Аграрная пресса

Особое место в аграрной прессе занимают фермерские изда­ния — газеты и журналы, появившиеся в ходе развития фермерс­кого движения. Нужно подчеркнуть, что опыт издания фермерс­ких газет небогат, труден и подчас неудачен. В качестве примера можно привести восьмиполосный еженедельник ассоциаций кре­стьянских (фермерских) хозяйств «Российский фермер» (тираж колебался от 15 до 50 тыс. экз.).

«Российский фермер» выходил форматом А-2. У издания была качественная композиционно-графическая модель, публикации отличались высоким уровнем авторского мастерства и глубиной содержания. Казалось бы, изданию суждена долгая жизнь. Но газе­та не сумела стать «голосом» российского фермерства, не нашла своей ниши и оптимального варианта распространения тиража.

Проблемы фермерства занимают большое место в московских «Крестьянских ведомостях», издающихся с начала 90-х гг. Особым спросом пользуется в Центральной полосе, а также на Кубани и в Ставрополье издающаяся в Ростове-на-Дону издательским домом «Крестьянин» межрегиональная еженедельная газета «Крестьянин». Это издание, выходящее форматом А-3, тиражом от 90 до 130 тыс. экз., рассчитано на жителей села и уделяет большое внимание фермерству; с читателями говорит на простом, доступном им язы­ке, получает много писем и активно работает с ними.

К «фермерским» изданиям принадлежит и газета Московского крестьянского союза «Фермер Подмосковья» (формат А-4, 8 полос, тираж 5 тыс. экз.) и издающаяся фермерами России «Крестьянская газета» (Пермь, формат А-2), издание ивановских фермеров «При­тяжение земли» (формат А-4, 16 полос, тираж 10 тыс. экз.).

Три года назад в газетно - журнальном мире появился такой свое­образный тип издания, как газета-альманах. «Новый землевладе­лец» издается в Москве и рассказывает о вековом опыте земле­дельцев. На его страницах пропагандируются суперэлитные семена и новейшая технология, позволяющие добиться высоких урожаев. «Новый землевладелец» созвучен газете «Землевладелец», выхо­дившей в конце XIX в. Издание имеет формат А-3, выходит 2 раза в месяц на 24 страницах 40-тысячным тиражом, с недавнего вре­мени в цвете. Учредители и издатели — агрофирма «Семко» и ре­дакция газеты. Газета-альманах «Новый землевладелец» имеет восьмистраничное ежемесячное приложение «Муха» (формат А-4, ти­раж 10 тыс. экз.). Это приложение — своеобразное продолжение мини-газеты «Муха», издававшейся в начале века.

Заслуживают упоминания такие газеты, как «Сельский ком­мерсант» (среди учредителей — Министерство сельского хозяй­ства и продовольствия РФ), «Земля и труд» (еженедельная газета профсоюза работников агропромышленного комплекса России), «Ветеринарная газета» (учредитель — трудовой коллектив редак­ции), «Пасека» (газета Роспчеловодсоюза).

Названные издания, за исключением двухнедельника «Вете­ринарная газета» и ежемесячника «Пасека», выходят еженедельно на 8 полосах форматом А-3. «Сельский коммерсант» ориентируется на работников АПК, фермеров и сельских предпринимателей (из­дается с 1991 г.). Такой же «возраст» и у профсоюзного еженедель­ника «Земля и труд». Основанные годом позже «Пасека» и «Вете­ринарная газета» адресованы пчеловодам и ветеринарам, ферме­рам, владельцам домашнего скота.

В процессе становления новой российской аграрной периоди­ки произошло четкое разделение аграрных газетных изданий на две группы. Издания первой группы (к ним можно отнести, на­пример, «Сельскую жизнь» и «Крестьянскую Россию») рассчита­ны на земледельцев, землевладельцев и всех сельских жителей, а издания второй группы («Дачники», «Ваши 6 соток» и т.п.) — на горожанина-земледельца и землевладельца. Последние, за редким исключением, дают в основном практическую сельскохозяйствен­ную информацию, не связанную с миром текущей политики.

