Анализ действующей системы безналичных расчётов в ОАО Дочерний Банк "Альфа-Банк" в Казахст...

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

С  принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип их имущественной ответственности за соблюдением договорных условий.Таким образом, необходимо отметить следующее: все принципы организации безналичных расчётов тесно взаимосвязаны друг с другом. Нарушение работы одного из них приводит к общему сбою в функционировании всего платёжного оборота и несоблюдению платёжной дисциплины. Указанные последствия, как известно, имеют весьма негативное влияние в целом на всю систему хозяйственных расчётов, а также финансовую и банковскую систему любой страны. В связи с этим, весьма важным является вопрос рассмотрения эволюции системы безналичных расчётов.

1.3.  Эволюция системы  безналичных расчётов. 


Как уже отмечалось, основной из важнейших задач   банков является мобилизация ими денежных средств юридичес­ких и физических лиц в объемах, необходимых для обеспечения кредитования экономики рес­публики.

С начала 1993 года в Казахстане усложнилось прохожде­ние платежей со всеми бывшими республика­ми СССР, особенно с Россией. С апреля 1993 года они вообще были приостановлены в связи с образованием крупного дебетового сальдо на корреспондентском счете Казахстана в Центральном Банке Российской Федерации. Платежи стали осуществляться в пределах причитавшихся Казахстану средств по постав­кам в Россию.

Проводилась работа по ускорению расчетов и внутри республики. Особенно активно стали внедряться электронные платежи между расчетно-кассовыми центрами. Была взята на контроль доставка почтовой корреспонденции, Были разработаны и внедрены Правила рас­четов между учреждениями банков внутри одной системы.

Большая работа проводилась центральным аппаратом по разработке нового Плана счет баланса Национального Банка и его учреждений по рекомендации и содействии международных организаций. Была начата работа по разработке нового плана счетов для коммерческих банков.

1993 год характеризовался определенные сдвигами в области развития автоматизации банковской системы. В апреле 1993 г. Национальным Советом по экономическим преобразованиям была одобрена представленная национальным Банком программа информации банковской системы.

 Этой программой задача информатизации банковской системы была разбита на 2 этапа: первый — укрепление действующей и осуществление подготовительных работ по созданию технической базы   платежной системы; второй — реализация новой модели платежной системы.

В течение 1995 года успешно формировался рынок государственных ценных бумаг. Высту­пая в качестве финансового агента Правитель­ства, Национальный Банк Казахстана размещал и обслуживал выпуск в обращение государ­ственных ценных бумаг на аукционной основе. Преимущество аукционного метода заключает­ся в том, что доходность и объемы выпуска ценных бумаг определяются на базе конкури­рующих между собой заявок потенциальных инвесторов на их покупку. В целях организа­ции и проведения аукционов казначейских векселей Национальным Банком совместно с Министерством финансов были разработаны и утверждены Временные правила, постоянно проводилась методологическая работа с пер­вичными дилерами, оказывалась практическая помощь в их деятельности на рынке государ­ственных ценных бумаг.

Проводимые мероприятия позволили в 1995 году разместить на 15 аукционах 3 671 тыс. векселей на общую сумму 233,7 млн. тенге, что в 4,7 раза выше предусмотренного Законом Республики Казахстан «О Республи­канском бюджете на 1995 год» объема продаж. Объем находящихся в обращении векселей по состоянию на 1 января 1995 года составил 209,7 млн. тенге.[5]

В 1998 г. доходность по казначейским век­селям и нотам Национального Банка была ниже доходности по межбанковским кредитам и аукционным кредитам Национального Банка.

В 1999 г. в среднем 13,5% банков от общего их количества нарушали выполнение резерв­ных требований. К банкам, допустившим нарушения, применялись меры воздействия в виде штрафных санкций. При этом коэффициент ликвидности в целом по банковской системе оставался значительно выше нормативного (в среднем за год 0,56 при нормативе 0,3).

В области кредитных операций в 1999 году были приняты определенные меры по прибли­жению функций Национального Банка к фун­кциям центральных банков стран с развитой рыночной экономикой.

В 1999 году была прекращена выдача директивных кредитов. Всего за 1999 год Национальным Банком предоставлено центра­лизованных кредитов на различные сроки в объеме 30,2 млрд. тенге, в том числе Мини­стерству финансов на покрытие дефицита республиканского бюджета в сумме 8,6 млрд. тенге, банкам второго уровня — 16,5 млрд. тенге, небанковским финансовым учреждени­ям — 4,4 млрд. тенге, клиентуре Националь­ного Банка — 0,7 млрд. тенге.

Аукционные кредиты предоставлялись сро­ком от 1 до 3 месяцев, при этом на долю трехмесячных кредитов приходилось около 73% от всех выданных кредитов.

Открытием нового финансового рынка в 1999 году стали торги межбанковскими креди­тами, организуемые Межбанковской Финансо­вой Палатой. За 1999 год Национальным Банком на межбанковские торги было выстав­лено краткосрочных кредитов в объеме 4,6 млрд. тенге, из них продано 3,4 млрд. тенге.

За 1998 год из кассы банков было выдано денежной наличности в размере 269,8 млрд. тенге. Из них 63,3% выдач приходится на выплату заработной платы и 18,1% на выплату пенсий и пособий.

