Выходит «Сельская жизнь» три раза в неделю (дважды на 4 полосах форматом А-2 и один раз «толстушкой» на 16 страницах форматом А-3). Основная проблематика связана с экономикой и социальной практикой. «Сельская жизнь» не избегает проблем текущей политики. Традиционными остаются рубрики «Зеленая аптека», «Астрологический календарь огородника», «Новые книги» и т.д. В газете немало «внутренней» рекламы.
Несмотря на общие трудности и резкое падение тиража, «Сельская жизнь» остается своего рода флагманом аграрной прессы. Ее читают и анализируют в президентских структурах. Она авторитетна среди политиков-аграриев, на нее делаются ссылки.
Возобновленная в 1991 г. газета «Крестьянская Россия» (основана в апреле 1906 г.) является общественно-политической и сельскохозяйственной газетой. Ее тираж — 100 тыс. экз. (20 тыс. экз. идет по подписке), аудитория же издания, по мнению самой редакции, гораздо больше — «более 420 тысяч по всей России». Этот еженедельник выходит на 16 полосах, имеет ежемесячный журнал-приложение «Сельскохозяйственный продовольственный рынок» с семитысячным тиражом и объемом от 60 до 120 страниц.
Основные разделы издания — «С пылу с жару» (актуальная информация дня), «О чем говорят» (политика, астрология, народная медицина), «Ваше право» (юридические консультации на все случаи жизни), «Сад и огород», «Страницы истории», «Семейный кошелек». Немало страниц отведено под раздел «Бесплатные объявления», который имеет рубрики: «Разное»; «Живность, семена и саженцы»; «Недвижимость, земля»; «Работа»; «Знакомства»; «Техника и технология».
Три раза в месяц на 16 полосах выходит всероссийская газета «Нива России». Ее тираж колеблется в пределах от 35 до 100 тыс. экз. Представление о содержательной структуре издания дают названия разделов: «События, факты, мнения», «Информация и анализ», «О хлебе, земле и реформе», «Институт бизнеса», «Ваш дом, ваше подворье», «Прошлое и настоящее».
Среди изданий, ориентированных на горожан, заметна восьмиполосная еженедельная массовая газета «Дачники: ваш дом, сад и огород»; ее тираж более 100 тыс. экз. Газета выходит в московском издательстве «Пресса», а сама редакция расположена в одном из подмосковных совхозов. К основным разделам относятся «Дела житейские», «Сад», «Мастерская», «Юридическая консультация», «Разные разности». Издание имеет ежемесячное приложение «Дачный калейдоскоп».
Газета «Ваши 6 соток» выходит дважды в месяц на восьми полосах. Ее тираж — 150 тыс. экз. Это издание сугубо практического назначения, с обилием материалов-консультаций, советов. Читателей информируют, просвещают о болезнях растений и о способах прививки, о зимней витаминной подкормке, о качествах различных сортов овощей и т.д.
Газета «Наша дача» при относительно небольшом тираже (50 тыс. экз.) и ежемесячном выпуске распространяется во многих российских
регионах, а также в Белоруссии, Молдавии, Узбекистане и Украине. Читательское внимание привлекают полосные разделы «Сад и огород», «Сделай сам», «Лекарственная грядка», «Старинные рецепты».
Своя специфика есть у газеты «Граунд» — московского еженедельника, имеющего подзаголовок «Собственникам недвижимости в Подмосковье». В этом издании (тираж 70 тыс. экз.) приводятся основные данные по продаже земельных участков (направления и удаленность от Москвы, размер участка, вид собственности, освоенность участка, стоимость и т.д.)- Немало полезной информации содержат разделы «Строительные материалы: что, где, почем», «Советы специалиста», «Консультации, юриста».
Страницы: 1, 2