Обучающаяся организация – это организация, которая, получая обратную связь, использует ее как для корректировки рабочего процесса в соответствии с заданной технологией, (это делают или, по крайней мере, должны делать все организации), так и для совершенствования своих способностей на будущее (это делают только обучающиеся организации).
Все организации состоят из людей или индивидуумов, которые порождают
интеллектуальные модели или укоренившиеся типы мировоззрения, сформированные
опытом и формирующие опыт каждой отдельной личности. Именно люди со своими
отношениями и взглядами делают организацию живой… либо замедляют ее развитие.
Если организация находится в плену отдельных интеллектуальных моделей, то она
не формирует новое понимание ситуации в активно изменяющихся условиях рынка.
Поэтому в обучающейся организации необходимо постоянное личностное развитие –
совершенствование (то есть получение обратной связи и изменение себя).
Для того чтобы быть живой, организация и ее сотрудники должны уметь отслеживать
свои собственные точки торможения, ошибок, регрессии. Таковыми в организации
являются:
? закрепившиеся стереотипы и мнения в коллективе сотрудников;
? правота отдельных мнений - вместо развития;
? закрытость сотрудников для информации;
? однозначность в отношении - вместо понимания системности и многозначности;
? линейность мышления - вместо признания нелогичности и системности.
При этом организация должна сохранять свою уникальность, идентичность, способность к движению – а значит, должно быть нечто, объединяющее весь коллектив, та причина, из-за которой люди хотят что-то делать вместе; некая единая идея, закрепленная особенностями корпоративной культуры. Общая мечта. Именно это общее видение позволяет сохранять целостность и концентрированность усилий.
Организацию можно назвать обучающейся, если она подходит к осмыслению себя и развивается через формирование следующих элементов:
? Системное мышление;
? Групповое обучение;
? Личное совершенствование;
? Понимание коллективных и индивидуальных Интеллектуальных моделей;
? Сотрудники и команда менеджеров имеют Общее видение.
Для закрепления и сохранения навыка обучающейся организации необходимо создать культуру обучения. Эта культура представляет собой накопление предшествующего обучения на основе прежних решений. Принятые исходные установки развития, которые работают достаточно хорошо для того, чтобы считаться действительными для данной конкретной компании, изобретаются, открываются или разрабатываются определенной группой сотрудников организации в процессе решения проблем. Эти основные установки постоянного обучения, трансформации и развития должны быть преподаны новым членам организации в качестве правильного способа восприятия, мышления и правильного отношения к этим проблемам.
Обучение происходит в организации, когда люди обмениваются своими интеллектуальными моделями, исследуют их и взаимодействуют друг с другом. В соответствии с этим в компании должны поддерживаться на постоянном уровне такие методы обучения в процессе работы, как:
Системный подход к анализу любой ситуации
Некоторые принципы системного мышления:
? Видеть взаимосвязи, а не линейные цепочки причинно-следственных связей.
? Видеть процессы изменений, а не статичные состояния.
? Каждый несет часть ответственности за проблемы, создаваемые системой.
? Мы являемся узниками систем, о существовании которых мы не знаем.
? Правильных ответов не существует. Есть лишь набор потенциальных действий, каждое из которых привносит некоторые желаемые и некоторые непредвиденные последствия
? Системы не поддаются расчленению и исправлению по частям, системы обладают целостностью, и необходимо работать с целым, а не с его отдельными частями
? Причина и следствие не всегда тесно соотносятся во времени и пространстве, и вследствие этого реальная причина какой-то проблемы может быть неочевидной
? Самые очевидные решения могут оказаться совершенно неэффективными. Если эти решения и действуют, они способны улучшить ситуацию лишь на некоторое время, а в долгосрочной перспективе приведут к ухудшению
? Люди любят винить в своих трудностях других, но проблемы в любых системах зачастую порождаются включенными в них людьми, а не какими-то внешними силами.
Групповое обучение
Способ обучения через ведение диалога, причем диалог в данном случае понимается не как защита отдельных мнений, а как сбор и синтез всех точек зрения в одну, максимально вбирающую в себя все высказанное. Цель диалога состоит в выходе за пределы индивидуального понимания ситуации, развитии и расширении этого понимания. В данном процессе важно как рассматривается обучение участвующими в нем сотрудниками. Подходы к обучению, использующиеся в Школе менеджеров "Арсенал" (ниже мы более подробно остановимся на опыте Школы менеджеров “Арсенал”):
? Самое важное обучение происходит на рабочем месте, а не в тренинговых классах.