В результате опережающего темпа роста кассовых поступлений по сравнению с кассо­выми расходами сократился удельный вес эмиссии наличных денег в выдачах из касс банков, который по республике за январь— декабрь 1998 года составил 10,7% против 20% в 1997 году.

Улучшились в 1999 году показатели по возврату наличных денег в кассы банков практически во всех регионах республики. В связи с реализацией Программы рефор­мирования банковской системы, переходом банков на единый корреспондентский счет и выдачей лицензии на инкассацию коммерчес­ким банкам, количество инкассируемых Наци­ональным Банком точек за 1999 год сократи­лось на 2 535 и составило 3 302.

В соответствии с разработанной стратегией построения в Республике Казахстан современ­ной комплексной платежной системы, прово­димые мероприятия по дальнейшему развитию платежной системы были скоординированы с Программой действий Правительства Респуб­лики Казахстан на 1996—1999 годы, учитывали рекомендации международных финансовых организаций и банков второго уровня и обеспечивали повышение эффективности фун­кционирования банковской системы.

В целях ускорения работы по созданию эффективной и безопасной платежной системы была создана специализированная организация — Казахстанский Центр Межбанковских Рас­четов (КЦМР), основной задачей которого является обеспечение функционирования пла­тежной системы страны.

В соответствии с Программой дальнейшего реформирования банковской системы Респуб­лики Казахстан на 1996—1999 годы, были разработаны «Правила проведения расчетов Казахстанским Центром Межбанковских Расче­тов (КЦМР) в системе крупных платежей». Назначение системы крупных платежей заклю­чается в исполнении безотзывных и безуслов­ных платежей в национальной валюте Респуб­лики Казахстан с гарантией расчета в течение одного операционного дня с использованием и в пределах сумм денежных средств, находя­щихся на счетах пользователей системы круп­ных платежей в Национальном Банке Респуб­лики Казахстан.

К концу 1999 года наблюдалось значитель­ное увеличение платежного оборота через Систему крупных переводов КЦМР платежей. Так, если в августе сумма всех платежей, проведенных через СКП КМЦР, составила 51 786 млн. тенге, то к декабрю 1999 г. платежный оборот увеличился до 89 283 млн. тенге. [6]

Объем МЕККАМ, МЕОКАМ (по дисконтиро­ванной цене) и НСО, находящихся в обраще­нии, на конец года составил 22,6 млрд. тенге.

Законом Республики Казахстан «О респуб­ликанском бюджете на 1998 год» от 31.12.99 г. № 59-1 было предусмотрено выпустить в об­ращение государственных ценных бумаг на 68,3 млрд. тенге и направить на покрытие дефицита республиканского бюджета 11,8 млрд. тенге (21,5% финансирования дефицита бюдже­та). Фактически Минфином Республики Казах­стан эмитировано МЕККАМ, МЕОКАМ и НСО на сумму 55 млрд. тенге и нетто-поступления в республиканский бюджет от выпуска госу­дарственных казначейских обязательств соста­вили около 8,5 млрд. тенге.

В 1999 году межбанковское кредитование осуществлялось, в основном, на неорганизован­ном денежном рынке. Объем кредитов «корот­ких» денег (до 30 дней) в национальной валюте составил 5,9 млрд. тенге, а средневзвешенная ставка вознаграждения (интереса) по ним — 11,3%. На этом сегменте рынка также предос­тавлялись кредиты в иностранной валюте. Короткие кредиты в долларах США за год составили 45,9 млн. долл. США со средневзве­шенной ставкой вознаграждения (интереса) 8,9%.

Вклады физических лиц и депозиты небанков­ских юридических лиц в банках второго уровня достигли 81,5 млрд. тенге, увеличив­шись за год на 12,9%. Депозиты в национальной валюте увеличились на 43,8%, в инвалюте — уменьшились на 31,4%.

Депозиты небанковских юридических лиц составили 52,7 млрд. тенге, из них в тенге до востребования — 37,31 млрд. тенге (рост на 53,1%), срочные — 3,44 млрд. тенге (уменьшение на 28,5%). Депозиты в иностранной валюте небанковских юридических лиц составили 12,0 млрд. тенге (уменьшение на 49,4%), из них до востребования — 9,4 млрд. тенге (уменьше­ние на 39,57о), срочные — 2,6 млрд. тенге (уменьшение на 68,4%).

По состоянию на 1 марта 2000 года в республике действуют 53 банка второго уровня, в том числе, межгосударственный-1, государственный-1, с иностранным участием (включая дочерние банки банков нерезидентов)-22.

По состоянию на 01.03.2000 г. филиальную сеть имеют 27 банков второго уровня, общее количество филиалов-423, в т.ч. ОАО "Народный сберегательный Банк Казастана"-180.[7]

Расчетно-кассовые отделы вне места нахождения банка имеют 10 банков. Общее количество РКО на 01.03.2000 г.-1106, в т.ч. ОАО "Народный Сберегательный Банк Казахстана"-964, ОАО "Банк Туран Алем"-59.

Всего 50 банков второго уровня на 01.003.2000 г. имеют лицензию на проведение банковских операций в тенге и иностранной валюте.

В соответствии с Правилами о порядке перехода банков второго уровня к международном стандартам по состоянию на 01.03.2000 г. в первую группу отнесены 11 банков, во вторую-25.

В республике открыты 17 представительств иностранных банков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать