Особое место в аграрной прессе занимают фермерские издания — газеты и журналы, появившиеся в ходе развития фермерского движения. Нужно подчеркнуть, что опыт издания фермерских газет небогат, труден и подчас неудачен. В качестве примера можно привести восьмиполосный еженедельник ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств «Российский фермер» (тираж колебался от 15 до 50 тыс. экз.).
«Российский фермер» выходил форматом А-2. У издания была качественная композиционно-графическая модель, публикации отличались высоким уровнем авторского мастерства и глубиной содержания. Казалось бы, изданию суждена долгая жизнь. Но газета не сумела стать «голосом» российского фермерства, не нашла своей ниши и оптимального варианта распространения тиража.
Проблемы фермерства занимают большое место в московских «Крестьянских ведомостях», издающихся с начала 90-х гг. Особым спросом пользуется в Центральной полосе, а также на Кубани и в Ставрополье издающаяся в Ростове-на-Дону издательским домом «Крестьянин» межрегиональная еженедельная газета «Крестьянин». Это издание, выходящее форматом А-3, тиражом от 90 до 130 тыс. экз., рассчитано на жителей села и уделяет большое внимание фермерству; с читателями говорит на простом, доступном им языке, получает много писем и активно работает с ними.
К «фермерским» изданиям принадлежит и газета Московского крестьянского союза «Фермер Подмосковья» (формат А-4, 8 полос, тираж 5 тыс. экз.) и издающаяся фермерами России «Крестьянская газета» (Пермь, формат А-2), издание ивановских фермеров «Притяжение земли» (формат А-4, 16 полос, тираж 10 тыс. экз.).
Три года назад в газетно - журнальном мире появился такой своеобразный тип издания, как газета-альманах. «Новый землевладелец» издается в Москве и рассказывает о вековом опыте земледельцев. На его страницах пропагандируются суперэлитные семена и новейшая технология, позволяющие добиться высоких урожаев. «Новый землевладелец» созвучен газете «Землевладелец», выходившей в конце XIX в. Издание имеет формат А-3, выходит 2 раза в месяц на 24 страницах 40-тысячным тиражом, с недавнего времени в цвете. Учредители и издатели — агрофирма «Семко» и редакция газеты. Газета-альманах «Новый землевладелец» имеет восьмистраничное ежемесячное приложение «Муха» (формат А-4, тираж 10 тыс. экз.). Это приложение — своеобразное продолжение мини-газеты «Муха», издававшейся в начале века.
Заслуживают упоминания такие газеты, как «Сельский коммерсант» (среди учредителей — Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ), «Земля и труд» (еженедельная газета профсоюза работников агропромышленного комплекса России), «Ветеринарная газета» (учредитель — трудовой коллектив редакции), «Пасека» (газета Роспчеловодсоюза).
Названные издания, за исключением двухнедельника «Ветеринарная газета» и ежемесячника «Пасека», выходят еженедельно на 8 полосах форматом А-3. «Сельский коммерсант» ориентируется на работников АПК, фермеров и сельских предпринимателей (издается с 1991 г.). Такой же «возраст» и у профсоюзного еженедельника «Земля и труд». Основанные годом позже «Пасека» и «Ветеринарная газета» адресованы пчеловодам и ветеринарам, фермерам, владельцам домашнего скота.
В процессе становления новой российской аграрной периодики произошло четкое разделение аграрных газетных изданий на две группы. Издания первой группы (к ним можно отнести, например, «Сельскую жизнь» и «Крестьянскую Россию») рассчитаны на земледельцев, землевладельцев и всех сельских жителей, а издания второй группы («Дачники», «Ваши 6 соток» и т.п.) — на горожанина-земледельца и землевладельца. Последние, за редким исключением, дают в основном практическую сельскохозяйственную информацию, не связанную с миром текущей политики.