? Самое эффективное обучение - обучение социальное и активное, а не индивидуальное и пассивное.
В процессе обучения решено придерживаться следующих методов или правил:
? Проговаривать то, о чем мы обычно не говорится.
? Сочетать изучение вопроса и самозащиту (искусство беспристрастного расследования)
? Различать официальные теории (то, что мы говорим) и используемые теории (на основании которых мы действуем)
Личное совершенствование:
Навык правильной постановки вопросов перед собой помогает людям замедлять процесс мышления затем, чтобы глубже осознать свои интеллектуальные модели.
У каждого есть собственный цикл индивидуального обучения, состоящий из:
1. Обретенного на рабочем месте конкретного опыта;
2. Размышлений об опыте, понимание смысла и причин произошедшего;
3. Выработанных на основе опыта концепций и обобщений;
4. Испытания данной концепции эмпирическим путем;
5. Повторения и закрепления цикла.
Внедрение концепции “Обучающейся организации” в компании “Арсенал”.
Этот пример я считаю одним из самых показательных в данной дипломной работе. Дело в том, что компания “Арсенал”, занимающая одну из лидирующих позиций на рынке корпоративного обучения, столкнулась с такими трудностями в свой работе, что сама была вынуждена обратиться за консультацией в области анализа и повышения квалификации персонала. Повысить эффективность компании удалось в первую очередь за счет внедрения программы “Обучающейся организации” - этот подход решил не только проблему повышения квалификации, но и улучшил отношения персонала внутри компании. Как и говорилось выше, проблемы повышения профессиональног уровня сотрудников тесно связаны с проблемой их мотивации – что лишний раз подтверждено данным примером. Важную роль в подготовке программы для компании “Арсенал” сыграли методы, подробно описанные в книге Питера М. Сенге “Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации”.
В компании сложилась следующая ситуация. Наряду с достижениями, такими как оригинальные разработки программ, лидерство в ассортименте, качестве тренинговых программ - в частности, предпринимательского тренинга “Технология Успеха” - появились и замедляющие развитие компании “Арсенал” тенденции.
Так, прослеживалось отсутствие слаженности в работе, недисциплинированность сотрудников, нечеткость в распределении обязанностей, неструктурированность отношений, усталость, как рядовых сотрудников, так и руководителей, эмоциональные, имеющие историю отношения в коллективе, которые иногда не позволяют работать и обсуждать дела конструктивно.
Особенно значимыми чертами ухудшения ситуации стали:
? замедляющаяся скорость развития компании;
? отсутствие у коллектива видения будущего компании;
? небольшая прибыльность организации;
? отсутствие новых продуктов.
Практика обращения к внешней
консалтинговой компании не дала значимых положительных результатов, процесс
консалтинга был приостановлен.
Конечно, интересным являлся вопрос, - насколько эффективно для организации, по
сути работающей в сфере консалтинга (контекст услуг по проведению тренингов,
программ обучения и развития, а также рекрутмента, - это и есть консалтинг)
обращение к другому внешнему консультанту. Но, поскольку Школа менеджеров
является организацией, то она подлежит консалтингу так же, как и любая другая.
Необходимость изменений в компании назрела, и при обсуждении консультанта с генеральным директором перспектив развития одними из главных задач дальнейшей работы признавались:
1. Создание четкого мотивирующего видения организации;
2. Создание новой надежной сплоченной команды сотрудников и менеджеров;
3. Развитие компетентности сотрудников и организации в целом: научиться понимать интеллектуальные модели, которые сейчас ограничивают ее рост и развитие, находить системное решение проблем (компетентность в режиме Learning organization);
4. Создать условия для появления новых продуктов, то есть стимулировать более активную инновационную творческую деятельность сотрудников;
5. Повысить уровень профессионализма всей организации;
6. Как следствие - улучшение экономических результатов деятельности.
Эти задачи можно решить с помощью применения модели развития обучающейся организации. Необходимо было обязательно учесть, что шаги по развитию должны быть постепенными, понятными и поддерживаемыми сотрудниками. Такая модель развития помогала обозначить для сотрудников пути изменения, сделать их активными участниками изменений.
Был выбран путь от простого к сложному - от создания инициативной группы и
через сотрудничество с ними и их поддержку - изменение корпоративной культуры.
Итак, какие же шаги были предприняты…
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
Апрель 2001 - Собрание коллектива "Арсенала"
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12