Анализ действующей системы безналичных расчётов в ОАО Дочерний Банк "Альфа-Банк" в Казахст...
Содержание
Введение
Глава I. Организация системы безналичных расчётов в Республике Казахстан.
1.1. Сущность и условия функционирования безналичных расчётов
1.2. Основы и принципы построения системы безналичных расчётов.
1.3. Эволюция системы безналичных расчётов.
Глава II. Анализ действующей системы безналичных расчётов в ОАО Дочерний Банк «Альфа-Банк» в Казахстане
2.1. Структура платежного оборота банка.
2.2. Практика организации межбанковских платежей и переводов денег.
2.3. Основные направления развития и пути совершенствования безналичного платёжного оборота в банках 2-го уровня Республики Казахстан.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения.
Введение
Система безналичных расчетов представляет собой организацию безналичного денежного оборота, регулируемого общегосударственными законами и банковскими правилами. Организация и проведение безналичных расчетов относится к банковским услугам клиентам или комиссионным операциям банков. Выполнение данной функции связано, прежде всего, с концентрацией и хранением на банковских счетах свободных денежных средств хозяйства, государства и населения.
Широкое развитие расчетов позволяет значительно ограничить сферу движения наличных денег и сократить издержки обращения наличных денег, связанные с затратами труда для изготовления, транспортировки, хранения и учета денежных знаков. Внедрение эффективных форм безналичных расчетов способствует ускорению платежей и оборачиваемости денежных средств в расчетах и, в конечном счете, ускорению банковского оборота денег. Безналичные расчеты опосредствуют “обмен веществ”, хозяйственные связи в народном хозяйстве, и от их четкости и непрерывности зависит общая эффективность функционирования экономики в целом. Значение безналичных расчетов состоит, прежде всего, в том, что они способствуют кругообороту фондов хозорганов, завершению хозяйственных сделок.
Все коммерческие банки эмитируют в безналичный оборот платежные средства в процессе кредитования хозорганов и населения, которые хранят на счетах в этих банках свои средства. Безналичные расчеты, проходящие через банк, увеличивают его ресурсы, позволяют ему аккумулировать свободные денежные средства в расчетах на нужды кредитования экономики и населения. Безналичные расчеты дают возможность для взаимного контроля хозорганов и позволяют банку наблюдать, проверять и активно воздействовать на ход процесса производства и обращения товаров. Банк контролирует соблюдение хозорганом платежной дисциплины.
Исходя из этого, роль банков при выполнении своих функций посредника в расчетах огромна, и от четкой и эффективной их работы зависит нормальное функционирование народного хозяйства.
Ликвидация административно-командной системы управления экономикой и разрыв экономических связей между республиками, входящими в состав СНГ, повлекли за собой практически полный крах ранее функционировавшей банковской системы и системы безналичных расчетов.
Такое положение с расчетами, подорвало и без того недостаточно эффективно работавшие промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли экономики суверенного Казахстана. Также, к этому следует добавить фактически полную бесконтрольность за предоставлением кредитов и их целевым использованием, при наличии весьма многочисленного контрольного аппарата в банковской системе и в других органах государственного контроля. Однако, как показала практика, все виды контроля (предварительный текущий, последующий, внешний и внутренний) участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств, в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях, должным образом еще не налажены. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различных форм собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных, в образовании платежного кризиса, что ослабило применение всех видов расчетов. Результатом непродуманной кредитной политики явились инфляция и связанные с нею нежелательные явления.
Коммерциализация отечественной банковской системы, обострение конкуренции между финансовыми институтами, повлекли за собой необходимость познания и применения на практике позитивного опыта, который накоплен банками в развитых странах.
Цель работы заключается в том, чтобы осветить проблему безналичных расчетов в Казахстане, после распада «монобанковской» системы, которая существовала в годы социализма. Изучить виды и формы безналичных расчетов и рассмотреть возможность их развития в Республике Казахстан.
В работе мною использованы работы отечественных авторов по данной теме, законодательные акты Республики Казахстан, нормативные документы и методические разработки Национального банка Республики Казахстан.
Практический анализ состояния системы безналичных расчётов, платежей и переводов денег сделан на примере фактических отчётных данных одного из крупнейших банков - ОАО Дочерний Банк "Альфа-Банк" в Казахстане
Глава I. Организация системы безналичных расчётов в Республике Казахстан.
1.1. Сущность и условия функционирования безналичных расчётов.