Отдельную группу образуют фермерские издания. Можно предположить, что в дальнейшем с воссозданием на российской земле местных органов самоуправления появится еще один класс сельских изданий — земские газеты, которые будут писать о социально-экономической и культурной жизни села, отражая интересы и точки зрения этих структур гражданского общества. Не исключено также, что некоторые из существующих ныне районных газет перейдут в разряд земских изданий.
При разном тираже аграрные газеты имеют чаще всего восьмиполосный объем. Почти каждая из них практикует одно- и двухполосные разделы и достаточно большое внимание уделяет разнообразной рекламе. Периодичность выхода у них различная. Некоторые из федеральных и региональных аграрных газет рассчитаны на читателей, как России, так и СНГ.
В аграрной периодической печати рядом с газетными изданиями существуют и журнальные — журналы и бюллетени. Их насчитывается не менее трех десятков.
В группу научно-теоретических и научно-практических журналов входят: «АПК: экономика, управление» (прежде — «Экономика сельского хозяйства», основан в 1921 г.: ежемесячник предназначен для ученых и руководителей АПК, сотрудников и студентов сельскохозяйственных вузов), «Достижения науки и техники АПК» (издается с 1987 г.; этот выходящий один раз в два месяца журнал ориентирован на работников АПК, фермеров); «Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии» (основан в 1878 г.; выходит ежеквартально, рассчитан на ученых-специалистов), «Мелиорация и водное хозяйство» (выходит с 1949 г. 6 раз в год; предназначен для специалистов-мелиораторов), «Механизация и электрификация сельского хозяйства» (издается с 1930 г.; ежемесячник рассчитан на специалистов АПК); «'Тракторы и сельскохозяйственные машины» (ежемесячник издается с 1930 г., ориентирован на специалистов отрасли); «Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий» (ежемесячник основан в 1926 г.; предназначен для экономистов, юристов, руководителей предприятий, сотрудников и студентов вузов).
Все эти журналы, за исключением «Известий Тимирязевской сельскохозяйственной академии», являются изданиями Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ. К ним небольшой группой примыкают журналы научно-производственного и научно-технического характера. Среди них — «Ветеринария» (ежемесячник издается с 1924 г. и рассчитан на врачей-ветеринаров, специалистов АПК, фермеров, научных работников, владельцев домашнего скота и животных); «Молочная промышленность» (выходите 1934 г. ежеквартально для специалистов отрасли); «Молочное и мясное скотоводство» (издается с 1956 г. 6 раз в год для специалистов АПК, фермеров); «Мясная промышленность» (выходит с 1923 г. 6 раз в год для специалистов отрасли); «Пчеловодство» (издается с 1921 г. 6 раз в год для пчеловодов-профессионалов и любителей). Сюда же можно отнести ежемесячный массовый научно-производственный журнал для широкой аудитории «Экономика сельского хозяйства России», выходящий с 1994 г., а также массовый ежемесячный иллюстрированный журнал для работников АПК и сельских жителей «Животновод» (издается с 1987 г.). Особую группу составляют публицистические научно-практические журналы «Фермер» и «Земля России», выходящие соответственно с 1990 и 1991 гг.
Издаются и журналы информационно-рекламного характера: «Агропромышленная реклама и информация» (выходит с 1989 г.; предназначен для руководителей АПК, деловых людей); «Агрохимбизнес» (издается с 1991 г.; распространяется среди производителей и потребителей химической продукции) и информационно-рекламный бюллетень Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «Вестник АККОР».
Для специалистов АПК, фермеров, владельцев дачных участков, сельских жителей выпускаются международные издания. О достижениях мировой науки и практики в агропромышленном комплексе рассказывает «Международный сельскохозяйственный журнал». Этот научно-производственный журнал издается Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, выходит один раз в два месяца.
Другое издание подобного типа — российско-американский ежеквартальный журнал для независимых землевладельцев и садоводов «Новый фермер». Начал выходить в 1991 г. Адресован широкой аудитории — фермерам, арендаторам, работникам колхозов или совхозов, жителям села, горожанам, имеющим дом в деревне, членам садоводческих товариществ.