Отдельную группу образуют фермерские издания. Можно пред­положить, что в дальнейшем с воссозданием на российской земле местных органов самоуправления появится еще один класс сельс­ких изданий — земские газеты, которые будут писать о социально-экономической и культурной жизни села, отражая интересы и точки зрения этих структур гражданского общества. Не исключено так­же, что некоторые из существующих ныне районных газет перей­дут в разряд земских изданий.

При разном тираже аграрные газеты имеют чаще всего восьми­полосный объем. Почти каждая из них практикует одно- и двухпо­лосные разделы и достаточно большое внимание уделяет разнообразной рекламе. Периодичность выхода у них различная. Некото­рые из федеральных и региональных аграрных газет рассчитаны на читателей, как России, так и СНГ.

В аграрной периодической печати рядом с газетными издания­ми существуют и журнальные — журналы и бюллетени. Их насчи­тывается не менее трех десятков.

В группу научно-теоретических и научно-практических журна­лов входят: «АПК: экономика, управление» (прежде — «Эконо­мика сельского хозяйства», основан в 1921 г.: ежемесячник пред­назначен для ученых и руководителей АПК, сотрудников и сту­дентов сельскохозяйственных вузов), «Достижения науки и техники АПК» (издается с 1987 г.; этот выходящий один раз в два месяца журнал ориентирован на работников АПК, фермеров); «Извес­тия Тимирязевской сельскохозяйственной академии» (основан в 1878 г.; выходит ежеквартально, рассчитан на ученых-специалис­тов), «Мелиорация и водное хозяйство» (выходит с 1949 г. 6 раз в год; предназначен для специалистов-мелиораторов), «Механиза­ция и электрификация сельского хозяйства» (издается с 1930 г.; ежемесячник рассчитан на специалистов АПК); «'Тракторы и сель­скохозяйственные машины» (ежемесячник издается с 1930 г., ори­ентирован на специалистов отрасли); «Экономика сельского хо­зяйства и перерабатывающих предприятий» (ежемесячник осно­ван в 1926 г.; предназначен для экономистов, юристов, руководителей предприятий, сотрудников и студентов вузов).

Все эти журналы, за исключением «Известий Тимирязевской сельскохозяйственной академии», являются изданиями Министер­ства сельского хозяйства и продовольствия РФ. К ним небольшой группой примыкают журналы научно-производственного и науч­но-технического характера. Среди них — «Ветеринария» (ежеме­сячник издается с 1924 г. и рассчитан на врачей-ветеринаров, спе­циалистов АПК, фермеров, научных работников, владельцев до­машнего скота и животных); «Молочная промышленность» (выходите 1934 г. ежеквартально для специалистов отрасли); «Мо­лочное и мясное скотоводство» (издается с 1956 г. 6 раз в год для специалистов АПК, фермеров); «Мясная промышленность» (вы­ходит с 1923 г. 6 раз в год для специалистов отрасли); «Пчеловод­ство» (издается с 1921 г. 6 раз в год для пчеловодов-профессиона­лов и любителей). Сюда же можно отнести ежемесячный массовый научно-производственный журнал для широкой аудитории «Эко­номика сельского хозяйства России», выходящий с 1994 г., а так­же массовый ежемесячный иллюстрированный журнал для работ­ников АПК и сельских жителей «Животновод» (издается с 1987 г.). Особую группу составляют публицистические научно-практические журналы «Фермер» и «Земля России», выходящие соответ­ственно с 1990 и 1991 гг.

Издаются и журналы информационно-рекламного характера: «Агропромышленная реклама и информация» (выходит с 1989 г.; предназначен для руководителей АПК, деловых людей); «Агрохимбизнес» (издается с 1991 г.; распространяется среди произво­дителей и потребителей химической продукции) и информаци­онно-рекламный бюллетень Ассоциации крестьянских (фермерс­ких) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «Вестник АККОР».

Для специалистов АПК, фермеров, владельцев дачных участ­ков, сельских жителей выпускаются международные издания. О достижениях мировой науки и практики в агропромышленном комплексе рассказывает «Международный сельскохозяйственный журнал». Этот научно-производственный журнал издается Мини­стерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, выходит один раз в два месяца.