Выполнение банками функции безналичных расчетов связано, прежде всего, с концентрацией и хранением на банковских счетах свободных денежных средств хозяйства, государства и населения. Коммерческие банки открывают своим клиентам различные виды счетов: текущий, лицевой, депозитный, контокоррентный, ссудный и т.д.
В условиях коммерческого расчета и самофинансирования текущий счет является главным счетом в банке. С помощью этого счета производятся все денежные операции по оплате сырья, материалов, выплате заработной плате, взносам в бюджет, а также поступления денежной выручки от реализации товаров, работ и услуг.
Банковский счет - это способ отражения договорных отношений между банком и клиентом по приему депозита (вклада) и совершению банком операций, связанных с осуществлением банковского обслуживания клиента, предусмотренного договором, законодательством и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Банковские счета могут открываться и вестись как в тенге, так и в иностранной валюте и подразделяются на текущие, сберегательные и корреспондентские счета.
Текущие[1] и сберегательные счета - банковские счета физических и юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц (филиалов и представительств).
Корреспондентские счета - банковские счета банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.
При открытии текущего или корреспондентского счета по договору банковского счета банк обязуется принимать деньги, поступающие в пользу клиента, выполнять распоряжения клиента о переводе (выдаче) клиенту или третьим лицам соответствующих сумм денег и оказывать другие услуги, предусмотренные договором банковского счета.
Договор банковского счета должен содержать следующее:
1) предмет договора;
2) регистрационный номер налогоплательщика-клиента, указанный в документе, выданном органом налоговой службы, за исключением случаев, когда представление такого документа при открытии банковского счета не требуется;
3) порядок распоряжения деньгами, находящимися в банке;
4) условия оказания банком услуг и порядок их оплаты.
В договоре банковского счета могут быть предусмотрены иные условия, согласованные сторонами.
В договоре банковского счета должны также содержаться дополнительные требования, установленные законодательством.
Для открытия банковского счета клиенту необходимо представить:
для юридических лиц-резидентов Республики Казахстан и их обособленных подразделений (филиалов и представительств):
документ с образцами подписей и оттиска печати;
оригинал документа, выданный органом налоговой службы, подтверждающий факт постановки клиента на налоговый учет;
копию документа установленной формы, выданного уполномоченным органом, подтверждающего факт прохождения государственной регистрации (перерегистрации);
для филиалов и представительств - копия доверенности, выданная юридическим лицом-резидентом Республики Казахстан руководителю филиала или представительства;
нотариально удостоверенную копию устава (для обособленных подразделений - Положения) либо документа, подтверждающего факт деятельности клиента на основании типового устава;
для государственных учреждений, финансируемых из государственного бюджета - разрешение Министерства финансов Республики Казахстан;
В течение трех рабочих дней после открытия банковского счета юридическому лицу или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, банки обязаны уведомить об этом соответствующие органы налоговой службы.
Платежи и переводы денег, осуществляемые через корреспондентский счет банка-нерезидента, открытый в уполномоченном банке, производятся только в безналичном порядке.
Выдача выписок по банковским счетам производится банками в соответствии с договором. Банк вправе предоставлять услуги по передаче (доставке) клиенту выписок по их счетам электронным способом либо нарочно, если это предусмотрено в договоре.
Приостановление расходных операций по банковским счетам или арест денег, находящихся на банковском счете, производится согласно законодательным актам Республики Казахстан на основании соответствующих решений (постановлений) уполномоченных органов, обладающих правом приостановления расходных операций на банковском счете или ареста денег клиента, находящихся на банковском счете.
Возобновление операций по банковским счетам производится на основании соответствующих письменных уведомлений уполномоченных органов об отмене решений (постановлений) о наложении ареста на деньги, находящиеся на банковском счете, или приостановлении расходных операций на банковском счете.
При недостаточности денег на банковском счете, к которому предъявлены решения (постановления) уполномоченных органов о наложении ареста, банк принимает к исполнению указанные решения (постановления) и приостанавливает расходные операции до накопления необходимой суммы, указанной в решении (постановлении) о наложении ареста.
При отсутствии денег на банковском счете, к которому предъявлены решения (постановления) уполномоченных органов о наложении ареста на деньги клиента, находящиеся на таком счете, банк не позднее трех рабочих дней после получения такого решения уведомляет соответствующие органы о невозможности его исполнения с указанием причин и запрашивает указанные органы о дальнейших действиях по исполнению решений (постановлений) о наложении ареста.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12