Каждый номер содержит практические советы лучших фермеров и садоводов США и бывшего Советского Союза. Среди популярных разделов и рубрик — «Сделай сам», «Маркетинг», «Лучшие советы наших читателей». Многообразна и проблематика издания.
Отдельную группу составляют журнальные приложения. Назовем некоторые из них: приложение к журналу «Сельская новь» «Приусадебное хозяйство» выходит с 1981 г. Ежемесячник предназначен для владельцев приусадебных участков, садоводов и огородников. Более оперативное приложение (еженедельник) к тому же журналу — «Приусадебное хозяйство. Субботний курьер». Выходит с 1994 г., рассчитано также на садоводов и огородников. В отличие от основного приложения, имеющего 64 страницы, «Субботний курьер» печатается на 4—8 полосах.
Для сельских школьников с 1993 г. издается другое приложение к журналу «Сельская новь». Называется оно «Стригунок». Этот детский иллюстрированный журнал для младшего и среднего школьного возраста выходит один раз в два месяца на 4—8 страницах. Ту же периодичность при 64 страницах имеет выходящее с 1985 г. приложение «Живая вода» к журналу «Мелиорация и водное хозяйство», рассчитанное на специалистов-мелиораторов.
Объем аграрных журнальных изданий колеблется от 32 страниц (журналы «Молочная промышленность» и «Механизация и электрификация сельского хозяйства») до 148 и 224 страниц (соответственно журналы «Тракторы и сельскохозяйственные машины» и «Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии»). Реклама занимает от 0,5 до 13 журнальных страниц, в зависимости от цели и назначения издания. Распространяется по России, СНГ, странам Балтии.
Перспективы развития аграрной прессы – вопрос сложный. В значительной мере ее будущие зависит от того, как будет развиваться страна. Однако стоит надеяться на то, что будут создаваться издания , ориентированные на те аудитории и тематические ниши, которые еще имеют, хоть малую значимость.
Глава 2. Место аграрной прессы в системе СМИ
1.1.Анализ аграрной прессы
· Газета «Фазенда. Полезные советы Изауры »
Это специализированное региональное издание, основанное на письмах читателей и различных советах, комментариях садоводов, клубов разных городов России. Рассчитано на садоводов и огородников, фермеров и дачников, выходит тиражом от 56 до 57 тысяч экземпляров. Распространяется по всей территории России. Приобрести можно, как по подписке, так и в киосках Роспечати. Оно дает информацию о специфике сезонных работ, полезные советы, публикует материалы в помощь агрохимическому самообразованию и тому подобное.
Издание отличается количеством предоставленной информации, подходящей не только для закоренелых садоводов, но и для начинающих.
Иллюстрации отражают смысл статьи. Дополняют предоставленный материал.
Редакция газеты активно общается с читателями. Примером могут служить публикации, построенные по принципу «вопрос – ответ».
Недостатком газеты «Фазенда. Полезные советы Изауры » является не многоцветность.
Издание имеет рубрики: вопрос на засыпку; хитрости; коротко; важно; вкусно и так далее.
По теоретической части газета близка к совершенству, а по оформлению находится на низком уровне.
· Газета «Цветок»
Это специализированное издание, рассчитанное на любителей цветов. Выходит тиражом от 228 до 229 тысяч экземпляров, два раза в месяц. Приобрести можно по подписке и в киосках Роспечати. Оно дает полезные советы по уходу и размножению, рассказывает о новых гибридах цветочных растений, полезных свойствах.
Газета построена на материалах самих читателей. Вызывает интерес аудитории. Имеются публикации от журналистов редакции.
Красочная обложка привлекает внимание к периодическому издания. Увеличивает возможность его приобретения.
1/2 журнала занимают иллюстрации, предоставленные, как правило, авторами статей.
Удобный формат газеты.
Издание «Цветок» можно отнести к наиболее совершенному аграрному периодическому изданию.