Другое издание подобного типа — российско-американский ежеквартальный журнал для независимых землевладельцев и садо­водов «Новый фермер». Начал выходить в 1991 г. Адресован широ­кой аудитории — фермерам, арендаторам, работникам колхозов или совхозов, жителям села, горожанам, имеющим дом в дерев­не, членам садоводческих товариществ.

Каждый номер содержит практические советы лучших фермеров и садоводов США и бывшего Советского Союза. Среди популярных разделов и рубрик — «Сделай сам», «Маркетинг», «Лучшие советы наших читателей». Многообразна и проблематика издания.

Отдельную группу составляют журнальные приложения. Назо­вем некоторые из них: приложение к журналу «Сельская новь» «Приусадебное хозяйство» выходит с 1981 г. Ежемесячник пред­назначен для владельцев приусадебных участков, садоводов и ого­родников. Более оперативное приложение (еженедельник) к тому же журналу — «Приусадебное хозяйство. Субботний курьер». Выхо­дит с 1994 г., рассчитано также на садоводов и огородников. В от­личие от основного приложения, имеющего 64 страницы, «Суб­ботний курьер» печатается на 4—8 полосах.

Для сельских школьников с 1993 г. издается другое приложение к журналу «Сельская новь». Называется оно «Стригунок». Этот дет­ский иллюстрированный журнал для младшего и среднего школь­ного возраста выходит один раз в два месяца на 4—8 страницах. Ту же периодичность при 64 страницах имеет выходящее с 1985 г. при­ложение «Живая вода» к журналу «Мелиорация и водное хозяй­ство», рассчитанное на специалистов-мелиораторов.

Объем аграрных журнальных изданий колеблется от 32 стра­ниц (журналы «Молочная промышленность» и «Механизация и электрификация сельского хозяйства») до 148 и 224 страниц (со­ответственно журналы «Тракторы и сельскохозяйственные маши­ны» и «Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии»). Реклама занимает от 0,5 до 13 журнальных страниц, в зависимости от цели и назначения издания. Распространяется по России, СНГ, странам Балтии.

Перспективы развития аграрной прессы – вопрос сложный. В значительной мере ее будущие зависит от того, как будет развиваться страна. Однако стоит надеяться на то, что будут создаваться издания , ориентированные на те аудитории и тематические ниши, которые еще имеют, хоть малую значимость.


Глава 2. Место аграрной прессы в системе СМИ

1.1.Анализ аграрной прессы

·                          Газета «Фазенда. Полезные советы Изауры »

Это специализированное региональное издание, основанное на письмах читателей и различных советах, комментариях садоводов, клубов разных городов России. Рассчитано на садоводов и огородников, фермеров и дачников, выходит тиражом от 56 до 57 тысяч экземпляров. Распространяется по всей территории России. Приобрести можно, как по подписке, так и в киосках Роспечати.  Оно дает информацию о специфике сезонных работ, полезные советы, публикует мате­риалы в помощь агрохимическому самообразованию и тому подобное.

 Издание отличается количеством предоставленной информации, подходящей не только для закоренелых садоводов, но и для начинающих.

 Иллюстрации отражают смысл статьи. Дополняют предоставленный материал.

 Редакция газеты активно общается с читателями. Примером могут служить публикации, построенные по принципу «вопрос – ответ».

 Недостатком газеты «Фазенда. Полезные советы Изауры » является не многоцветность.

 Издание имеет рубрики: вопрос на засыпку; хитрости; коротко; важно; вкусно и так далее.

 По теоретической части газета близка к совершенству, а по оформлению находится на низком уровне.

·                          Газета «Цветок»

 Это специализированное издание, рассчитанное на любителей цветов. Выходит тиражом от 228 до 229 тысяч экземпляров, два раза в месяц. Приобрести можно по подписке и в киосках Роспечати. Оно дает полезные советы по уходу и размножению, рассказывает о новых гибридах цветочных растений, полезных свойствах.

Газета  построена на материалах самих читателей. Вызывает интерес аудитории. Имеются публикации от журналистов редакции.

Красочная обложка привлекает внимание к периодическому издания. Увеличивает возможность его приобретения.

1/2  журнала занимают иллюстрации, предоставленные, как правило, авторами статей.

 Удобный формат газеты.