Газета «Моя земля»
Газета для тех, кто любит сад, цветы, огород, животных. Выходит тиражом от 17 до 18 тысяч экземпляров, по средам два раза в месяц. В данном издании отражены в основном местные материалы.
Издание построено на основе информирования читателей о последних сельскохозяйственных новостях. Преобладают материалы, подразумевающие под собой познавательный характер.
Большой процент от информационного материала занимает реклама. Редакция газеты объясняет это отсутствием денежных средств.
Имеется много иллюстраций, что помогает понять информацию в полном объеме.
Открытость газеты «Моя земля», для читательской аудитории. Наличие обратной связи способствует лучшему распространению газеты.
Периодическое издание далеко от совершенства. В нем много не доработок.
· Журнал « Ваш сад»
Научно – популярное издание, являющиеся библиотечкой газеты Ваши 6 соток. Выходит тиражом от 44 до 45 тысяч экземпляров. Особенность данного издания заключается в тематическом выпуске всего издания. Пример: журнал «Ваш сад» № 5 (69) Декоративная листва в саду.
У данного периодического журнала имеется ряд преимуществ:
1. Имеет глянцевую красочную обложку. Привлекает внимание читателя;
2. Публикуются материалы кандидатов биологических наук. Научные знания;
3. Издается в удобном формате (84 ҳ 108 /32). Компактный в обращении;
4. Приобрести можно, как по подписке, так и в Роспечати.
Преобладают и недостатки:
1. Тематическая направленность выпуска ограничивает читательскую аудиторию;
2. Написано научным языком. Материал труден для восприятия;
3. Весь текст написан кратко. Мало информации;
4. Нет иллюстраций. Информация передается в неполном объеме.
Журнал не пользуется спросом у читателей. Большинство садоводов и дачников не знают издание вообще.
2.2. Макет журнала
В качестве аграрного периодического издания, наиболее, отвечающего современным требованиям, хочу предложить журнал «Росток».
Это глянцевый иллюстрированный журнал, читательская аудитория, которого, люди, интересующуюся садом и огородом. Журнал не имеет тематику выпуска, в результате происходит расширение круга читателей. Отсутствуют рубрики, так как материал компонуется по вопросам аудитории, которые присылаются в редакцию. Заинтересованность со стороны потребителей. Много цветных иллюстрации, привлекающие внимание не только к самому журналу, но и способствующие усвоению информации.
Наличие рекламы уступает информационным публикациям. Размещается на отдельной странице.
Проводятся конкурсы для читателей. Цель – увеличить продажу периодического издания, вызвать интерес у аудитории.
Периодичность выхода 1 раз в месяц. Приобрести можно по подписке и в киосках Роспечати.
Издается в удобном, для использования формате.
От других периодических изданий аграрной прессы отличается красочностью, полной открытостью по отношению к читателям.
Заключение:
Современная аграрная пресса достаточно представительна. Но развивается и совершенствуется очень медленно. В настоящие время, когда развитию сельского хозяйства уделяется столько времени, имеется надежда, что периодические издания данной направленности встанут на ступень своего нового развития. Что скоро на прилавках киоска Роспечати и по подписке мы сможем приобрести не одно или два издания, а столько, сколько нам необходимо. И эти журналы и газеты будут соответствовать требованиям, наиболее совершенного периодического издания данной тематики.
Список литературы:
1. Я.Н. Засурский, М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова
Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов.М.: Аспект Пресс, 20003. – 259 с.
2. В.И. Сапонов
Аграрная пресса России. М., 1996.
В.И. Сапонов
Развитие аграрной прессы в 90 – е годы // Журналистика в 1997 году. Ч. 3. М.,1998.
3. Библиотечка газеты «Ваши 6 соток» «Ваш сад» № 5 (69). Декоративная листва в саду.
4. Газета «Цветок» № 10 (76).
5. Газета «Соточка» № 6 (268).
6. Газета «Фазенда. Полезные советы Изауры» №4, 2007.
Страницы: 1, 2