 Издание  «Цветок» можно отнести к наиболее совершенному аграрному периодическому изданию.

 Газета «Моя земля»

Газета для тех, кто любит сад, цветы, огород, животных. Выходит тиражом от 17 до 18 тысяч экземпляров, по средам два раза в месяц. В данном издании отражены в основном местные материалы.

Издание построено на основе информирования читателей о последних сельскохозяйственных новостях. Преобладают материалы, подразумевающие под собой познавательный характер.

Большой процент от информационного материала занимает реклама. Редакция газеты объясняет это отсутствием денежных средств.

Имеется много иллюстраций, что помогает понять информацию в полном объеме.

 Открытость газеты «Моя земля», для читательской аудитории. Наличие обратной связи способствует лучшему распространению газеты.

 Периодическое издание далеко от совершенства. В нем много не доработок.

·                          Журнал « Ваш сад»

 Научно – популярное издание, являющиеся библиотечкой газеты Ваши 6 соток. Выходит тиражом от 44 до 45 тысяч экземпляров. Особенность данного издания заключается в тематическом выпуске всего издания. Пример: журнал «Ваш сад» № 5 (69) Декоративная листва в саду.

 У данного периодического журнала имеется ряд преимуществ:

1.                        Имеет глянцевую красочную обложку. Привлекает внимание читателя;

2.                        Публикуются материалы кандидатов биологических наук. Научные знания;

3.                        Издается в удобном формате (84 ҳ 108 /32). Компактный в обращении;

4.                        Приобрести можно, как по подписке, так и в Роспечати.

 Преобладают и недостатки:

1.      Тематическая направленность выпуска ограничивает читательскую аудиторию;

2.      Написано научным языком. Материал труден для восприятия;

3.      Весь текст написан кратко. Мало информации;

4.      Нет иллюстраций. Информация передается в неполном объеме.

Журнал не пользуется спросом у читателей. Большинство садоводов и дачников не знают издание вообще.


2.2. Макет журнала


В качестве аграрного периодического издания, наиболее, отвечающего современным требованиям, хочу предложить журнал «Росток».

Это глянцевый иллюстрированный журнал, читательская аудитория, которого, люди, интересующуюся садом и огородом. Журнал не имеет тематику выпуска, в результате происходит расширение круга читателей. Отсутствуют рубрики, так как материал компонуется по вопросам аудитории, которые присылаются в редакцию. Заинтересованность со стороны потребителей. Много цветных иллюстрации, привлекающие внимание не только к самому журналу, но и способствующие усвоению информации.

Наличие рекламы уступает информационным публикациям. Размещается на отдельной странице.

Проводятся конкурсы для читателей. Цель – увеличить продажу периодического издания, вызвать интерес у аудитории.

Периодичность выхода 1 раз в месяц. Приобрести можно  по подписке и в киосках Роспечати.

Издается в удобном, для использования формате.

От других периодических изданий аграрной прессы отличается красочностью, полной открытостью по отношению к читателям.


Заключение:


Современная аграрная пресса достаточно представительна. Но развивается и совершенствуется очень медленно. В настоящие время, когда развитию сельского хозяйства уделяется столько времени, имеется надежда, что периодические издания данной направленности встанут на ступень своего нового развития. Что скоро на прилавках киоска Роспечати и по подписке мы сможем приобрести не одно или два издания, а столько, сколько нам необходимо. И эти журналы и газеты будут соответствовать требованиям, наиболее совершенного периодического издания данной тематики.

Список литературы:

1.     Я.Н. Засурский, М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова

Система средств массовой информации России: Учебное пособие для   вузов.М.: Аспект Пресс, 20003. – 259 с.

2.     В.И. Сапонов

Аграрная пресса России. М., 1996.

  В.И. Сапонов

Развитие аграрной прессы в 90 – е годы // Журналистика в 1997 году. Ч. 3.    М.,1998.

3.     Библиотечка газеты «Ваши 6 соток» «Ваш сад» № 5 (69). Декоративная        листва в саду.

4.     Газета «Цветок» № 10 (76).

5.     Газета «Соточка» № 6 (268).

6.     Газета «Фазенда. Полезные советы Изауры» №4, 2007.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать